Статья «Организация внеклассной работы по физической культуре в сельской малокомплектной школе»

1
0
Материал опубликован 29 January 2019

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Важнейшей составляющей целостного физического воспитания в современной школе является внеклассная работа- деятельность, в которой учащиеся могут в полной мере продемонстрировать приобретенные на уроках навыки, умения в неформальной, состязательной обстановке.

Цель внеклассных мероприятий состоит в том, чтобы на основе различных склонностей и интересов учащихся:

углубить их знания;

расширить и закрепить арсенал двигательного опыта в определенных видах спорта;

развивать различные двигательные способности, морально- нравственные и эстетические качества;

приобретать бесценный опыт в ведении документации (оформлении заявок, заполнении протоколов, турнирных таблиц);

научиться оказывать помощь в судействе;

формировать умение сопереживать товарищам, поддерживать их различными интересными «кричалками», создавая тем самым ситуацию успеха.

В условиях сельской малокомплектной школы все вышесказанное еще более актуально, из-за отсутствия организаций дополнительного образования, соответствующей инфраструктуры, малочисленности населения, достаточно низкого уровня жизни семей с детьми.

В сложившихся обстоятельствах, в отдаленной школе с общим количеством детей – 50 человек школьная спартакиада- это просто находка, т.к., по моему глубокому убеждению, детям без соревнований нельзя!

В нашей образовательной организации школьная спартакиада проходит в течение всего учебного года. График ее проведения составлен в соответствии с районными соревнованиями, и иногда школьные соревнования являются отборочными для участия в районных мероприятиях.

Начинается учебный год в нашей школе со Дня Здоровья, который проходит в начале сентября. Раньше мы, учителя и учащиеся, в этот день ходили в походы - километраж зависит от возраста учащихся. Малыши поближе к поселку, старшие ребята идут или едут на велосипедах уже на более значимые расстояния. Ребята вместе со своими классными руководителями разбивали лагерь и чудесно проводили день.

А старшеклассники ходили в поход с ночевкой на природе. Воспоминаний хватает на долгие годы. Сейчас, уже пару лет, с походами не получается из-за погодных условий.ПоэтомуДень Здоровья проходит на территории школы.

Его программа направлена на выявление самого спортивного класса среди 2-4, 5-7 и 8-9 классов и определение лучшего спортсмена и лучшей спортсменкишколы.

Программа спортивного праздника включает в себя следующие виды состязаний:

1) подтягивание на высокой перекладине (мальчики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки);

2) тест на гибкость;

3) бег 30 метров;

4) прыжок в длину с места;

5) поднимание туловища из положения лежа;

6) прыжки через скакалку;

7) метание мяча на дальность.

Следующим соревнованием в рамках школьной спартакиады является легкоатлетический кросс. Бег на дистанцию 500 м для учащихся 1-2 класcов; бег 1000 м для 3-9 классов. Девочки соревнуются отдельно от мальчиков.

Победители своих забегов в различных возрастных группах отбираются для районного легкоатлетического кросса.

Самыми необычными, по крайней мере для нашего района, и самыми любимыми для детей являются соревнования по пляжному волейболу (5-9 классы) и пляжному пионерболу (1-5 классы). Идея проведения данных соревнований пришла так же из-за маленького количества детей и из-за большой любви детей к волейболу. Команды, разнополые и разновозрастные, состоящие из двух игроков, ребята составляют сами - единственным условием является то, что в одной команде не могут играть два члена сборной школы по волейболу, чтобы сразу исключить явное лидерство.

Заявку обязательно подписывает классный руководитель каждого ученика. Так что стимул вовремя учить стихи и теоремы налицо!

Жеребьевка, турнирная таблица, протоколы с подписями капитанов и судьи, лучшими игроками из обеих команд - все по-взрослому. Зал всегда заполнен болельщиками, даже в лице бабушек и дедушек. Ребята внимательно следят за ходом турнира, строят тактические планы и схемы по успешному завершению соревнований. Награждается лучший игрок турнира и команды, занявшие 1,2,3 места.

Информация обо всех проведенных соревнованиях, участниках, победителях и призерах отражается на сайте школы. Мероприятие довольно длительное, интересное, очень востребованное в детской среде, бесспорно позитивное, хотя не обходится и без слез.

В 2016-2017 учебном году мы попробовали провести «Мастер-классы», которые прошли достаточно успешно. Первый класс мастеров был прыжковый. Осенью в начале учебного года, когда изучается раздел «Легкая атлетика. Прыжки в высоту с разбега», мы решили, что стоит показать ребят, умеющих высоко, правильно и красиво прыгать.Свое мастерство продемонстрировали лучшие прыгуны школы. Каждый прыжок спортсменов сопровождался дружными аплодисментами и одобрительными криками зрителей. В конце мальчики продемонстрировали верх своего таланта. Учащийся 8 класса Матвеев Данила с места прыжком двумя ногами без опоры запрыгнул на кубы высотой 90 см. А учащийся 9 класса Радчук Виталий с места прыжком ноги врозь перепрыгнул Данилу.Мероприятие оказалось незатянутым, очень интересным и позитивным. Всё понравилось и самим спортсменам, и, конечно, зрителям.

Следующий мастер-класс был проведен после прохождения раздела «Гимнастика с основами акробатики». Из каждого класса мальчик и девочка представили на всеобщее обозрение различные акробатические композиции. Малыши с нескрываемым восторгом смотрели на великолепные акробатические этюды старшеклассников, старшие, в свою очередь с умилением наблюдали за трогательными и очень старательными выступлениями малышей.

Еще один мастер-класс мы провели с помощью папы пятиклассника, который в свое время серьезно занимался настольным теннисом. Теннисный стол приобрели недавно и пригласили гостя поделиться секретами этой игры. Александр Петрович Швек рассказал об игре много интересного, сразу отметил сильные и слабые стороны игроков, дал советы технического и тактического плана, и конечно, сыграл с каждым. Ребята пригласили гостя по возможности наведываться к нам. Еще долго звучало во время игры: «Дядя Саша показывал вот так».

Остальные соревнования у нас традиционные: турнир по настольному теннису, стрит - бол, мини – футбол, легкоатлетическое многоборье, «Вперед, мальчишки!» - спортивный праздник к 23 февраля, летние и зимние фестивали ГТО, командный пионербол и волейбол.

Интересно, что все значимые спортивные события, происходящие в мире и стране, мы стараемся обозначить в школе. К Олимпиаде в Сочи на стенде школы висела карта России и каждый день ребята приклеивали стикеры к месту, где находится олимпийский огонь. А во время Олимпиады активно следили за достижениями наших спортсменов и на самодельном пьедестале отмечали наши победы и спортсменов.

Подведение итогов соревнований проходит на общешкольной линейке, ребята награждаются медалями и грамотами. Охват учащихся, участвующих в Школьной Спартакиаде практически 100%! Даже если ребенок не участвует в конкретном соревновании, он ведет документацию, что тоже оценивается (5 верно заполненных протоколов - оценка 5).

Школьные соревнования помогают нам добиваться серьезных результатов в районной Спартакиаде школьников. Наши команды постоянно являются победителями или призерами районных турниров. Три обучающихся нашей школы, к слову, самой маленькой в районе, стали участниками Областного Фестиваля ГТО, где две девочки взяли серебро и бронзу в своих ступенях.

Школа должна притягивать к себе детей. Она должна помогать испытывать радость первых побед, горечь неудач, учить стремлению преодолевать трудности, верить в себя. Школа должна учить беречь здоровье, интересно и с пользой проводить свободной время, быть членом команды, которая радуется твоим достижениям и может поддержать, когда что-то не получается.

Школьная спартакиада в полной мере позволяет реализовать основные принципы здоровьесозидательного образовательного пространства!

Учитель физической культуры И.П. Лойчик

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.