Доклад «Эффективные образовательные технологии, используемые при организации внеклассной работы по истории в условиях Лозымского филиала»
Тема доклада: «Эффективные образовательные технологии, используемые при организации внеклассной работы по истории в условиях Лозымского филиала»
Автор и докладчик ― Ненев Олег Сергеевич, учитель истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО»
Озвучен на заседании МО 26 декабря 2015 года в рамках методической недели "Эффективные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС в Лозымском филиале и УКП "РДБ"
Понятие "внеклассного мероприятия" и его особенности
Внеклассные мероприятия представляют собой комплекс мер и занятий, проводимых преподавателем (или другим ответственным лицом) для прямого воспитательного воздействия на учащихся.
Важность роли внеклассных мероприятий в образовании трудно переоценить. Не только организованная форма обучения на уроках, но и регулярные мероприятия вне класса способствуют успешному обучению. Интерес ребенка к определенному предмету или профессии часто проявляется после проведения внеклассных мероприятий – это знает каждый опытный педагог.
Ознакомление учащихся с определенными дисциплинами вне учебного плана позволяет ученикам научиться адаптации к разным условиям. Форма проведения внеклассных занятий принципиально отличается от работы на уроках. Большой упор в организации мероприятий, проводимых во внеклассное время, делается на самостоятельность учеников и вырабатывает в них необходимые для успешной учебы навыки.
Цель таких мероприятий отвечает фундаментальной идее понятия «воспитание» - сформировать человека с гармоничным сочетанием физического совершенства, моральной чистоты и духовного богатства. Словом, внеклассные мероприятия проводятся с направленностью на всестороннее развитие личности учащегося.
Основная цель таких занятий – формирование важных качеств (умение эффективно работать в коллективе, дружба и взаимопомощь) у учащихся, необходимых в повседневной жизни человека в обществе.
Внеклассные мероприятия обогащают ученика новыми понятиями и фактами, освещают некоторые стороны жизни общества, расширяют его кругозор.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.
Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.
Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся.
Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.
Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:
- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;
- в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Особенности внеклассного мероприятия
1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.
2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие– это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.
Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассного мероприятия такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.
6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
Внеклассные мероприятия по истории в Лозымском филиале ГОУ РК "РЦО", проведеные в 1 полугодии 2015-2016 учебного года
В числе задач МО историков на текущий учебный год поставлены следующие важные задачи:
-
совершенствовать воспитательную систему, усилить духовно-нравственное воспитание учащихся
-
активизировать использование ИКТ технологий в учебно-воспитательном процессе
-
совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС второго поколения
В связи с этим в Лозымском филиале было проведено несколько внеклассных мероприятий. Одно из них проведено в 8 классе в рамках общешкольного мероприятия "Литературный караван" 02.11.15. (в период осенних каникул)
Цель: сформировать представление о Н.М. Карамзине как о великом русском писателе и историке
Задачи:
формирование интереса к изучению исторического материала;
патриотическое воспитание учащихся;
показать значимость года Литературы в России;
дать полное представление о биографии Н.М. Карамзина, его творчестве, его деятельности как историка и писателя
Оборудование: доска, раздаточный материал, ноутбук, фломастеры, ватман, карандаши, маркер, прочие канцтовары.
Основные составные части мероприятия:
лекция о Карамзине
просмотр иллюстраций по теме через ноутбук
оформление на листе ватмана
работа в группах
викторина
выводы по теме
Перед этим мероприятием и после мероприятия находился вместе с 8 классом на общешкольной части мероприятия в актовом зале, где один из моих учеников сделал выводы по Карамзину перед всеми классами.
Внеклассные мероприятия по истории в Лозымском филиале в рамках декады истории 6 — 25 ноября 2015 года.
Дата |
Мероприятия |
Количество задействованных учащихся |
09.11.15 |
Проведение внеклассного мероприятия в 6 классе ко Дню народного единства на тему «День народного единства очень значим для всех нас!» |
18 |
16.11.15 |
Викторина в 7 классе по краеведению. Опубликовано в группе ВКонтакте «История села Пажга в событиях и лицах» (ссылка vk.com/pazhga ), администратор группы ― Ненев О.С., учитель истории и обществознания. |
9 |
16.11.15. 19.11.15. |
Проведение олимпиадных работ в 5-9 классах по теме «Россия. Великие люди в истории государства» (проводится Центром дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ») |
43 |
19.11.15 |
Оформление стенда в кабинете на тему «История родного края» Разделы:
|
6 |
20.11.15 |
Внеклассное мероприятие в 8 классе к 70-летию Нюрнбергского процесса на тему «Голос правды» |
6 |
20.11.15 |
Внеклассное мероприятие в 7 классе «Антикоррупция» |
9 |
Педагогические технологии при проведении внеклассных мероприятий по истории в Лозымском филиале
Целью педагогической технологии является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Применительно к школе — это, в первую очередь, развитие творческих возможностей каждого школьника, формирование их собственной активности (естественной инициативы) и всего того, что непосредственно отвечает интересам общества.
При проведении внеклассных мероприятий по истории в Лозымском филиале ГОУ РК «РЦО» были использованы разные педагогические технологии в сответствии с новым стандартом ФГОС.
-
Информационно - коммуникационная технология - выражалась в том, что привозил свой личный ноутбук, дети смотрели через него иллюстрации по теме внеклассного мероприятия, обсуждали. Один раз привозил планшетный компьютер (одолжил на время для мероприятия)
-
Здоровьесберегающая технология - соблюдался режим проветривания, физкультминутки, разрядка с помощью шуток и юмора, постоянная смена методов и приемов подачи материала
-
Личностно-ориентированная технология - ценность личности ребенка превыше всего, индивидуальный подход к разным детям, ответы на вопросы детей (что непонятно, смело спрашивали у учителя)
-
Технология группового, коллективного творческого дела - работали в группах, оформляли на ватмане, кажадя група получала свое задание, использовали фломастеры, бумагу, клей, карандаши, маркер
-
Игровая технология (через составление и разгадывание кроссвордов, ребусы, викторины)
-
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельное добывание знаний, часть детей на внеклассном мероприятиии имели доступ к сети интернет через личные гаджеты и зашли за информацией на ресуры сети интернет (интернет-энциклопедия Википедия и т.д.)