Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно-компьютерных технологий

3
0
Материал опубликован 24 June 2021 в группе

Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно-компьютерных технологий


Коньшина Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области


Количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, возрастает с каждым годом. А как сложно таким детям приспосабливаться к новой обстановке, пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, предоставлять возможность проявлять свои лучшие качества. Для этого нужно найти эффективные способы оказания этим детям помощи и поддержки в их развитии. Это возможно посредством привлечения их во внеурочную деятельность.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию учащихся, создание условий для приобретения детьми с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Знакомство с педагогической и научно-методической литературой по данному вопросу помогло мне выделить основные задачи внеурочной деятельности учащихся, осуществляемые с помощью информационных технологий:

развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся с помощью средств информационных технологий;

способствовать удовлетворению интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий;

формировать у учащихся мировоззрения открытого информационного общества;

формировать навыки самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;

определить влияние применения информационных технологий на развитие познавательного интереса детей, подготовить личность для "информационного общества".

Виды и формы внеурочной деятельности учащихся изменяются в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. Вид внеурочной деятельности определяется желанием самого ребёнка и его родителей, рекомендациями и советами врачей и педагогов. Система внеурочной деятельности должна быть построена таким образом, чтобы каждый учащийся смог найти себе в рамках этой системы дело по душе. Если ребёнок с интересом выполняет задания, значит, в дальнейшем он сможет реализовать себя, профессионально самоопределиться. Я думаю, что во внеурочной деятельности нужно эффективно использовать информационные технологии.

Особое место во внеурочной деятельности отводится проектной деятельности. Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Организация проектной деятельности школьников с использованием ИКТ позволяет сделать занятие интересным, с одной стороны, за счёт новизны и особенности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и запоминающимся, разнообразным. Дети легко и быстро совершают поиск необходимого материала в сети Интернета. Благодаря этому они осуществляют самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым свою творческую активность. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации. Полученную информацию можно предложить детям представить доступно и интересно с помощью диаграмм, схем на сервере Piktochart. Уместно научить детей вести работу над совместным проектом, используя сервер Mindmeister. Это сервис предназначается для создания интеллект-карт в режиме on-line. Объединив детей в группу, можно приступать к совместной работе над любой картой. Одно из удобств зрительной части данной программы состоит в том, что она имеет специальную цветовую подсветку, с помощью которой будет легко найти все изменения, внесённые другими участниками проекта. Другая замечательная функция этой программы – это наличие чата. Вы можете предложить его использование для осуществления быстрого обмена мыслями по работе над данным проектом. Тем самым мы развиваем у детей умение обосновывать своё мнение. Они учатся мыслить, рассуждать, делать выводы.

Предлагаю обратить внимание на программу ПервоЛого. Думаю, что она займёт особое место во внеурочной деятельности. Больше всего эта программа подходит для учащихся младших классов. Осваивая её, дети получают навыки работы на компьютере, учатся работать с различными видами информации и осваивают основы проектно-творческой деятельности. Среда ПервоЛого включает в себя графический и музыкальный редакторы, коллекцию мультимедиа: звуков и видеофрагментов.

Работа в этой программе помогает:

развивать познавательные способности детей, что является одной из основных целей обучения;

развивать память, внимание, логику при работе с программным продуктом;

выработать осознанные навыки в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации;

формировать алгоритмическое мышление детей;

воспитывать целеустремленность и результативность в процессе решения задаваемых задач.

В условиях дистанционного обучения детей среда ПервоЛого позволяет реализовать коммуникативные, технические и эстетические способности детей в процессе проектно-творческой деятельности. Она создает благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме решения задач формирования общеучебных навыков и приёмов мыслительной деятельности Перволого помогает решать задачи, стоящие перед подготовительным курсом информатики. Это формирование у детей основ информационной культуры и формирование последовательного стиля мышления.

Нельзя оставлять в стороне творческую деятельность детей. Она имеет большое значение в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ способствует раскрытию личностного потенциала, реализации себя, приобретению опыта успешности в конкретной области. Во внеурочной деятельности дети учатся сочинять сказки. Любая сказка направлена на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности. При правильном подходе дети осваивают приемы моделирования, при помощи пиктограмм они рисуют истории про сказочных героев. Это формирует умение детей передавать сюжет сочиненной ими сказки посредством схемы-модели и пересказывать ее. Здесь можно предложить работу по созданию компьютерных рисунков в разных программах. Создать и редактировать рисунки можно научиться в программе Paint. Своими собственными идеями мы сможем помочь детям расширить возможности при изучении простых программ.

Многие дети в силу заболеваний не имеют возможности посещать различные кружки, секции, не имеют возможности полноценного общения. Вот поэтому для детей с ОВЗ предлагаю организовывать внеурочное дистанционное общение с учителем и ребятами с использованием различных сервисов. Каждый ребёнок мечтает стать журналистом. В рамках внеурочной деятельности мы можем предложить воплотить свою мечту в реальность: написать статью на интересующую тему, подготовить интервью, репортаж. Представить результат возможно в сети Интернет на сервисе WikiWall. Это своего рода стенгазета, на которой несколько пользователей (даже живущих в разных городах) в режиме он-лайн совместно могут создавать одну работу, в данном случае газету. Здесь можно писать текст, рисовать, делать пометки, добавлять различные видео и аудиофайлы. При оформлении стенгазеты в среде WikiWall члены команды имеет возможность наблюдать за деятельностью каждого участника, вносить необходимые изменения.

Очевидно, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья не имеют культуры работы в форумах, в конкурсах. Они даже и не стремятся участвовать в предложенных мероприятиях в связи с заниженной самооценкой. Для этого нужно создавать форумы по интересам, проводить дистанционные викторины, соревнования, игры, олимпиады, конференции, конкурсы, организовывать чат-общение. ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» очень часто приглашает к участию в межрегиональных сетевых веб-квестах. Веб-квест является активной формой организации внеурочной деятельности. Эта технология считается одной из перспективных для формирования информационных и коммуникативных компетенций ученика. Она помогает развивать мышление учащихся, обобщать и оценивать информацию, повышать словарный запас. Особенно понравилось участвовать в веб-квесте «Путешествие в зимнюю сказку». Это было увлекательное путешествие в мир сервисов веб 2.0., которые помогли детям творить чудеса в сети Интернет. Ребёнок создавал открытки, узнавал историю новогоднего праздника, комментировал и оценивал работы других участников веб-квеста. Такие мероприятия, проводимые дистанционно, направлены на воспитание культуры общения. Они способствуют повышению самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывают толерантность всех участников мероприятий.

Жизнь ребёнка, охваченная различными видами деятельности и включенная в систему положительных отношений с окружающей его действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей. Происходит социализация личности, а это - показатель полноценного развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность имеет огромный воспитательный потенциал, так как ребёнку предлагается выбор вида деятельности, где можно быть успешным. Огромное внимание необходимо уделять родителям детей, ведь они постоянно окружают их своим вниманием. Очень важно поддержать и направить их инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать адаптироваться к разным жизненным ситуациям.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации. Правильно спланированная и организованная внеурочная деятельность обязательно даст свои положительные результаты.

Я думаю, что все образовательные учреждения должны предоставить учащимся возможность широкого выбора занятий, направленных на развитие ребёнка. Готовых путей никто никогда не предложит. Каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь решения этого вопроса. Мы должны сделать всё возможное и необходимое, чтобы дети с ОВЗ получили достойное образование и развитие личности.


Список литературы


Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013


Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании. 2002.-№ 4



Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль, 1998


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации