12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванцова Ольга Анатольевна20

Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение

Коченевская средняя общеобразовательная школа № 1 имени

Героя Советского Союза Н.Ф.Аргунова


 

Мастер – класс

по актерскому мастерству:

«Сила единства

в индивидуальности каждого»


 

Подготовил: учитель начальных классов

Иванцова Ольга Анатольевна


 

Р.п. Коченево 2017 г.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Я.Коменский


Масте-класс "Эффективные технологии организации внеурочной"
DOCX / 660.5 Кб

 

Проблема организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для нашей школы актуальна. Школьная статистика показывает, что за последние 10 лет численность детей ОВЗ возросла в два раза. Именно поэтому еще в 2007г. школа создает полную службу сопровождения, что подвигло войти в региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

При организации урочной и внеклассной деятельности педагоги учитывают индивидуальные возможности каждого воспитанника, создают благоприятные условия для личностного развития детей. Учащиеся с ОВЗ начальной школы ежегодно задействованы во всех проводимых мероприятиях и конкурсах.

Но внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен. Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, проявлять творческие способности.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции.

Представляем модель культурно-образовательного пространства в нашей школе путем создания во внеурочной деятельности театрального кружка-студии «Браво» с использованием инновационных технологий работы с детьми ОВЗ.   Ведь театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей с ОВЗ в том числе.  Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
 Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими, и нередко, через игру – выходить из конфликтных ситуаций. Это требует творческой активности личности.
Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки: они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Используя театрализованные игры на занятиях кружка, я формирую коммуникативные качества детей с ОВЗ и развиваю эмоционально - личностные отношений между детьми.

Цель моей работы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

        Реализуя свою работу, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

1. Первая и самая главная задача – это социальная  адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие эмоциональной сферы детей. Исполняя танцы, песни, разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей, всё это используются на музыкальных праздниках и спектаклях.

3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные мною сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

4.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

В постановке спектаклей, сценок ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со сверстниками, педагогами и взрослыми.

5. Участие в театрализованной деятельности положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре быстрее происходит формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи.

6.Включение родителей детей с ОВЗ в жизнь класса и школы, их эмоциональная поддержка детей, помощь в разучивание роли, присутствие на спектаклях и праздниках, изготовление костюмов, декораций, - всё это создаёт эмоциональный отклик всех участников творческого процесса. Родителям важна роль косвенных участников, ощущение собственной необходимости и важности в общем деле.

Стало хорошей традицией создание небольших спектаклей ко всем школьным праздникам.

Дети с ОВЗ адаптированы в ученическом коллективе, имеют друзей, одноклассники оказывают им посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности. Таким образом, мы продолжим работу по созданию в школе условия для реализации модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.


 


 

Человек есть то, что он не есть

СЛАЙД 1

Цель: 

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности, снятие страхов и зажимов.

Работа над дикцией и чистотой произношения.

Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.

Развитие импровизационных способностей.

Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.

СЛАЙД 2

Задачи:

- создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;

- способствовать повышению роли включенности детей, вто числе и детей ОВЗ в планирование, организацию и анализ деятельности;

- способствовать творческому самовыражению.

СЛАЙД 3 Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,

Всесильная Судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой.

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия.


 

СЛАЙД 4 Девиз тренинга:   Каждый уникален, все талантливые!

СЛАЙД 5 I блок. Разминка.

Погружение Предлагаю всем встать в круг.    Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.

Сегодня мне захотелось принести на нашу встречу виноград. Виноград – символ благополучия, богатства, он заключает в себе солнечное тепло, и эту солнечную энергию мы получаем от этих ягод. Но если внимательно посмотреть на эту гроздь, то можно заметить, что каждая ягодка индивидуальна, не похожа на другие. Я предлагаю вам, передавая виноград, рассмотреть ягодки и прежде чем съесть одну, постараться охарактеризовать понравившуюся вам ягодку, что она может вам дать, благодаря нашей встрече».

Реплики участников : «Эта ягодка очень сочная, я думаю, что это солнечный сок, и он такой же теплый, как солнце и придаст мне положительной энергии».

Итак, мы смогли попробовать «кусочек солнца», но вы обратили внимание, что одинаковых ягод не было – каждая ягодка отличалась от других своими свойствами, характеристиками, каждая ягодка индивидуальна, но посмотрите – все вместе ягоды составляют единую гроздь и сила этого единства в индивидуальности каждого. Наш мастер-класс посвящен искусству быть разными, но в единстве друг с другом.

Выбранный мной метод преодоления опасений и тревог детей с ОВЗ, является создание “Лукошка депозитов”:

Вам необходимо вспомнить то, что тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты

Накормил ли я кошку?

Когда дядя выйдет из больницы?

Мне нечего сказать 

Подумайте, какие опасения по поводу участия у вас могут возникнуть в ходе занятия

Смогу ли я справиться с волнением?

Попросят ли меня говорить?

А вдруг я отвечу не так, как нужно?

Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

СЛАЙД 6 Но знать и помнить нужно театральные правила:
– тишина за кулисами
– нельзя поворачиваться спиной к зрителям
– в роли находиться до конца представления
– уметь слушать своих партнёров


 

СЛАЙД 7 II блок. Речевые техники.

Отработка дикции.    Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.

вдох – руки и голову поднять вверх;

выдох – наклон.

Далее, отработка сочетаний согласных букв и скороговорок (в рамках мастер-класса я опускаю этот этап)

СЛАЙД 8 III блок. «Разгонка», «торможение» психической активности.

Определяем «зерно» характера! Важный элемент актёрского мастерства – это взаимодействие партнёров.

- Подойдите к партнёру, который сидит напротив вас. Посмотрите друг на друга. Расскажите что-нибудь о своём партнёре, может быть, он напоминает вам какую-то птицу, животного, дерево…


 

Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

3) «Мама купила в магазине рыбу…»;«…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
 

4) «Скоро наступит весна…»;  «…поэтому в магазине я купила интересные  книги»

СЛАЙД 9

Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства - «Абсурдные диалоги».

Например, можно обратиться с такими вопросами к любому участнику тренинга:

«Как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?», или «Совсем недавно вы вернулись из Франции. Говорят, там много снега нынче?», или «Я видела, как вы здорово катались вчера на катке. Вам нравится фигурное катание?».

Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось.

СЛАЙД 10 IV блок. Воплощение.

Самое большое удовольствие – постановка спектакля.

Самое сложное – распределение ролей!

Этюд вокруг пьесы.

СЛАЙД 11 - Ярмарка

А давайте, представим мы с вами фрагмент Сорочинской ярмарки! Чего только нет на той ярмарке! Колёса, скло, дёготь, цибуля, порося, бублики!

Нам нужно решить два вопроса:

кто будет главной героиней

и что каждый из вас будет продавать на ярмарке.

- Кто из вас хочет быть главной героиней: чернобровой, черноокой красавицей Ганной?

(Можно применить режиссёрский приём – выбрать главную героиню по фактуре, по цвету волос, по голосу).

- Каждый из наших участников получает записку, где на украинском языке написан предмет, который будет продаваться на ярмарке. Это цыбуля, люлька, бублик, скрыня, сопилка, запаска, кожух, хустка.

Кричалки, зазывалки:

- А кому цыбуля, кому цыбуля! Смачна прыправа для халоднаго и гарячого!

- Люлька! Продаеться люлька! Така ловка! Бильше нэ купытэ нидэ! Ловка люлька!

- А ну, покупцы! Заходьтэ до мэнэ! Скрыня! Навались, у кого гроши завэлысь!

- Пэчиво! Свижэ печиво! На смэтане роблэно! Три копэйки за бублик!

- Купуйтэ сопилку! Послухайтэ, яка дзвинка!

- Запаски! Вэлики и малэньки! Молодычкам и жинкам подпоясаться гарненько!

- Добрый кожух! Знатна одэжа! Пидшыва медвэжа!

- Хустка! Прымиряй на косу свою, майжэ даром оддаю!

- А в какой последовательности вы будете рекламировать товар?

5. Для этого проведем Упражнение «Взрыв»

Я буду по очереди показывать цифры 4,3,5.

Прошу, не сговариваясь, вставать именно в таком количестве.

Кто-то из вас будет вставать несколько раз, кто-то будет продолжать сидеть. Это своеобразный тест на определение лидерских качеств. (лидер будет вставать всегда).

Наблюдая за происходящим, мы определились , чья реплика на ярмарке будет первой.

Прошу участников выйти.

Итак, все вы украинские парубки и дивчины. Вы пришли на ярмарку, чтобы продать свой товар. Каждый по очереди выкрикивает свою реплику, рекламируя свой товар. На ярмарке можно танцевать и петь.

- Все готовы? Вы уверены, что справитесь?

 6. Постановка «Сорочинская ярмарка». (Участники выкрикивают свои реплики)

Итак, последние приготовления. Можно разучить украинскую песню, чтобы потом петь её на ярмарке.

Ой, на гори ярмарок,

Пид горою ярмарок,

Дид бабу продає, |

Нихто грошей не дає. | (2)

Ой, дидусю, дидусю,

Тэбэ сива борода,

Чов ж мэни не продав, |

Як була я молода? | (2)

Ой, бабусю, бабусю,

Сизая голубка,

Кто ж тэбэ не продав - |

Щоб ты була любка! | (2)

Ой, тэперь жэ я стара,

Слезы мэнэ льються,

Никто ж мэнэ не купует, |

Пид мэнэ смеються. | (2)

Ой, дидусю, дидусю

Я к ж тэбэ любила,

А ты ж мэни продаэ|

Чи я надоила. | (2)

Ой, бабусю, бабусю,

Ты ж уже старэнька

Ты ж мэни надоила -

Хочу молодэньку! |(2)

 


 

7. Поклон. (Изобразить «волну»)

Состояние «тишины». Остановка внутреннего монолога.

8. Рефлексия. Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и надевает её.

Все встают в круг и делятся впечатлениями.

- Итак, сработала ли идея депозита, возросла ли  тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону.

Итог: сегодня  вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось.

«Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, - говорил К.С. Станиславский, - а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Думаю, сегодня, нам удалось почувствовать единение от слаженной работы, используя разные способности каждого!

А при работе с детьми с ОВЗ важно помнить, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, они нуждаются в особенном индивидуальном подходе. Таким образом, театральная деятельность – это самый демократический и доступный путь в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Всего вам доброго!

В основу данной системы упражнений легли взгляды педагогов Л.С. Выготского, А.Я. Якиманской, Н.Е. Щурковой, режиссеров-практиков и специалистов в области сценической и театральной деятельности – К.С. Станиславского, И.П. Козляниновой, А.Д. Черенковой, И.Э. Коха, Н.И. Ушковой, М.Г. Шарониной.

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
 

2) «По улице проехал грузовик…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

3) «Мама купила в магазине рыбу…»;«…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
 

4) «Скоро наступит весна…»;  «…поэтому в магазине я купила интересные  книги»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Кричалки, зазывалки:

- А кому цыбуля, кому цыбуля! Смачна прыправа для халоднаго и гарячого!

- Люлька! Продаеться люлька! Така ловка! Бильше нэ купытэ нидэ! Ловка люлька!

- А ну, покупцы! Заходьтэ до мэнэ! Скрыня! Навались, у кого гроши завэлысь!

- Пэчиво! Свижэ печиво! На смэтане роблэно! Три копэйки за бублик!

- Купуйтэ сопилку! Послухайтэ, яка дзвинка!

- Запаски! Вэлики и малэньки! Молодычкам и жинкам подпоясаться гарненько!

- Добрый кожух! Знатна одэжа! Пидшыва медвэжа!

- Хустка! Прымиряй на косу свою, майжэ даром оддаю!


 


 


 

5 экземпляров

Ой, на гори ярмарок,

Пид горою ярмарок,

Дид бабу продаэ, |

Нихто грошей не даэ. | (2)

Ой, дидусю, дидусю,

Тэбэ сива борода,

Чов ж мэни не продав, |

Як була я молода? | (2)

Ой, бабусю, бабусю,

Сизая голубка,

Кто ж тэбэ не продав - |

Щоб ты була любка! | (2)

Ой, тэперь жэ я стара,

Слезы мэнэ льються,

Никто ж мэнэ не купует, |

Пид мэнэ смеються. | (2)

Ой, дидусю, дидусю

Я к ж тэбэ любила,

А ты ж мэни продаэ, |

Чи я надоила. | (2)

Ой, бабусю, бабусю,

Ты ж уже старэнька

Ты ж мэни надоила -

Хочу молодэньку! |(2)

 

Ой, на гори ярмарок,

Пид горою ярмарок,

Дид бабу продаэ, |

Нихто грошей не даэ. | (2)

Ой, дидусю, дидусю,

Тэбэ сива борода,

Чов ж мэни не продав, |

Як була я молода? | (2)

Ой, бабусю, бабусю,

Сизая голубка,

Кто ж тэбэ не продав - |

Щоб ты була любка! | (2)

Ой, тэперь жэ я стара,

Слезы мэнэ льються,

Никто ж мэнэ не купует, |

Пид мэнэ смеються. | (2)

Ой, дидусю, дидусю

Я к ж тэбэ любила,

А ты ж мэни продаэ, |

Чи я надоила. | (2)

Ой, бабусю, бабусю,

Ты ж уже старэнька

Ты ж мэни надоила -

Хочу молодэньку! |(2)

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Хохлова Нина Борисовна, 17.01.18 в 08:44 0Ответить Пожаловаться
Замечательный мастер-класс, очень интересный. Но у нас конкурс календарно-тематического планирования!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.