12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кошелева Светлана Юрьевна1135
Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего, А действовать сейчас, в направлении, которое нам видно. Д.Карнеги
Россия, Курганская обл., Шадринск
Материал размещён в группе «ЭХО»
4

Статья «Применение информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Мы вступаем в новую эру воспитания,

целью которой является скорее открытие,

нежели обучение.

Маршалл Маклюэн (известный канадский философ, филолог и литературный критик)

Применение информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Кошелева Светлана Юрьевна, воспитатель

ГКОУ «Шадринская школа-интернат №11»

В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно - деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева. Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), которым в настоящее время  уделяют огромное внимание.

Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести

специально для целей образования.

Энтони Маллан

(известный английский педагог)

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией.  Научить ребенка работать с информацией значит  научить учиться. Новые требования ФГОС одной из важнейших задач ставят: «Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компетентность)», что является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающим его результативность. Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. В этой связи актуализируются вопросы поиска средств и технологий воспитания, позволяющих добиваться высоких результатов развития компетенций в коммуникативной, социально - правовой, информационной, культурно - досуговой и других сферах жизни современного человека. Координационную роль при этом в школе-интернате выполняет воспитатель. Воспитание и обучение детей с ограничениями слуха отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению любого материала вне специальных условий обучения. У детей с ОВЗ низкая мотивация, они не могут организовать свою деятельность, многие из них, в силу своих индивидуальных особенностей, не могут самостоятельно выполнять задания, внимание у таких детей неустойчивое, непроизвольное, необходимо постоянное повторение материала, существует ряд трудностей на занятиях по внеурочной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые способствуют повышению активности. Учащимся следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать деятельность, поощряя даже незначительные успехи. Несмотря на все позитивные изменения, которые произошли в последние годы, общество слышащих людей ещё не готово принять глухих и слабослышащих людей. Наши воспитанники не всегда чувствуют своё единство с остальными людьми, что затрудняет их социализацию. И здесь очень органично вписывается во внеурочный процесс использование ИКТ.  Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Информационные технологии выступают как универсальный инструмент, который способен помочь детям в решении самых разнообразных проблем современного человека, так же поможет им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Включение в педагогический процесс компьютерных технологий способствует достижению одной из поставленных целей образования – формированию творческого мышления учащихся. Для меня, как педагога и воспитателя детей с ограниченными возможностями слуха, достоинства использования ИКТ во внеурочной деятельности неоспоримы. Технические достоинства ИКТ: быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прочитывания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства: создание эффекта присутствия "Я это видел!", у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Но в то же время я понимаю, что каждая из образовательных  технологий включает в себя:

целевую направленность

научные идеи, на которые опирается

системы действия учителя и ученика

критерии оценки результата

результаты

ограничения в использовании

Во внеурочной деятельности можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть использование готовых программ, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет. 

Внедрение ИКТ в свою деятельность я осуществляю по направлениям

Методическая работа

Планирование

Разработка и использование собственных программ

Мониторинг развития учащихся

Работа с ресурсами Интернет

Подбор ПО для учебных целей

Справочники, словари

Работа с материалами web - сайтов

Коммуникации

Взаимодействие с коллегами

Свой сайт

Воспитательная работа

Внеклассная работа

Использование готовых электронных продуктов

Создание презентаций и слайд-шоу

Виртуальные музеи и путешествия

Дидактические игры

Участие в дистанционных конкурсах, проектах, олимпиадах

Проектная деятельность

Основные цели, которые я ставлю при использовании ИКТ:

Сделать мероприятие, занятие современным (с точки зрения использования технических средств)

Приблизить данное занятие, деятельность к мировоззрению современного ребенка

Цели, с которыми я использую ИКТ на внеклассных мероприятиях, занятиях

Демонстрация и объяснение

Привлечение внимания

Создание проблемной ситуации

Усиление мотивации к познанию нового

Расширение словарного запаса

Проверка уровня запоминания

Использование ИКТ на любом этапе мероприятия высвобождает время для другой работы и помогает решать проблемные задачи.
Во внеурочной деятельности ИКТ применяю при составлении плана мероприятия, использую офисные приложения и программы, сайты и тесты, созданные с помощью языка разметки гипертекста HTML, готовые цифровые образовательные ресурсы, Интернет, программу Advanced Grapher для построения графиков, фотошопы для обработки фото,
программу Microsoft Power Point для создания презентаций и другие. Постараюсь рассказать, какие формы ИКТ использую, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.

Презентации У детей с нарушением слуха преобладает наглядно-образное мышление, а ИКТ облачают в современную и увлекательную форму любой материал. Применение презентации позволяет мне отказаться от всех остальных видов наглядности, программа Power Point дает мне возможность самостоятельно скомпоновать материал, исходя их особенностей класса, темы, поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, использовать карты, рисунки, портреты писателей, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального эффекта. Презентация позволяет мне не просто рассказывать, а вести беседу с учащимися, опираясь на слайды, выведенные на большой экран, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это способствует развитию мышления учащихся, развивает их память и речь. Стараюсь выбрать оптимальное количество слайдов, изображений и прочих материалов, которые не будут утомлять и отвлекать учеников, а дадут сосредоточиться на главном. Большой объем текста на слайде плохо воспринимается учащимися, поэтому не стоит загромождать экран текстом, а лучше всего заменить его наглядными объектами. Младшим школьникам нравятся задания, где нужно вставить пропущенные буквы, выбрать правильный рисунок, рассмотреть устройство инструмента, игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Для старших использую конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы или правила, схемы, рисунки.

Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

 • придаёт занятию эмоциональную окрашенность

 • психологически облегчает процесс усвоения

 • возбуждает живой интерес к предмету познания

 • расширяет общий кругозор

 • повышается производительность труда педагога

Работа с ресурсами Интернет

Есть три силы, побуждающие детей к активной деятельности: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Для того, чтобы дети не были равнодушны к любой работе, педагог должен показать, что любой труд может быть радостным, желанным, успешным. Для качественной социализации не слышащего ученика, кроме информации и деятельности, необходимо сосредоточиться и на тренировке готовности такого человека вступать в общение с незнакомыми не слышащими и слышащими людьми, находить информацию по интересующей его проблеме в разных источниках и в полной мере использовать ее. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо четко продумать и определить: для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Именно педагог на современном этапе должен стать координатором информационного потока. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности. Вещательные услуги:

книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде

электронные библиотеки, базы данных, информационные системы

обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы

Эти услуги использовали для подготовки и проведения информационных часов – это еженедельные сообщения детей, приготовленные посредством сети Интернет (Усольцев А. - главные события недели, Семиков И. - спортивные новости); подготовленные старшеклассниками беседы для младших школьников, созданные посредством информации из электронных библиотек  сети Интернет («Приходи, сказка!» Неволин Е., «Хлеб всему голова!» Иванова С., «Зимние праздники» Пильникова К.). Ученики сами подбирали теоретический материал по теме, под руководством педагога изготавливали наглядность.

Интернет содержит в себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов. Перед педагогом ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор. Но зато, сколько дополнительных возможностей открывает Интернет. Учащиеся учатся обращаться с новой для них информацией, отбирать важные и актуальные моменты.

Интерактивные услуги:

электронная почта

социальные сети

IRC (Internet Relay Chat)

Организовала общение со всеми детьми класса посредством сообщений в социальных сетях, передачи и получении информации по электронной почте; общение в реальном времени в чатах; информационное взаимодействие с родителями школьников на сайте школы-интерната. Таким образом, информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, упрощается процесс общения с учениками и их родителями вне школы.

Поисковые услуги:

каталоги

поисковые системы

Данный вид деятельности направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление с этой информацией, предназначенной для широкой аудитории. Учащимся было интересно создавать «Книгу рецептов» для занятий кружка «Готовим сами», знакомиться с афишей выходного дня.

Среди информационных ресурсов сети я бы выделила:

курсы, программы, предназначенные для самообразования

обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты

консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей)

К помощи этих ресурсов обращались вместе с детьми при обучении на курсах по вождению автомобиля (Усольцев А., Семиков И., Мамедов И.), участии в творческих конкурсах, олимпиадах, онлайн-викторинах, при подготовке к ЕГЭ.

При комплексном использовании возможностей компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов. Систематическое использование ресурсов Интернет создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Фоторепортажи

Невозможно представить внеурочную деятельность без использования сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото копилку. Начиная с 1 класса, дети с помощью телефонов стараются запечатлеть тот или иной момент своей школьной жизни и деятельности. На основе этих фото, создали рубрику в классном уголке «Фото одного дня», ведем летопись класса, делимся этой информацией на образовательном сайте своей школы-интерната с родителями, педагогами и учениками.
 

Основные плюсы и положительные стороны этого направления ИКТ: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, вовлечение всех учащихся класса в увлекательный процесс «стоп- кадра», а результат: сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность и др. 

Электронные музыкальные физкультминутки

В младших классах, дети во время занятий быстро утомляются, а дети с ограниченными возможностями здоровья в два раза быстрее. Поэтому неотъемлемой частью любого мероприятия или занятия являются физкультминутки, гимнастика для глаз. Периодически использую на уроках электронные музыкальные физкультминутки, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и снимают усталость и нервное напряжение, помогают предупреждению и снятию умственного утомления, способствуют восстановлению физических и духовных сил, совершенствованию общей моторики.  Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Гимнастика для глаз – это лучший способ сохранить хорошее зрение, избежать развития различных заболеваний и снять усталость с глаз. С этой целью использую компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка. Выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, а также для укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого неба, особо важна для детей с ограниченными возможностями слуха. Эту задачу решает моя копилка анимационных артикуляционных гимнастик, дети повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране.
Маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, которые приносят эти электронные зарядки. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Тренажеры, тесты

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения и воспитания. Качество обучения и воспитания - это, то для чего мы работаем. Использование тестов и тренажёров позволяет психологически подготовить детей к экзаменам. При подготовке домашних заданий, на занятиях по ЖУН использую тесты и простые в виде текстов или вопросов, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать один правильный, и в виде картинок или изображений. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на различные темы.

Применяя информационные технологии, мне удалось соблюсти принцип индивидуальности: уровень обучения слабых учеников при этом поднялся, сильные ученики сохранили высокую мотивацию и продуктивность работы.
Проектная деятельность

Успех обучения и воспитания сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать – это то, чем должен обладать современный человек.

Для детей с ОВЗ (не слышащие, слабослышащие) очень трудно заниматься проектной деятельностью, так как по определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, создание разного рода теоретического или практического продукта, что включает четкое планирование действий, четкое распределение заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия между собой и педагогом. Но мы рискнули и приняли участие в проекте-конкурсе «Кулинарное путешествие» с международным участием, учредитель проекта-конкурса ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». В процесс поиска информации к проекту-конкурсу, ее обработке и правильному эстетическому оформлению включились не только дети, но и их родители. Оказывая помощь друг другу, между родителями и детьми формировались отношения, основанные на взаимоуважении, общей заинтересованности. Участие в данном проекте обогатило личный опыт старшеклассников, их знания о разнообразии человеческой деятельности, формировало необходимые практические умения и навыки.

Даже самые инфантильные или расторможенные дети становились ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, настойчивыми и трудолюбивыми, что  обеспечивало положительный эмоциональный настрой, создавало ситуацию успеха в классе, школе и за ее пределами.

Но наличие ИКТ ещё не делает мероприятие, занятие хорошим. Если педагог не вкладывает в него индивидуальность, душу, то и мероприятие с применением ИКТ получится скучным и посредственным. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить хорошего педагога, живое слово, непосредственное общение. Учитель, воспитатель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий, но только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

Мои результаты использования ИКТ во внеурочной деятельности: 1.Собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию или адаптированных мной для детей с ОВЗ (более 50).

2.Самостоятельно созданные презентации и слайд-шоу

для внеклассных мероприятий

для занятий по ЖУН

для занятий по внеклассному чтению (адаптированные)

3.Виртуальные путешествия (видеоролики) на озеро Байкал, в страну ЧАЯ, к кадетам города Шадринска, «В лесу родилась елочка…».

4. Дидактические игры «Школа хороших манер», «Новогодний калейдоскоп», «Мы выбираем» (о профессиях) с оцениванием.

5.Проектная деятельность: победители в проекте-конкурсе «Кулинарное путешествие» - 2 презентации созданы учениками под моим руководством.

Мини-проект «Поменяй прическу» при поддержке web – сайта.

6.4 фоторепортажа: «Мастер-класс от шеф-повара ресторана» (Иванова С.), «На занятиях кружка» (Иванова С.), «В Екатеринбурге» (Мамедов И.), «В городском бору» (учащиеся 1 класса).

7.С использованием интернет ресурсов разработаны анкеты «Познай сам себя», «Еще раз про любовь», «Полезно - вредно», «Этикет», тест «Я хочу».

8.Текстовая, табличная и графическая информация (консультации для родителей, рекомендации, выступления, сценарии, мониторинг, диагностический материал и т.п.).

9.Анимационная видеоинформация (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки).

10. За 3 учебных года мои ученики получили 48 дипломов победителей и 4 сертификата участников в 21 дистанционных творческих конкурсах и олимпиадах Всероссийского и Международного уровней.

11.Систематически пополняется информация об интересных моментах в жизни класса на образовательном сайте школы, за этот учебный год их представлено 13.

12.Создан персональный сайт педагога как методическая копилка.

Конечно, подготовка мероприятий с использованием ИКТ требует много времени при систематизации и оформлении информации, но вложенный труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство педагога. Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся, благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой деятельности.

Но, учитывая психологические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.

Использование ИКТ – это требование времени, позволяющее вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

 

Список литературы

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 2004

Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания / Н.Ф. Бабина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2013.

Профессиональные педагогические проекты: сборник педагогических проектов педагогов высшей квалификационной категории Центрального

района. Выпуск III. Новосибирск. 2011.

Ресурсы Интернет.

Опубликовано в группе «ЭХО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.