Программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Кукольный театр "Сказка"»

3
0
Материал опубликован 4 August 2020

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"





Согласовано:

Заместитель директора по ВВР МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ»


________ Мартынова И.М.

«____»_______2017г.



Утверждаю:

Директор МКОУ«С(К)ШИ ОВЗ»


__________И. В. Королева

«___»____2017 г.










Программа внеурочной деятельности

для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кукольного театра «Сказка»

Срок реализации 3 года



Автор-составитель:

Рохвадзе Надежда Николаевна

Воспитатель 1 категории











Троицк 2017г.

Содержание

Паспорт программы.

Пояснительная записка.

Введение.

Цели и задачи.

Актуальность.

Принципы построения программы

Организация процесса.

Тематическое планирование.

Содержание программы.

Список литературы.

Приложения




































Паспорт программы.

Полное наименование программы: Программа кружка кукольного театра «Сказка»

Направленность деятельности: Художественная

Уровень освоения содержания образования: общекультурный

Разработчик: Рохвадзе Надежда Николаевна, воспитатель 1 категории

Место реализации программы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

6.Адрес: Челябинская область, г. Троицк, ул. Крупской 1

7.Оснащение программы:

-Нормативно-правовая база:

Закон РФ «Об образовании»

Программа развития школы.

Воспитательная система школы

Программа эстетического воспитания учащихся с проблемами в

развитии.

- Теоретическое основание:

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. Под ред. Пузанова Б.П. – М: Изд.центр «Академия», 2000

Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития./ сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микидзе – Спб.: Питер, 2002.

3. Методическая литература:

Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» - М.1960

Г.В Генова «Театр для малышей» -М. 1968

О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.

Информационная поддержка: Интернет.

Материальные ресурсы:

-ноутбук

-колонка

-театральная ширма

-перчаточные куклы

-театральные костюмы

-материалы для изготовления декораций и реквизита (бумага, ткань, краски, нитки, иголки, клей, поролон).





Пояснительная записка.


Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.

    Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

      Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей.

      Кроме того, в процессе изготовления куклы, учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.

Направленность программы-художественная.

     Данная программа   направлена:

- на развитие активного интереса к различным формам и видам театрального искусства;

- на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели (создания спектакля);

- на ценностное развитие успешной личности в условиях сотворчества и сотрудничества.

  

Цель программы: Создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей детей, для дальнейшей социальной адаптации ребенка с ОВЗ в современном обществе.


  В соответствии с целью, поставленной данной программой, выделяется ряд задач познавательного, развивающего и воспитательного характера:




Коррекционные задачи:

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.


Обучающие:

Познакомить обучающихся с историей кукольного театра.

Приобщить к лучшим образцам детской литературы через постановки сценок и спектаклей кукольного театра.

Изготовить с детьми куклы из подручного материала.

Научить детей работать с различными видами кукол.

Воспитательные:

Содействовать реализации навыков общения детей со сверстниками в процессе совместной театрализованной деятельности.

Изучать с детьми правила поведения на сцене, на занятии, в группе сверстников.

Развивающие:

Способствовать развитию литературного и творческого воображения ребенка.

Развивать творческие способности детей.

Содействовать развитию у обучающихся коммуникативных навыков, умения работать в команде.


Актуальность данной программы в коррекционной школе-интернате обусловлена тем, что дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы, сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро. А изготовленные своими руками куклы, доставляют детям много положительных эмоций, развивают мелкую моторику рук. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Театральный кружок помогает развить в ребёнке не только психические способности, но и умственные способности:

- восприятие

- мышление

- память

- внимание

- воображение

 - речь

которые для него будут иметь значение на протяжении всей жизни.


Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».


Введение театрального искусства, способно эффективно повлиять на образовательно - воспитательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество в театральном кружке.

  Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что, когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

   

В кружок принимаются все желающие, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке не более 12 человек. Эта норма исходит из СанПиНа. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно.

Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, обучающихся в коррекционной школе-интернате, что предполагает возможную корректировку времени, режима занятий и структуру.


Меж предметные связи:

Развитие речи: закрепление знаний о построении предложений, умений участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Чтение: закрепление умений читать и пересказывать короткие тексты.

Трудовое обучение: закрепление умений, получаемых на уроке при работе с картоном и бумагой, для изготовления декораций. Закрепление навыков кройки и шитья, для изготовления кукол.

Математика: пространственная ориентировка, счет.

Работа с родителями: Показ спектаклей к праздникам Новый год, 8 Марта, на родительском собрании в конце года.

Формы и методы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.

Принципы построения программы.

1. Принцип создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

2. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся.

3.Принцип преемственности и систематичности.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, последовательности занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

5.Принцип наглядности.

6. Индивидуальный подход к детям.

7.Принцип повторяемости действий для закрепления в памяти.



Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей.

Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы. Ребятам предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Отрабатывают чтение каждой роли и интонации.

Ожидаемые результаты освоения программы.

-формирование знаний о многообразии театрального искусства, позитивного отношения к творческой деятельности;

- знание способов вождения кукол разных видов;

- умение выражать себя в доступных видах творчества, игре и умение использовать накопленные знания;

- повышение общественной активности детей, развитие литературного и творческого воображения;

- освоение правил поведения во время игрового и творческого процесса, умение выступать перед публикой, зрителями;

- развитие речи детей;

- коррекция эмоциональных нарушений;

- умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде.







Ребенок должен знать и уметь:

- Сценой в кукольном театре, является ширма.

-Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

-Правила поведения в театре.

-Разновидности театральной куклы.

-Названия тканей и основных швов.

-Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

-Правильно одевать на руку куклу.

-Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

-Делать простые выкройки кукол. Сшивать детали.

-Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

-Изготавливать с помощью взрослого кукол.

-Правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией.

Результатом освоения программы является:

творческое и духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

-репетиций

-кукольных спектаклей 1-2 в месяц

-участия в школьных праздниках.

   При организации работы кружка учитывается влияние кукольного театра на детей и большое внимание уделяется идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся в коррекционной школе интернате. Широко используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка.

Организация процесса:

с учётом направленности программы занятия проводятся индивидуально и по группам. 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год).

Возраст   детей, участвующих в реализации программы 10-15 лет.

В группе не более 12 человек.

На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.

Продолжительность занятия 40 минут.






Структура занятия

Этап

Назначение

Комментарии

1. Приветствие

Создать атмосферу доверия, принятия, психологической комфортности.

Коллективные упражнения, направленные на сплочение группы.

2. Разминка

Настройка на продуктивную групповую деятельность активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение.


Проигрывается ритуал «входа» в занятие.

3.Основная часть

Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Сказка, сюжетная игра, музыкальная импровизация, сценические упражнения, позволяющие приобрести новый опыт.

4. Заключение

Подведение итогов занятия, закрепление в беседе нового опыта.

Анализ ситуаций из жизни, использование опыта.

Ритуал «выхода» из занятия.





















































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Разделы программы

Формы занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

1

Из истории кукольного театра

Беседа,

диалог, ролевые игры

Книги по истории кукольного театра, подбор иллюстраций

Небольшой зрительный зал, мобильная ширма, куклы

2

В стране сказок

Театральные игры и упражнения, ситуационные игры и этюды с куклами и без них

Элементы декораций, театральные игры и упражнения

Сцена, реквизит, ширма, декорации, перчаточные куклы, проигрыватель

3

Профессиональный спектакль

Просмотр кукольных спектаклей

Афиша спектакля,

Видеотека спектаклей

Компьютер, бумага, краски, фломастеры

4

Секреты сценического мастерства

Работа с книгой,

развивающие игры и упражнения, диалог, ролевые игры, постановка сценок

Методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству и кукловождению

Куклы, мобильная ширма, проигрыватель

5

Куклы бывают разные…

Творческая мастерская, работа с книгой, постановка спектаклей

Специальная литература по изготовлению кукол и декораций,сборники детских сказок и стихов

Материалы для изготовления кукол, декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы)


6

Подведение итогов работы кружка

Выставка, концертная деятельность

Сценарий спектакля

Компьютер, бумага, краски, куклы, ширма



Учебно – тематический план 1 год обучения

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Решаемые проблемы,

Вводимые понятия

Форма проведения

1

Вводное занятие «За кулисами кукольного театра». Рассказ с элементами беседы. Экскурсия в театр

1

Театральная мастерская. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». Формирование правильного поведения в театре.

Групповая

2


Массовые игры.

«Эти разные игры»

3

Развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.

Групповая


4



Знакомство с литературой

4

Развитие слуховой памяти, произвольного внимания, воображения.

Групповая

5

Выбор для спектакля пьесы. Просмотр художественных фильмов

3

Выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Развитие воображения.

Групповая

6

Сюжетно-ролевая игра. Игра-озвучка фрагмента фильма.

Дуэтные диалоги.

2

Диагностика творческих способностей воспитанников

Индивидуальная

7

Распределение ролей.

1

Развитие творческих способностей, развитие умений пользоваться интонацией.

Индивидуальная

8


Отработка чтения каждой роли.

4

Формирование умений вживаться в свою роль, пользоваться интонацией передавать настроение, чувства, персонажа

Индивидуальная

9

Отработка чтения каждой роли.

3

Совершенствование памяти, внимания, воображения.

Индивидуальная

10

Спектакль

4

Формирование навыков публичного выступления

Групповая

11

Презентация «Мастерская кукол». Способы изготовления перчаточных кукол, декорации.

1

Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления перчаточных кукол.

Групповая

12

Эскиз персонажей пьесы

2

Развитие воображения и фантазии.

Индивидуальная

13

Изготовление выкройки перчаточной куклы по эскизу из бумаги

3

Развитие наблюдательности, фантазии при восприятии объемной формы. Развитие способности развёрнутого видения.

Индивидуальная

14

Ручные швы для изготовления перчаточной куклы

3

Развитие навыков работы с тканью и швейными инструментами.

Индивидуальная

15

Раскрой деталей перчаточной куклы из ткани.

3

Овладеть первичными навыками работы с тканью и инструментами кроя.

Индивидуальная

16

Кукла – перчатка,

Сбор деталей куклы

3

Первоначальный опыт шитья в ручную.

Индивидуальная

17

Кукла – перчатка, оформление образа.

3

Первоначальный опыт художественного творчества, учимся быть оформителями.

Индивидуальная

18

Декорации для кукольного спектакля.

3

Первоначальный опыт художественного творчества, учимся быть декораторами

Индивидуальная

19

Обучение работе над ширмой, за ширмой

2

Развивать воображение и фантазию. Знакомство с ширмой и способами работы за ширмой.

Индивидуальная

20

Музыкальное оформление спектакля

2

Первоначальный опыт музыкального творчества, учимся быть звукооператором.

Групповая

21



Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

4

Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения

Индивидуальная

22

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

1

Овладеть привычным навыком работы с перчаточной куклой.

Групповая

23



Показ пьесы ученикам 1-2 классов, 3-4 классов,

2

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию

Групповая

24

Показ пьесы на открытом мероприятии

3

Развитие наблюдательности. Совершенствовать умение детей создавать образы

Групповая

25

Ремонт кукол и декораций

2

Развитие трудолюбия, бережного отношения к труду

Индивидуальная

26

Итоговое занятие «Моя любимая кукла».

1

Беседа. Игра.

Групповая

27

Экскурсия в кукольный театр г.Челябинск

2

Воспитание

интереса к

театральной деятельности

Групповая

28

Обсуждение спектакля

1

Формирования навыков анализировать

Групповая

29

Репетиции пьес.

5

Формирование умений вживаться в свою роль, пользоваться интонацией передавать настроение, чувства, персонажа

Индивиду

ально-групповые


Итого:

68 часов



Ожидаемый результат: к концу 1 года дети должны знать:

Назначение кукольного театра.

Некоторые виды кукол.

2-3 русских народных сказки

Правила поведения в театре.

Правила работы с пальчиковыми куклами

должны уметь:

Соединять действия пальчиковой куклы со своей ролью.

Интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.

Показывать короткие спектакли.






Учебно – тематический план 2 год обучения

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Решаемые проблемы,

Вводимые понятия

Форма проведения

1

Вводное занятие.


Театральная мастерская. Формирование правильного поведения в театре.

Групповая


Культура и техника речи, упражнения на развитие свободы речевого дыхания.





2

Упражнения и этюды с куклами.





3

Работа с тканью.





4

Работа с бумагой.





5

Занятия по развитию творческого воображения.





6

Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам.





7

Выбор сказки для постановки спектакля.





8

Изготовление кукол: перчаточные куклы.





9

Изготовление масок.





10

Занятия сценической речью и сценическими движениям.





11

Техника вождения перчаточной куклы.





12

Изготовление декораций.





13

Музыкальное сопровождение.




14

Монтировочные репетиции, прогоны.





15

Генеральные репетиции.



























Ожидаемый результат: к концу 2 года дети должны знать:

Некоторые моменты из истории возникновения кукольного театра.

Элементы техники кукловождения.

Технику обращения с перчаточной куклой

Правила поведения в театре.

должны уметь:

Соединять действия перчаточной куклы со своей ролью.

Интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.

Работать в группе

Выступать перед зрителями


Учебно – тематический план 3 год обучения

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Решаемые проблемы,

Вводимые понятия

Форма проведения


Вводное занятие.                      


Театральная мастерская. Формирование правильного поведения в театре и театральных занятиях.

Групповая

2

Упражнения и этюды с куклами.                                         









3

Занятия по развитию творческого воображения.                 Русские народные сказки.                       




4

  Выбор сказки для постановки спектакля.                              




5

Изготовление кукол: перчаточные куклы,




6

Изготовление масок и костюмов.                                                    




7

Занятия сценической речью и сценическими движениям.              




8

Техника вождения кукол




9

Изготовление декораций.                                                     




10

Музыкальное сопровождение.                      




11

Монтировочные репетиции, прогоны.                                                    




12

Генеральные репетиции.                                       




13

Обучение соединению действия куклы со словами роли.         




14

Обучение работе над ширмой.                                         




15

Спектакль.                                                                                      




16



Разбор характеров персонажей.                                                    




17

Работа над словами автора.                                                        




18





19





20





































Содержание программы учебного курса

1.                «За кулисами кукольного театра»

Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения кукольного театра с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

2.                Театральная игра

Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Театральная игра «Сказка, сказка приходи!»

3.                Технология изготовления   кукол

      Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления различных видов кукол: обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

4.                Технология изготовления декораций

   Знакомство с различными видами декораций к спектаклю, с профессией художник -оформитель Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

5.                Работа над театрализованным представлением

       Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля, делать режиссерскую разработку. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чисто говорки, скороговорки. Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей. Разучивать с детьми текст сказки, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

6.     Ремонт реквизита

Ремонт изготовленных кукол, декорации и бутафории Воспитания трудолюбия, бережного отношения к изделиям, изготовленным своими руками и руками других. Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

7.     Итоговое занятие

Итог занятий. Обсуждение всех представленных спектаклей. Формирования умений выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.



Литература

1.     .«Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.

2.     .Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

3.     Агапова И.А., Давыдова М. А. «На школьной сценической площадке» М. Аркти 2007г.

4.     Альхимович С. М «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.

5.     Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004.

6.     Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.

7.     Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

8.     Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.

9.     Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. М.,2001.

10.           Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

11.           Образцов С. «Всю жизнь я играю в куклы» - М. Время .2001г.

12.           Р.А. Жукова «Театральная деятельность» ИТД «Корифей»,2011

Интернет ресурсы



Приложение 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ:

БЕСЕДА: «ИСТОРИИ ТЕАТРА «ПЕТРУШКА»В РОССИИ».

Цель: Познакомить детей с историей кукольного театра.

Когда, в какой стране возник кукольный театр? Чьи руки создали первую в мире куклу? Этого никто не знает и не может знать, потому что куклы были и тысячу и десять тысяч лет назад у всех народов мира. Кукол делали из глины, дерева, соломы, тряпок. И дети играли в них, укладывали спать, лечили, охотились на глиняных и деревянных оленей, слонов, бегемотов, а ведь это тоже театр кукольный. Потому что актеры в нем куклы. В России Первый государственный кукольный театр был организован в 1920 году и с того времени кукольные спектакли любят смотреть и взрослые, и дети.

Главный герой кукольного театра – Петрушка, поэтому и сам театр называют Театром Петрушки. А попал он к нам из Европы.

Раньше бродячих кукольников можно было встретить в праздничные и ярмарочные дни на площадях и базарах. Рядом с веселой каруселью и балаганом пристраивались пестро раскрашенные ширмы, выходил шарманщик и все с нетерпением ждали появления своего любимца – Петрушку. Сценки разыгрывались несложные, но всегда смешные.

Посмотрите на него. У него красный колпачок с бубенчиком, и, конечно же огромный нос, который он всегда сует куда не следует. По характеру Петрушка большой скандалист и забияка. Народный герой, да и только! Давайте посмотрим, как устроена эта кукла.

Несмотря на то, что лицо куклы неподвижно, а движения рук ограничены, Петрушка производит впечатление живого существа. Это достигается тем, что кукла может правдиво и довольно точно передать поведение живого существа в разных ситуациях.

По принципу устройства Петрушки стали изготавливать других кукол, среди которых и люди, и животные.



Приложение 2

СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Антракт- промежуток между действиями спектакля.

Актер- деятельный, действующий (акт- действие).

Афиша- объявление о представлении.

Декоратор- занимается оформлением спектакля. Рисует декорации.

Декорации- украшение; художественное оформление действия на театральной сцене.

Зритель – тот, кто наблюдает происходящее со стороны.

Импровизация – это умение без подготовки говорить на любую тему.

Кукловод – актер кукольного театра, управляющий куклами.

Кукольный театр – театр, в котором ставят спектакли при помощи кукол.

Перчаточная кукла-это самая простая кукла. Основа куклы-перчатка. Головку куклы делают из разных материалов: папье-маше, поролона, пенопласта, пластилина, бумажных цилиндров и другого материала. Кисти рук - очень важная деталь, их делают из такого же материала, что и головку. К перчатке крепятся головка и руки.

Режиссер- управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актеру по ходу действия спектакля.

Репетиция- повторение, предварительное исполнение спектакля.

Репертуар-пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Роль - образ актера в спектакле.

Спектакль-произведение сценического искусства.

Сцена – часть театра, место основного театрального действия.

Сценарист-человек, который пишет сценарий для спектакля, расписывает роли.

Ширма – перегородка, за которой находятся кукловоды.


Приложение 3

Этюды

1.По краю ширмы идет кукла Маша, останавливается в центре, оглядывается по сторонам, здоровается и идет дальше.

2.Бежит мышка, увидела кусочек сыра, остановилась, принюхалась, обежала вокруг и замерла на месте, затем убежала. Вскоре вернулась с подругой. Действия повторяются.

3.Выбегает котенок. Мышки разбегаются в разные стороны.

4.Куклы мальчики идут навстречу друг другу, встречаются, здороваются, отходят в стороны и начинают разговаривать.

5.Выбегает зайчик, находит морковку, радуется своей находке и зовет своих друзей на сцену.


Упражнения с пословицами и поговорками

Для достижения выразительности речи можно использовать упражнения с пословицами и скороговорками.

Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз сделать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло.

Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала.

Затем произнесите ее вслух, но медленно.

А после этого ускоряясь произнести громко еще три раза.

«На дворе трава, на траве дрова», «Сшила Саша Сашке шапку»

«Наш Полкан попал в капкан», От топота копыт пыль по полю летит»

Пословицы выражают народную мудрость. Работая с пословицами важно научиться выражать их смысл с помощью интонаций. Говорить ее надо, всегда обращаясь к кому-то.

«На бога надейся, да сам не плошай», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Тише едешь, дальше будешь».

Приложение 4

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КУКЛАМИ

1 Знакомство с различными видами кукол, с которыми можно разыгрывать сценки и спектакли.

2 Роль кукловода в игре куклы.

3 Техника безопасности во время постановок.

Первый опыт работы в группе: диалог, ролевые игры.

Самая простая кукла состоит из тельца – рубашки, головки и ручек.

Тельце- рубашка кроится по руке кукловода из ткани. Голова может быть сделана из разных материалов, но обычно ее делают из папье-маше.

Практическая работа: Отработка навыков техники движений куклы на руке. Правила ведения куклы:

1.Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки кукловода.

2. Когда кукла не совершает никаких действий, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

3. Чтобы посадить куклу, ее сначала нужно наклонить, а затем посадить на место.

Учебно-тренировочные упражнения:

Оденьте куклу на руку (указательный палец в патрон головы куклы, средний и большой в ручки) выпрямите ее, поставьте локоть на стол, ручки куклы прижаты к туловищу.

1.Первое упражнение для кисти руки.

Плавные наклоны туловища куклы на счет раз, два, три.

2. упражнение для указательного пальца.

Наклон головы куклы на счет.

3. упражнение для среднего и большого пальца.

Разведение ручек куклы на счет.

4. комплексное упражнение для кисти руки, указательного, среднего и большого пальцев.

Исходное упражнение: ручки в стороны. Наклон головы, туловища и складывание ручек на счет.

5.Повороты куклы с хлопком.

На счет раз повернуть туловище вправо, на счет два хлопнуть; на счет три- повернуть туловище влево, на счет четыре- хлопнуть.

Упражнения повторяются несколько раз.

Игры с куклами.

Задание для детей: Пусть кукла вас обнимет, погладит по лицу, пошепчет вам на ухо, приласкается и прижмется к вам. Подойдите с ней к игрушкам, пусть она возьмет одну из них и покажет всем.

С куклой можно поиграть, поразговаривать, поздороваться за руку, погладить по голове. Можно придумать простейшие игры и сценки. Кукла должна в это время «жить», то есть что- то делать.

Приложение 5

ШИРМА И ДВИЖЕНИЕКУКЛЫ ЗА ШИРМОЙ


Ширма- это сцена театра игрушек. На ширму ставятся декорации, и на ней происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.


Секреты движения куклы за ширмой.

* Кукла выходит не сразу, не из-под земли, а постепенно. Сначала издали появляется ее голова, затем плечи, грудь и т.д. и только при приближении ее она показывается немного выше колен. На этом уровне кукла должна быть все время. Очень важно выработать ощущение пола. То есть кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь.

*Чтобы передать походку куклы надо продвигать ее ритмичными движениями или покачиванием из стороны в сторону.

*Подскоки или покачивания из стороны в сторону делаются более резко и чаще, если кукла бежит.

*Если кукла спит, то ее лучше положить спиной к зрителям, чтобы не было видно ее открытых глаз.

*Та кукла, которая говорит,- слегка двигается. Кукла, которая ее слушает,- стоит неподвижно, смотрит на говорящую.

*Уходя, кукла не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы и постепенно опускается.

*Держите куклу так, чтобы ее глаза были обращены к зрителям или на другую куклу.

Данные упражнения можно повторять несколько раз, а закрепить их можно с помощью простейших этюдов.





Приложение 6

ВИДЫ КУКОЛ

Загадка:

Уж полон зал. Вот-вот начало.

Нас куклы начали смешить.

Они поют, танцуют даже,

Чтоб радость всем нам подарить.

(Кукольный театр.)


Перчаточные куклы. Существуют различные виды кукол, но самыми распространенными остаются куклы, которые приводятся в движение с помощью руки, иначе они называются перчаточными. От руки человека многое зависит. Самая популярная перчаточная кукла теперь Петрушка.

Тростевые куклы актер держит над собой и играет за ширмой. Основная трость идет от головы через все тело куклы, а две другие- от рук.

Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол. Их много, они сложные по конструкции.

Теневые куклы вырезают из плотной кожи и подкрашивают- тень получается разноцветная. Играют такими куклами за экраном. Зрители видят тень.

Плоские куклы выпиливаются по частям из фанеры. Туловище, руки, ноги, голову раскрашивают или оклеивают тканью. Отдельные части соединяют нитками, леской или проволокой. Играют ими так же, как тростевыми или марионеточными.

Куклы марионетки- на нитках- управляются сверху. Актер держит в руках вертикальную или горизонтальную доску, к которой крепятся нити от головы, ног, рук. Актер водит куклу, приводя в движение руки, ноги, плечи и голову.


Приложение 7

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ


За кукол не надо говорить писклявым, тоненьким голосом. Данный голос не убедит зрителя в том, что это говорит сама кукла.

В большинстве сказок действуют животные и птицы. Как они говорит?

Петух произносит свои слова, отчеканивая слоги и растягивая звук Р. Петушиное пение (ку-ка-ре-ку!) легко воспроизводятся.

У зайца плачущий голосок.

Коза «разговаривает» ворчливым дребезжащим голосом. Она вытягивает гласные Е, И, Я, особенно, если перед этими буквами идут согласные М, Н. («Мне-е-е», «Ме-еня-я-я».)

Слова Собаки нужно произносить слегка хрипловатым и отрывистым голосом, напоминающим собачий лай. А если вы еще произнесете «гав-гав» или «ав», то зрители поймут несомненно, что вы имитируете собачий голос.

Волк «говорит» грубо, отрывисто.

Медведь - медленно, низким голосом.

Лягушка тоже говорит медленно и скучно, растягивая каждый слог, слегка дребезжащим голосом.

Лошадь говорит очень громко, почти кричит и растягивает гласные Ии О. («Спи-и-и, мышо-оно-ок, сладко-о, сладко-о-о!».)

У Свиньи хрипловатый голос.

На роль Кошки желателен исполнитель, умеющий мяукать. «мяу-мяу!»

Самым тоненьким голоском сонно и плаксиво говорит глупый Мышонок.

У мамы- мышки писклявый голос. Помните, мышонок говорит матери : «Лучше, мама, не пищи!»




Приложение 8

ПЛОСКИЕ ИГРУШКИ ИЛИ ТЕАТР КАРТИНОК


Дети очень любят рассматривать картинки в книгах. Но они получат больше удовольствия, если им показывать двигающиеся, действующие картинки- персонажи. Для этого надо перерисовать картинки из книг или нарисовать их специально, затем вырезать и укрепить на подставках. Картинки изображающие дома, деревья или обстановку комнаты, расставляются на столе, как на сцене или прикрепляются к ширме.

Театр картинок- иллюстрированный театр. При выборе литературного произведения надо учитывать специфику картонного театра и в первую очередь статичность картинок. Персонажи неизменно остаются в тех позах, в которых они нарисованы. Герой не может встать, если он нарисован в сидячем положении, не может лечь или наклониться. Но в театре картинок персонажи имеют неограниченные возможности передвижения по сцене в любом направлении и с любой скоростью. Это надо максимально использовать. Поэтому для театра картинок надо брать такие произведения, в которых персонажи переходят с места на место, останавливаются, идут дальше, то есть в основном ходят.

















РЕПКА

Театр – экспромт

Чтоб сказку здесь сыграть,

Нужно роли всем раздать.

Кто загадку отгадает,

Роль он тут же получает.

Кто отгадает первым , тот и будет играть роль.

Работящий, хоть и сед,

Догадайтесь, это … (дед).

А у деда есть подружка,

Очень милая…(старушка).

Раскрасавица, не злючка,

Проживает с ними… (внучка) .

А у внучки есть дружок,

Очень шустренький …(щенок).

Растянулась на окошке

И мурлычет сладко… (кошка) .

Этот зверь мал слишком –

Симпатичная …(мышка) .

Растет в огороде,

Хоть нынче не в моде,

Круглая да крепкая,

А зовется …(репка).

Каждый участник надевает куклу, проходит за ширму, произносит свой текст, когда называют героя.

Р е п к а. Оба-на!

Д е д. Так-с!

С т а р у ш к а. Кушать подано.

В н у ч к а. Всем привет!

Ж у ч к а. Гав-гав!

К о ш к а . Мяу-мяу!

М ы ш к а . Пи-пи-пи! Далее разыгрывается текст сказки.

КОЛОБОК

Театрализованная игра

Участвуют:

Колобок, старичок и старушка, зайчик, лиса, волк

Ход игры Появились Старичок и Старушка.

Старичок Что-то есть хочется. Испеки, Старушка, колобок.

Старушка Сейчас по сусеку помету, намету немножко муки, добавлю яичко, сметанки.

Старичок. Пеки, пеки колобка.

Старушка (печет)

Колобок, колобок,

Выходи на шесток!

Колобок (появляется).

А я тут как тут!

Колобок, Колобок,

У меня румяный бок,

По сусеку я метен,

На сметане я мешен!

Не ешь меня, старушка,

Не ешь меня, старичок!

Старичок Вот это да!

Старушка Чудеса!

Старичок Колобок-то живой!

Старушка Не будем мы тебя есть, будешь у нас вместо внучка.

Колобок Вот здорово!

Старушка Только уж больно ты горячий. Можно подумать, что у тебя жар.

Старичок Нам нужен внучек здоровенький. Положим-ка мы тебя на окошко остывать.

Старичок и Старушка уходят. Старушка

Колобок (поет)

Колобок, Колобок

У меня румяный бок,

По усеку я метен,

На сметане я мешан! Появляется Зайчик

Зайчик О! Не колобок, а целый колоб! Круглый и лысый! Прыгай ко мне, смешной колобок!

Колобок (прыгает с окна к Зайчику). Привет, длинноухий, ты кто будешь?

Зайчик Я Зайчик, длинные уши, короткий хвост. А ты – Колобок.

Я , пожалуй, тебя съем.

Уж больно ты румяный,

Совсем ты без изъянов.

Колобок, Колобок,

Съем твой золотистый бок.

Колобок Не ешь меня, зайчик. Я тебе спою песенку.

Колобок, Колобок

У меня румяный бок,

По усеку я метен,

На сметане я мешон!

Вниз с окошка я сошел

И от зайчика ушел.

Колобок убегает от Зайчика в темный лес. К нему навстречу выходит Волк.

Волк О! Лепешка бежит, Колобок! Пузатый, аппетитный, слопаю, Колобок, тебя!

Колобок Не ешь меня, зайчик. Я тебе спою песенку.

Колобок, Колобок

У меня румяный бок,

По усеку я метен,

На сметане я мешон!

Вниз с окошка я сошел

И от зайчика ушел! А от тебя, Волк, и подавно уйду.

Волк Давай тогда драться. Кто кого победит, тот того и съест.

Колобок Что вы все про еду говорите? Как это вообще – съесть? Я даже не представляю.

Волк Это взять зубами и укусить, а потом еще раз!

Колобок Подумать только, как интересно! Ну, давай драться.

Волк Только, чур, по спине не бить. Спина – то у меня большая, по ней легко попасть, а ты, глупый Колобок, старайся попасть мне по лапке.

Колобок Хорошо, тогда, чур, по голове не бить.

Волк (оторопев от неожиданной прыти Колобка) О-о!

Колобок убегает. Появляется Лиса

Лиса Стой, Колобок! Куда бежишь?

Колобок Гуляю. А меня все съесть порываются.

Лиса И я тоже тебя съесть хочу. Ну-ка, полезай ко мне в пасть!

Колобок Еще чего выдумала. Полезай-ка ты сама ко мне в пасть лучше. Я тебя сам съем.

Лиса (пугливо) Что еще?

Колобок Мне Волк объяснил: когда едят, делают ртом так: «ам-ам»! (Кусает Лису)

Лиса Ай! Ой! Спасите! Меня Колобок загрыз до сметри!

Колобок (преследует Лису и поет)

Колобок, Колобок

У меня румяный бок,

По усеку я метен,

На сметане я мешон!

Вниз с окошка я сошел

И от зайчика ушел,

И от Волка ушел,

От Лисы я ушел!

Лиса Спасите! Мамочка! Появляются Старичок и Старушка.

Старушка Вот он, наш несчастный Колобок!

Старичок Унесла его негодная Лиса.

Лиса Спасите! Искусали! Колобок хулиганит!

Старичок Колобок, перестань кусать Лису. Она тебя не тронет.

Лиса Честное слово, не трону.

Старушка Лучше собирай-ка всех лесных жителей, пойдемте все вместе к нам домой пить чай с конфетами.



Все куклы исполнители выходят и кланяются зрителям.





































Материальные ресурсы:



-ноутбук

-колонка

-театральная ширма

-перчаточные куклы

-театральные костюмы

-материалы для изготовления декораций и реквизита (бумага, картон, ткань, краски, нитки, иголки, клей, поролон).







31


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации