Организация воркшопов как средства взаимодействия «наставник - молодой педагог»
Организация воркшопов как средства взаимодействия «наставник - молодой педагог» Баласанова Ольга Валентиновна, учитель физики МАОУ СОШ №28 г. Балаково
ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА 2017-2019 гг – самый первый опыт наставничества; 2019-2020 гг – помогала адаптироваться к школе педагогу, пришедшему из сферы высшего образования; 2022-н.в. – наставник молодого педагога, учителя физики.
За время своей педагогической деятельности в качестве наставника, я вывела формулу успеха молодого педагога: (Личный пример + самостоятельная деятельность + конструктивная критика) ˟ уважение к принятым решениям = успех молодого педагога
Молодой педагог часто сталкивается с различными трудностями в начале своей карьеры. Вот некоторые из них: Молодому педагогу может не хватать опыта и уверенности в своих знаниях и навыках. Это может вызывать сомнения в своих способностях и страх перед ошибками. Отсутствие опыта и уверенности. Управление классом и поддержание дисциплины может быть сложной задачей для молодого педагога. Ему может быть трудно установить авторитет и контролировать поведение учеников. Сложности с дисциплиной. В классе могут быть ученики с разными уровнями знаний, способностями и интересами. Молодой педагог может испытывать трудности с адаптацией к различным стилям обучения и потребностям учеников. Разнообразие учеников. Оценка работ учеников и предоставление им обратной связи может быть сложной задачей для молодого педагога. Он может не знать, как правильно оценивать работы и как давать конструктивную обратную связь. Оценка и обратная связь. Взаимодействие с родителями учеников может быть сложным для молодого педагога. Он может не знать, как эффективно общаться с родителями и как решать возникающие проблемы. Взаимодействие с родителями. Организация учебного процесса и планирование уроков может быть сложной задачей для молодого педагога. Он может не знать, как оптимально использовать время урока и как разнообразить уроки. Организация учебного процесса. Молодой педагог может испытывать эмоциональное выгорание из-за большого количества работы, стресса и давления. Эмоциональное выгорание. Молодой педагог может столкнуться с отсутствием поддержки со стороны коллег, администрации или других профессионалов. Отсутствие поддержки.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Организация воркшопов «Рука об руку» для молодых педагогов Воркшопы — это интенсивные практические занятия, направленные на развитие определённых навыков или получение новых знаний.
ЦЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ ВОРКШОПОВ: Обучение новым навыкам: воркшопы могут помочь участникам освоить новые навыки или улучшить уже имеющиеся. Это может быть полезно для людей, которые хотят расширить свои профессиональные возможности или просто хотят научиться чему-то новому. Развитие креативности и инноваций: воркшопы могут стимулировать участников к творческому мышлению и поиску новых идей. Это может быть полезно для команд, которые хотят разработать новые продукты или услуги. Обмен опытом и знаниями: воркшопы предоставляют участникам возможность обменяться опытом и знаниями с другими участниками. Это может помочь участникам узнать о новых подходах и методах, которые они могут применить в своей работе. Создание сообщества: воркшопы могут создать сообщество людей, которые разделяют общие интересы или цели. Это может быть полезно для участников, которые хотят найти единомышленников или просто почувствовать себя частью чего-то большего. Практический подход: воркшопы обычно основаны на практическом подходе к обучению. Участники активно участвуют в занятиях, выполняя задания и упражнения. Интерактивность: воркшопы часто включают интерактивные элементы, такие как групповые обсуждения, ролевые игры и другие активности. Командная работа: воркшопы могут способствовать развитию командной работы и сотрудничества между участниками. Фокус на процессе, а не на результате: воркшопы обычно не оценивают участников по конечному результату, а скорее по процессу обучения и участию в занятиях.
ЦЕЛИ ВОРКШОПОВ «РУКА ОБ РУКУ» Выстраивая структуру воркшопов «Рука об руку», я преследовала две цели: первая – это погрузить молодых педагогов в атмосферу творчества и креативности, вторая – создать условия для неформального общения не только между молодыми педагогами, но и их наставниками. Поэтому мероприятие проходит в два этапа: практический этап и этап психологической разгрузки (сопровождается чаепитием и настольными играми).
ПРИМЕР: Сценарий воркшопа «Как найти тему для ученического проекта» Первый этап: практический Цель: помочь молодому педагогу определить ресурсы для поиска тем проектов и исследований обучающихся 7-11 классов Задачи: Познакомить молодого педагога с основными критериями выбора темы проекта. Помочь молодому педагогу сформулировать идеи для проекта. Обсудить возможные темы проектов с учётом интересов и возможностей учащихся. Время: 1,5-2 часа + (1 час) Участники: молодые педагоги, имеющие затруднения в организации проектной деятельности учащихся. Материалы: флипчарт или доска для записей; маркеры; листы бумаги для заметок.
Ход воркшопа: 1. Приветствие и знакомство с правилами. - Приветствие участников, знакомство при необходимости. - Знакомство с правилами воркшопа: активное участие, уважение к мнению других, конфиденциальность. 2. Введение в тему. - Выбор темы для проекта — важный этап, который может повлиять на успех всего проекта. - Рекомендации по выбору интересной, актуальной и соответствующей возможностям ученика и школы темы. 3. Обсуждение критериев выбора темы. - Предлагаю участникам обсудить, какие критерии они считают важными при выборе темы. - Записать ответы на флипчарте. Возможные критерии: - интерес к теме; - актуальность темы; - наличие ресурсов (информации, материалов); - соответствие теме интересов и возможностей учащегося, родителей; - возможность реализовать проект в рамках доступных ресурсов. 4. Мозговой штурм. - Просмотр видеоролика «Гаджеты, нарушающие законы физики» Дмитрия Побединского. - Предлагаю участникам записать на листах бумаги как можно больше идей для проектов, взятых из ролика. - Предлагаю поделиться своими идеями с группой. - Записать идеи на флипчарте. 5. Анализ идей. - Организую обсуждение с участниками каждую идею, чтобы определить, насколько она соответствует выбранным критериям. - Предлагаю отсеять идеи, которые не соответствуют критериям, или объедините их с другими. 6. Выбор темы. - После анализа идей предлагаю участникам выбрать одну или несколько тем, которые им больше всего нравятся. - Поощряю их задавать вопросы и обсуждать свои идеи с группой. 7. Подведение итогов. - Подвожу итоги воркшопа, подчеркивая важность правильного выбора темы для проекта, указывая на обширный спектр источников вдохновения и идей. - Благодарю участников за активное участие. 8. Домашнее задание. Предлагаю молодым педагогам: - осуществить поиск на видеохостингах ВК, Рутуб научно-популярных каналов, содержащих образовательный контент; - выбрать совместно с учащимися наиболее интересную тему проекта в соответствии с критериями выбора; - составить план работы над проектом совместно с учащимися. Второй этап: психологическая разгрузка Предлагаю настольные игры на выбор, организую чаепитие.