Организация воспитательной работы в начальной школе

2
0
Материал опубликован 17 May

        Передо мной папка Классного руководителя. Такая есть у каждого учителя в нашей школе. За сухими цифрами отчётов, многочисленными документами и справками стоит моя жизнь, жизнь моего класса, нашей школы. Я считаю, что  цель воспитательной деятельности в начальной школе – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

       Классный руководитель одна из ключевых фигур в процессе развития ребёнка, становлении его личности и мировоззрения. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями и умениями в различных областях культуры. Кто же классный руководитель для учащихся начальной школы?

- друг;

- посредник;

- мама;

- адвокат;

- помощник;

- советник;

- психотерапевт;

- наставник.

         Все эти роли выполняет классный руководитель начальной школы, чтобы организовать воспитательный процесс в своём классе, создать коллектив из таких разных мальчишек и девчонок?

         Как же выглядит воспитательная система классного руководителя в начальной школе? В её основе лежат три идеи:  гуманизм; педагогика сотрудничества; формирование единого воспитательного развивающего пространства. Я считаю, что воспитание не должно прекращаться ни на минуту. Ведь педагог в начальной школе един в двух лицах: он и классный руководитель и практически единственный учитель для малышей. Поэтому я строю свою работу так, чтобы объединить воспитание, обучение, развитие каждого ребенка в единую воспитательно-образовательную среду, в которой будет жить и развиваться ребёнок.

          Воспитательная система состоит из 3 блоков.

1 этап (1 класс) – «Я – ученик»,

2 этап (2-3 класс)  – «Найди себя»,

3 этап (4 класс) – «Мы вместе».

1 этап (1 класс)-проектирование детско-взрослой общности «Я – ученик»

Цель: обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания в коллективе через создание детско-взрослой  общности классного коллектива

Задачи:

  • изучение психолого-педагогических особенностей ребёнка, его семьи;
  • создание социального портрета ученика, его родителя;
  • реализация системы работы классного руководителя через функцию педагогического просвещения.

      Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя познакомить их  и научить общаться друг с другом. Я в период адаптации, использую различные методы: наблюдение, беседа, методика «Настроение», игровой тренинг «Цветик-семицветик», «Волшебный платочек», и д.р.

        Мне необходимо  тесное сотрудничество  с психологом, логопедом и социальным педагогом, учитывать в своей работе  их рекомендации. 

        Ребёнок, придя в 1 класс, должен осознать себя в коллективе, принять роль ученика. Помочь в этом может проектная деятельность. Как организовать проект в 1 классе, ведь малыши мало что умеют?

      Мои первоклашки создают собственный индивидуальный проект в течение всего учебного года. Каждый ребёнок один раз в неделю на уроках или на внеурочных занятиях создаёт одну страничку проекта на определённую тему: «Моя улица», «Мой дом», «Моя семья», «Моя комната», «Моё имя»: дети рисуют, клеят, сочиняют подписи к картинкам и защищают свою страничку-проект перед одноклассниками.

      В конце года индивидуальные проекты учеников объединяются в единый коллективный проект «Наш класс». Это позволяет детям лучше узнать друг друга, найти общие интересы, а учителю даёт неограниченные возможности для изучения каждого ребёнка и всего классного коллектива. К концу года каждый класс создаёт свои Законы  класса, появляются первые традиции, на основе которых будет строиться дальнейшая  жизнь классного коллектива.  Например, поздравление именинников, День рождения класса, праздничное Сокопитие, «Разговор у свечи», «минутки  Доброты» и др. Учитель рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно. Для маленьких детей он - образец для подражания во всём.

        Важный момент в работе классного руководителя начальной школы – это умение работать  с родителями. Для ребёнка, переступившего порог школы, содружество учителя и родителей имеет большое значение для целостного развития. Ему одинаково значимы  школа и семья. Очень важно, чтобы родители стали единомышленниками и помощниками учителя. Если созданы хорошие, доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.

        В своей работе я использую различные формы работы классного руководителя с родителями:

- родительские собрания, обмен опытом;

- индивидуальные и тематические беседы, консультации;

- анкетирование;

- изучение и посещение семей учащихся;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);

- родительский всеобуч;

- создание органов родительского самоуправления.

          Привлечение родителей к организации и проведению праздников, утренников, классных часов способствует сплочению коллектива класса через неформальное общение, даёт возможность рефлексии каждому ребёнку.

          Родители организуют совместные выезды на природу, в музей, экскурсии, и сами являются активными их участниками.

Главные достижения 1 этапа:

  • принятие учащимися, родителями норм, традиций школы;
  • создание атмосферы поддержки совместных успехов детей и родителей;
  • рост инициативы и активности родителей и учеников;
  • принятие законов построения жизни классного коллектива.

2 этап (2-3 классы) – становление и функционирование детско-взрослой общности «Найди себя»

Цель: создание психолого-педагогических условий для развития успешной личности учащихся, их способностей к саморазвитию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

Задачи:

  • целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей;
  • приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города через включение учащихся в классно-семейные проекты

    В этот период создаются условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры. Теперь нужно развивать самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей, которые проявляют инициативу в делах, реально оценивают свои возможности, стремятся к саморазвитию. В воспитательной  работе  используется деятельностный подход в проведение мероприятий различной направленности. В приоритете – коллективные и групповые формы работы. Актив класса – большая опора для учителя в этот период. Дети принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, акциях, социальных практиках,  работают над проектами.

           Ребятам моего класса особенно запомнился проект к 75-летию Победы совместный с учениками 8 б класса. Восьмиклассники проводили информационные классные часы о героях-рязанцах, участниках Великой Отечественной войны. Большие и маленькие совместно просматривали и обсуждали кинофильмы и мультфильмы о войне, вместе ходили на экскурсию «Брестская крепость», проводили внеклассные мероприятия, Уроки Мужества.  Содружество начальной и средней школы дало высокий результат в патриотическом воспитании учащихся, и позволило получить новый социальный опыт каждому из участников проекта.

           Я тесно сотрудничаю   с педагогами дополнительного образования.  Совместно с ними организуется подготовка выставок детских творческих работ, концертов, спортивных соревнований. На базе моего  класса создан оркестр игры  на свирели.

          Активная работа ведётся  с библиотекой имени Есенина, что способствует развитию читательского интереса учащихся, приобщает детей к чтению, развивает любознательность и кругозор.

Главные достижения 2  этапа:

  • активное включение учащихся и родителей в жизнь класса и школы;
  • самореализация и развитие детей через включение в различные виды интеллектуальной и творческой деятельности;
  • приобщение младших школьников к культуре родного края и истории страны.

3 этап (4 класс) – стабильное функционирование детско-взрослой общности

«Мы вместе»

Цель: создание условий для овладения школьниками способов конструктивных социальных взаимоотношений.

Задача:

  • вовлечение учащихся и их родителей в социальное поектирование

           В 4 классе дети открывают в себе своё собственное «Я», могут смело проявлять себя.  Класс что-то может делать самостоятельно, распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими  детьми. Формы  работы с классом самые разнообразные. Это тематические экскурсии, праздники, акции, конкурсы, викторины, интересные проекты, коллективно-творческие дела, социальное проектирование совместно с родителями.

         Я считаю, что в начальной школе обучение и воспитание – это неразрывные процессы, проходящие в единой воспитательно-образовательной среде, объединённые единой целью. Направления могут быть различны:

- гражданско-патриотическое;

- художественно эстетическое;

- культурно-нравственное;

- трудовое;

- ЗОЖ.

         Приведу пример, как четвероклассники моего класса совместно с родителями проектируют большое КТД «Рождество – праздник добрых дел». Работа ведётся на всех уроках и внеурочных занятиях по всем направлениям. Так, на уроках литературного чтения дети читают произведения о зиме, о Рождестве. На уроке окружающего мира учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества в России, его обычаями.

На внеурочной деятельности – разучиваются колядки, рождественские игры, театрализованные миниатюры. На уроке технологии четвероклассники изготавливают Рождественскую звезду, новогодние игрушки, которые используют для украшения праздника. На уроке изобразительного искусства дети рисуют открытки для поздравления с праздником, которые волонтёры-старшеклассники будут раздавать жителям города. Учащиеся вместе с родителями посещают Рождественские встречи в Кремле, музее Павлова, знакомятся с традициями рождества 19 века.

           Результатом совместного КТД «Рождество – праздник добрых дел» становиться праздник в классе. Он надолго запомнится ребятам, т.к. каждый принял в нём участие, а не просто прослушал информацию, а что-то сделал своими руками, порадовал других, принял участие в играх, выступил перед своими одноклассниками, украшал класс. Именно объединение воспитания и обучения создаёт такую творческую атмосферу, которая раскрывает личность каждого ребёнка, объединяет и сплачивает коллектив, делает жизнь в школе интересной и значимой для каждого ученика. Такие КТД становятся событием не только для учащихся, но и для их родителей.

Показатели 3 этапа:

  • адекватная самооценка;
  • принятие общечеловеческих ценностей;
  • оценка и выстраивание отношений учитель-ученик;
  • удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • осознание детьми прожитых школьных лет как События.

     Хочется отметить, что,  ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

 

Золотое правило классного руководителя

Любить детей, не сравнивать с другими,
Встречать улыбкой, добрым словом каждый раз.
Поддерживать и понимать, быть справедливым,
Учить  быть добрым, честным, помнить, что сейчас,
Зависит лишь от нас, кем может стать ребёнок,
Какое будущее ожидает нас.


Пусть эти правила станут золотыми,

Для всех нас!

 






      
















        

​​​​​​​
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.