Сказка «Осенние листья». Конспект познавательной деятельности
Авторы: Макарова Анастасия Вячеславовна
Лагунова Наталья Викторовна
МБДОУ д/с № 34 г. Сарапул
Конспект по познавательной деятельности: «Почему желтеют и опадают листья?»
Цели:
Формировать представления о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей об основных признаках осени;
- научить детей рассуждать, отвечать на вопросы;
- закрепить знания о знакомых деревьях, значении листьев для дерева;
Развивающие:
- расширить словарь детей;
- развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение делать выводы;
- развивать внимание, связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- воспитывать любознательность и умение понимать научный текст.
Ход занятия:
-Я прочитаю вам стихотворение Александра Твардовского, вы внимательно послушайте и догадайтесь о каком оно времени года.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
- Какие признаки осени вы знаете?
- Как называют самый красивый период осени?
- Как называется явление, когда опадают листья?
- Почему листья желтеют и опадают осенью?
Я расскажу вам сказку, в которой есть ответ на этот вопрос!
Жила-была девочка Марина. Она очень любила лес, и стало ей грустно, когда пришла осень: исчезли цветы, почти все птицы улетели, листья стали желтеть и опадать.
Однажды Марина не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу листочки приклеивать да привязывать.
Дуб потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:
- Ты ш-што тут делаешь-шь, несмышленыш-ш-ш? Ш-што ты мне спать мешаешь?
- Я не хотела вас будить, - смутилась Маринка. – Я вам листочки подклеиваю. Почему ваши листья пожелтели и опали?
- Эх, малыш-ш! Я свои дела – заботы закончил, пора и отдохнуть. Сейчас дни все короче, света все меньше. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли – растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и сделались листья желтыми.
- Почему желтыми, а не белыми? – удивилась Маринка.
- Потому что, кроме зеленых зернышек, в листьях есть и другие – желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки-заводики, желтых видно не было, но растворились зеленые зернышки - и остались только желтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и опадают.
- А я думала, что ветер обрывает.
- Можно и без ветра, - прошептал дуб. – Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет листья от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадет лист на землю и корни от мороза укроет.
- Ребята, кто запомнил, почему желтеют и опадают листья осенью?
- Какую пользу приносят опавшие листья?
- Что было бы, если бы листья не опадали?
- Какие вы знаете лиственные деревья?
Дидактическая игра " «С какого дерева листок»
Дети описывают листья (форма, цвет, размер) и называют дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» )
- С каким природным явлением мы сегодня познакомились?
- Почему это происходит именно осенью?
- Вам помогла сказка понять, как деревья готовятся к зиме?
Соколова Елена Борисовна