Сказка «Осенние листья». Конспект познавательной деятельности

3
1
Материал опубликован 1 November 2021 в группе

Авторы: Макарова Анастасия Вячеславовна

Лагунова Наталья Викторовна


МБДОУ д/с № 34 г. Сарапул


Конспект по познавательной деятельности: «Почему желтеют и опадают листья?»

Цели:

Формировать представления о явлениях  живой и неживой  природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей об основных признаках осени;

- научить детей рассуждать, отвечать на вопросы;

- закрепить знания о знакомых деревьях, значении листьев для дерева;

Развивающие:
- расширить словарь детей;

- развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение делать выводы;

- развивать внимание, связную речь.

Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;

- воспитывать любознательность и умение понимать научный текст.



Ход занятия:

-Я прочитаю вам стихотворение Александра Твардовского, вы внимательно послушайте и догадайтесь о каком оно времени года.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.


- Какие признаки осени вы знаете?

- Как называют самый красивый период осени?

- Как называется явление, когда опадают листья?

- Почему листья желтеют и опадают осенью?

Я расскажу вам сказку, в которой есть ответ на этот вопрос!

Жила-была девочка Марина. Она очень любила лес, и стало ей грустно, когда пришла осень: исчезли цветы, почти все птицы улетели, листья стали желтеть и опадать.

Однажды Марина не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу листочки приклеивать да привязывать.

Дуб потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

- Ты ш-што тут делаешь-шь, несмышленыш-ш-ш? Ш-што ты мне спать мешаешь?

- Я не хотела вас будить, - смутилась Маринка. – Я вам листочки подклеиваю. Почему ваши листья пожелтели и опали?

- Эх, малыш-ш! Я свои дела – заботы закончил, пора и отдохнуть. Сейчас дни все короче, света все меньше. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли – растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и сделались листья желтыми.

- Почему желтыми, а не белыми? – удивилась Маринка.

- Потому что, кроме зеленых зернышек, в листьях есть и другие – желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки-заводики, желтых видно не было, но растворились зеленые зернышки - и остались только желтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и опадают.

- А я думала, что ветер обрывает.

- Можно и без ветра, - прошептал дуб. – Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет листья от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадет лист на землю и корни от мороза укроет.

- Ребята, кто запомнил, почему желтеют и опадают листья осенью?

- Какую пользу приносят опавшие листья?

- Что было бы, если бы листья не опадали?

- Какие вы знаете лиственные деревья?


Дидактическая игра " «С какого дерева листок»

Дети описывают листья (форма, цвет, размер) и называют дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» )


- С каким природным явлением мы сегодня познакомились?

- Почему это происходит именно осенью?

- Вам помогла сказка понять, как деревья готовятся к зиме?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошее занятие, но нужно добавить источники (сказки, игры).

1 November 2021