12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие"в старшей группе(подготовительной к школе группе) "Любимый край".

Цель: Формировать у дошкольников познавательный интерес к получению знаний о родном крае-Чувашии, мотивационно- ценностное отношение к национальной культуре.

Задачи:

Образовательные:

1.Обогащать представления о жителях, прославивших родной край;

2.Расширять знания о родном городе, столице Чувашии;

3. Закрепить знания о символике малой родины - гербе, флаге, гимне.

4.Познакомить с чувашскими играми и песнями;

Развивающие:

1.Развивать социально- коммуникативные навыки;

2.Развивать связную речь;

3.Способствовать развитию умений и навыков составлять небольшой рассказ о своем городе Чебоксары.

4. Активизировать словарь на основе чувашской литературы (сказки, былины, понимание на слух текстов различных жанров литературы чувашских писателей);

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство принадлежности к данной этнографической культуре;

2.Воспитывать чувство любви к родной земле, уважительное отношение к истории через музыкальные произведения.

Предварительная работа: беседа о городе Чебоксары, его достопримечательностях; экскурсия к памятным местам центральной части города, рассматривание иллюстраций с видом города, знакомства с пословицами и поговорками о городе.

Материалы и оборудования: экран, проектор, презентация "Любимые Чебоксары"иллюстрации с видом города, с изображением памятника боевой славы "Вечного огня", бюста А.Г.Николаева, картам Чувашской Республики, фото почетных представителей города.

Ход НОД.

Воспитатель:

Здравствуйте, друзья, а это значит,

Я приветствую всех тех, кто здесь собрался.

Всем желаю от души удачи,

Кто сейчас друг другу улыбался!

Воспитатель: Ребята, говоря друг другу каждый день"Здравствуйте", что мы хотим сказать?(ответы детей) Вы правы, мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, быть радостным. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо улыбаясь, нежно, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. А в каком краю мы с вами живем?(ответы).Да, наш любимый край родной зовется Чувашия!

Ребенок: Любимый край чувашский.

Ты словно чудо- сказка...

Твоей любуюсь красотой,

Здесь все наполнено душой...

Воспитатель: А в какой стране мы проживаем? (Ответы).Да, это Россия. Наша страна многонациональная, здесь живут представители различных народов и наций: русские, чуваши, татары, мордва, марийцы и многие -многие другие .Все мы живем дружно. И дарим всем окружающим нас людям тепло и любовь, потому что мы - друзья.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение о Чебоксарах , которое мы сочиняли все вместе

Вместе : Наш город чистый и красивый

Кругом леса, поля, луга,

Архитектурный и отличный,

Залив роскошный и столичный,

Нас ждут здесь добрые дела!

И Волга- мать всегда прекрасна,

И лучезарна и чиста.

Наш город очень любим мы,

Здесь мы живем, мы родились

Чтоб город молодой прославить

Своим трудом, своим умом ,

В сердце нашем всегда Чебоксары,

Тебя мы любим всей душой!!!

Воспитатель: Чебоксары- наш родной город. А почему?(родились, живем).Предлагаю о нашем городе спеть песню"Любимые Чебоксары"( муз. А.Васильева)_

Ребенок: У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете-

Есть родина своя!

И там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Мы родиной зовём.

Воспитатель: "Нет в мире краше родины нашей". А какие известные места вы можете назвать в нашем городе Чебоксары?("Залив", "Вечный огонь", "Театр Оперы и балета", "Чувашский театр юного зрителя" , памятники В. И .Чапаева, А.Г.Николаева и др.)

Просмотр презентации о городе Чебоксары, о символах Чувашии, нашей Республики.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что больше половины территории Чувашии занимают леса. А вдоль Волги тянутся более чем на 100 километров заповедные дубравы. Дуб стал в Чувашском  краю символом силы и мужества. Посмотрите, даже сама территория  Чувашии похожа на дубовый лист. (Слайд с изображением герба  Чувашии). Государственный герб  нашей Республики является символом чувашского государства, его официальной эмблемой. Герб изображён на золотом фоне. В середине красным цветом изображена эмблема «Древо жизни» - символ возрождения. А внизу на красном фоне золотыми буквами написано: Чаваш Ен — Чувашская Республика. На ленточке изображены золотые листья и шишечки хмеля. Над символом возрождения -«Три солнца». Солнце, представленное в образе восьмиконечной звезды, — древняя чувашская космическая эмблема — означает источник, дарующий жизнь, свет, благополучие, богатство. “Три солнца” — это Утреннее солнце, Полуденное солнце, Вечернее солнце. Кто расскажет нам «Легенду о трёх солнцах»? (С помощью иллюстраций пересказывают легенду).

1 Ребёнок: Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, холод, лед. Вокруг была удивительная красота, растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали этого. Немного злые и завистливыею" Не хотим так больше жить, невозможно дышать!" - часто жаловались, кричали они. Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, боясь смерти, долго целился и выстрелил.

2 Ребёнок : Стрела полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. "Убить ещё одно!" - приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно! Тогда люди с поклоном пошли к старикам-шурсухалам просить мудрых советов. "Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!"- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части рубах.

Воспитатель: Ребята, наш город очень красивый. У Чувашии есть свои символы, вы их видели в презентации: герб, флаг, гимн Республики. И недавно появился Гимн города Чебоксары . Предлагаю вам послушать песню"Время выбрало нас".

1 куплет.

Взмахнула душа крылами ,

Настало время летать...

Есть город, что объединяет,

И этот город для нас.

У нас много общих целей,

И вместе мы победим,

Мы любим, живем и ценим,

И будем всегда впереди!

Припев:

Время выбрало нас

Сделать шаг за мечтою,

Это наши мечты,

Это общий наш шанс.

Город наших побед,

Город мой - ЧЕБОКСАРЫ!

Наше время пришло,

Время выбрало нас...

2 куплет.

Любимые Чебоксары-

Мы вместе и в этот час,

Мы смотрим с тобой на время,

А время смотрит на.

Мы любим живем и верим,

Что вместе мы победим.

У нас много общих целей-

Свершения ждут впереди.

Припев: повтор

Воспитатель: о чём поётся в этой песне (ответы детей).

Да , это все о нашем городе, о молодых людях, о целях, к которым надо идти. Это наш

Ребенок: Велика Чувашия наша

И талантлив наш народ,

О певцах и о танцорах

На весь мир молва идет.

В исполнении группы девочек посмотрите "Чувашский танец".

Ребенок :Чувашия, как многолика ты. 

Трудолюбива, искренна, красива!

И все твои прекрасные черты

Народ в музыке правдиво отразил!

Любят на инструментах поиграть от души

Наши ребята"Чувашские наигрыши " !

Ведущий: Родной наш край по праву называют "жемчужиной Поволжья "!

В своих делах, словах и сердцах  

Чувашию мы будем прославлять!

Ведущий: Друзья, а давайте заглянем в деревеньку, которая недалеко от города находится. В гостях у бабушки и дедушки бываете? Чем помогаете? Есть у меня загадки для вас. Прошу их отгадать и на чувашском языке ответ дать.

1. Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку.Дети: Мулкач!

2 .Хвост с узорами, сам со шпорами, под окном стоит, на весь двор кричит.Дети: Автан! Ведущий: Дружно исполним песню свою,

Чтоб разнеслась она по селу ( песня «Автан» Муз. и сл. Р. Долгова).

Воспитатель: Предлагаю позабавиться,

Поиграть да посмеяться.

А игра -то народная,

"Золотые ворота".

Дети встают напротив друг друга и образуют "ворота".

ВСЕ: Золотые ворота

Пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз -запрещается,

А третий раз- не пропустят нас.

На последние слова ворота закрываются. Игрок. ,перед кем закрылись ворота, отдает любую вещь Ведущий разыгрывает, что будет делать хозяин этой вещи(прыгать. приседать, скакать на одной ноге и т.д.).

Ребенок

Край чувашский, край родной!

Расцветай над Волгою рекой!

Ребенок читает стихотворение Евгении Шашкаревой

Кто любит Сочи, кто — Канары,
А мне любимы Чебоксары!
Здесь тоже неплохой курорт,
И Волга манит и зовёт
Своею свежестью упругой..
Ах, Волга. Нежная подруга!
Как гибок Твой девичий стан,
Прекрасен синий сарафан!

Мы в гости к нам зовём туристов:
Людей, чиновников, артистов...
А развлечений здесь не счесть,
Поэтам памятники есть!
Чапаев на своём коне
Здесь вечно едет по стране.
Не русский он, и не чуваш - 
Он местный, чебоксарский, наш!!!


И лебеди, слегка застыв,
Картиной делают залив!
Теперь наш милый Константин
В своей печали не один!
Народу тут живёт не много,
И к городу чиста дорога:
Есть краеведческий музей,
Где Вам расскажут про царей.
И про чувашские наряды,
Про все чувашские обряды...
Здесь Катерина проезжала
И свой народ пересчитала;
И царь Иван, чей грозен взор,
Введенский положил Собор!

Здесь церковь есть Святой Татьяны,
Волшебной красоты фонтаны.
Чтоб никогда не умирать
Наш президент поставил Мать!
Здесь очень чисто и красиво.
Вас встретим мы музеем пива!
В России городов не счесть!
Но Чебоксары тоже ЕСТЬ!!!!
          В Чувашии мы живем

Есть у каждого свой дом

Есть работа, есть друзья, 

Мама, папа, есть и Я!.

Воспитатель: Вот и прошлись по "любимому краю",

Очень много нового с вами узнали.

Живем мы в удивительное время,

Должны беречь мы родину малую свою,

Жить дружно семьями!!!

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.