12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белопухова Екатерина Станиславовна443
Россия, Забайкальский край, Чита

Рекомендации по оснащению центров речевого развития в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда


Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это книжный уголок и центр речевого развития.

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:

 развитие словаря ребенка;

работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);

подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

знакомство с художественной литературой. 

Одним из важных условий при создании развивающей предметно-пространственной среды является соответствие возрастным особенностям дошкольников.

Дети младших групп должны получать от среды возможность играть. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм.

В средней группе должно располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазлы, игрушек с застежками и шнуровками, восковых и акварельных мелков, пособий «Волшебный экран» и небольших досок для рисования. В книжных уголках размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки-раскраски.

Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.

Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития - если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость).

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. Одним их таких средств является книжный уголок.

Речевой уголок в группе детского сада

Речевой уголок – необходимый элемент не только предметно-развивающей среды в группе, но и эффективное средство развития речи дошкольников. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возрастных возможностей и способностей воспитанников данной группы. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

В оформлении речевого уголка каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество, но главные условия, которые должны быть соблюдены – это удобство и целесообразность. Уголок должен располагать ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям воспитанников, а время пребывания книги в уголке зависит от программных задач. Рекомендуемый срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Однако необходимо соблюдать важное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.


1 младшая группа

Направление

Содержание

1

Обогащение активного словаря

Наборы картинок по основным лексическим темам до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.;

Наборы парных картинок (предметные) для сравнения (той же тематики) – 10 разных;

Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей) той же тематики – 5-6 разных;

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (2-4 части) – 3 разные;

Разрезные картинки (на 2 части по прямой).

2

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики (картинки-символы артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Окошко», «Блинчик» «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк» и др.);

Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»;
«Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и
др.;

Тренажёры, развивающие силу воздушной струи (вертушки, мельницы, подвесные лёгкие предметы, таз с водой и лодочки, и т.д.);

Картинки-символы на выработку различной силы голоса и интонации (например, персонажи сказки «Три медведя»);

Музыкальные игрушки и пособия для развития слухового восприятия (барабан, дудочка, губная гармошка, колокольчик);

Индивидуальные зеркала на подгруппу детей;

Картинки слов и коротких предложений с гласными (А, У, И, О, Э) и некоторыми согласными звуками [П] – [Б] – [Т] – [Д] – [К] – [Г] – [Ф] – [В] (кроме свистящих [С], [С’] [З], [З’] и [Ц] шипящих [Ш], [Ж], [Щ,], [Ч] и сонорных[Л], [Л’], [Р], [Р’]);

Символы изолированных звуков и звукоподражаний.

3

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) – 10 разных;

Сюжетные картинки с различной тематикой, близкой ребёнку (сказочной, социокультурной) крупного размера.

Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения), времена года (природа и сезонная деятельность людей);

Игрушки (дидактические, образные, игрушки изображающие сказочных героев, наборы
игрушек для обыгрывание содержания литературного произведения. Например: читаем и про
мишку, к книгам ставим игрушку мишку и т.д.).

Сюжетные картинки по лексическим темам, по художественным произведениям для составления различных типов предложений с предлогами и без, картинки с изображением действий (прыгает, бежит, стоит, лежит, падает, летит, плывет и т.д.); игрушки для описания и т.д.

Картинный материал:

на согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий мяч – синие мячи, синяя лопатка – синие лопатки, не вижу синих лопаток, копай синей лопаткой);

картинки, обозначающие существительные с предлогами в, на, под, за, около (мяч около стола, мяч под столом, мяч в столе и т.д.);

картинки, обозначающие существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята);

картинки для составления нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого: «Кукла спит. Мишка ест.») и распространенных предложений, предложений с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

4

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);

книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки -четвертушки, книжки - малышки;

книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);

книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками.





2 младшая группа

Направление

Содержание

1

Обогащение активного словаря

Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам до
4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы,
рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт,
предметы обихода и др.;

Наборы парных картинок (для сравнения) той же тематики – 10 разных;

Наборы парных картинок типа «лото» с геометрическими формами;

Разрезные складные кубики с предметными картинками из 4-6 частей;

Разрезные картинки, разделённые на 2-4 части по вертикали и горизонтали;

Картинки времён года, части суток и сезонной деятельности людей.

2

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики (картинки-символы артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Окошко», «Блинчик» «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк» и др.);

Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»;
«Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и
др.;

Тренажёры, развивающие силу воздушной струи (вертушки, мельницы, подвесные лёгкие предметы, таз с водой и лодочки, и т.д.);

Картинки-символы на выработку различной силы голоса и интонации (например, персонажи сказки «Три медведя»);

Музыкальные игрушки и пособия для развития слухового восприятия (барабан, дудочка, губная гармошка, колокольчик);

Индивидуальные зеркала на подгруппу детей;

Картинки слов и коротких предложений с гласными (А, У, И, О, Э) и некоторыми согласными звуками [П] – [Б] – [Т] – [Д] – [К] – [Г] – [Ф] – [В] (кроме свистящих [С], [С’] [З], [З’] и [Ц] шипящих [Ш], [Ж], [Щ,], [Ч] и сонорных[Л], [Л’], [Р], [Р’]);

Символы изолированных звуков и звукоподражаний.

3

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) – 10 разных;

Сюжетные картинки с различной тематикой, близкой ребёнку (сказочной, социокультурной) крупного размера;

Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения), времена года (природа и сезонная деятельность людей);

Игрушки (дидактические, образные, игрушки изображающие сказочных героев, наборы
игрушек для обыгрывание содержания литературного произведения. Например: читаем и про
мишку, к книгам ставим игрушку мишку и т.д.);

Сюжетные картинки по лексическим темам, по художественным произведениям для составления различных типов предложений с предлогами и без, картинки с изображением действий (прыгает, бежит, стоит, лежит, падает, летит, плывет и т.д.); игрушки для описания и т.д.;

Картинный материал:

на согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий мяч – синие мячи, синяя лопатка – синие лопатки, не вижу синих лопаток, копай синей лопаткой);

картинки, обозначающие существительные с предлогами в, на, под, за, около (мяч около стола, мяч под столом, мяч в столе и т.д.);

картинки, обозначающие существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята);

Игры на различение ед. и мн. числа существительных («Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» и др.);

Игры из серии «Умница»: «Контуры», «Что есть что?», «Кто есть кто?», «Кто в домике живёт?»;

Лото «Парные картинки», «Игрушки»;

Игра «Найди маму», «Магазин».

4

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

В книжном уголке должно находиться немного книг - 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

- книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

- книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);

- книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки-четвертушки, книжки- малышки;

- книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

- музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);

- книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

Коврограф, ширма для настольного театра;

Детские книги по программе, книжки-малышки;

Маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Колобок» и др.;

Разные виды театров (плоскостной, стержневой, кукольный)

Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.




Средняя группа

Направление

Содержание

1

Обогащение активного словаря

Наборы для группировки и обобщения (до 8-10 карточек) животных, птиц, рыб, насекомых, растений, продуктов питания, одежда, обувь, мебель, здания, транспорт, профессии, предметов обихода и т.д. по 1 набору;

Парные картинки типа «Лото» (6-8 частей) той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических изображений;

Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);

Сюжетные картинки с разной тематикой 8-10 разных крупного и мелкого размера;

Разрезные картинки или кубики с сюжетом (6-8 частей 4-6 разных);

Разрезные контурные картинки (4-6 частей 8-10 разных).

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. («Мяч бросай животных называй», «Кто чем занимается», «Горячий – холодный» и др.).

2

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики (картинки с символами артикуляционных упражнений «Заборчик», «Окошко», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк» и др.);

Игры по развитию фонематического слуха: фишки красного, зеленого, синего цвета, домики (самолеты, машины и др.) для игры «Где находится звук?»;

Тренажёры, развивающие силу воздушной струи; картинки-символы различной силы голоса и интонации; музыкальные игрушки и пособия для развития слухового восприятия; индивидуальные зеркала на подгруппу детей;

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые
инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и
автоматизации звуков.

Картотека картинок для отработки произношения гласных и согласных звуков в различных позициях ( в начале, в середине, в конце слова): свистящих [С], [С’] [З], [З’] и [Ц], шипящих [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] и сонорных звуков [Л], [Л’], [Р], [Р'],[ Н];

Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.

3

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно
или одновременно (назначение, цвет, величина).

Игры для совершенствования грамматического строя речи. («Назови ласково», «Один-много, много-один», «Составь слово из двух», «Добавь слово» и др.).

Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду),
ошибки (по смыслу), таблицы для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).

Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

Разрезные контурные картинки (4-6 частей).

Картинный материал:

сюжетные картинки по лексическим темам, по художественным произведениям для составления различных типов предложений с предлогами и без (например: «я хожу в детский сад. в детском саду я играю машиной, мячом, конструктором.» и т.д.);

картинки с изображением детенышей животных (лисенок – лисята, медвежонок – медвежата, поросенок поросята, цыпленок цыплята и т.д.);

картинки с изображением действий (прыгает, бежит, стоит, лежит, падает, летит, плывет и т.д.);

картинки, обозначающие несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао);

картинки для составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (например: «пришла весна и солнышко стало пригревать сильнее. на дорогах появились лужи, потому что пришла весна» и т.д.

4

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Книги по программе. В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные – в шкафу):

иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты познавательного характера 20-30 разных;

книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

альбомы дополняются по темам: «российская армия», «труд взрослых», «цветы», «времена года»;

открытки для рассматривания по произведениям;

портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

оформляются тематические выставки «сказки», «времена года», «сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

детские энциклопедии («что такое? кто такой?» и др.);

книжки-малышки с произведением фольклора малых форм;

книжки-раскраски по теме

материал для ремонта книг.

2-3 постоянно меняемых детских журнала;

Аудиокассеты и диски по литературным произведениям;

Театры настольные и перчаточный.

5

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Наборы картинок с изображением предметов и названий;

Набор карточек с изображением предметов (от 1 до 5) и цифр;

Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами;

Набор моделей: деление на 2 и 4 части;

Настенный алфавит, слоговые таблицы;

Картотека словесных игр;

Магнитная доска, настольные кассы.

Старшая группа

Направление

Содержание

1

Обогащение активного словаря

Картотека предметных картинок по всем лексическим темам.

2

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Картотека игр и упражнений для проведения артикуляционной гимнастики;

Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «листочки»; «бабочки»;
«волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки;
вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «чей кораблик доберется
быстрее»; «загони мяч в ворота» и др.;

Картотека речевого материала для автоматизации и дифференциации всех групп звуков;

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: музыкальные
инструменты, звуковые коробочки;

Картинки-символы различной силы голоса и интонации;

Индивидуальные зеркала на подгруппу детей.

3

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку» и т.д.;

Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;

Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;

Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;

Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);

Картинные планы к рассказам, иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), репродукции картин, мнемотаблицы к лексическим темам, стихам и прозе по программе;

Небольшие сказки и рассказы для пересказа;

Серии сюжетных картинок;

Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;

Картинный материал:

для упражнений в согласовании существительных с числительными, прилагательных с существительным;

картинки на словообразование и подбор однокоренных слов; картинки, обозначающие приставочный способ образования глаголов;

существительные множественного числа в именительном и косвенных падежах;

глаголы; несклоняемые существительные;

картинки для составления сложных предложений.

4

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

В уголке книг помимо программного материала должны быть детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого должны быть:

10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских
сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе

портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский (в соответствии с программой);

детский самиздат (книги, изданные руками детей);

энциклопедии («умные» книжки), словари; «толстые» книжки;

альбомы или иллюстрации дополняются о родине, о технике, космосе;

наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

портреты художников – иллюстраторов (в соответствии с программой).

репродукции картин известных художников;

альбомы «знакомство с натюрмортом и пейзажной живописью»;

альбомы и наборы открыток с видами столицы страны, края;

карта-плакат центра своего города или микрорайона;

российский герб, флаг, герб своего города;

куклы в русских костюмах;

дидактические игры по направлению «человек в истории и культуре», «раньше и сейчас», «охота на мамонта», «собери матрёшек», «от кареты до ракеты»;

глобус, детские атласы, физическая карта мира;

5

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки и др.);

Настольный алфавит, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;

Разрезная азбука и касса, набор карточек с цифрами и числовой балансир (на составление числа из 2-х меньших);

Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.);

Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты);

Настенный алфавит, слоговые таблицы;

Азбука в картинках;

Магнитная доска, настольные кассы;

Набор кубиков с буквами;

Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);

Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков», «Буква за буквой», «33 богатыря», «Умный телефон» и др.);

Наглядно-дидактический и демонстрационный материал: таблицы по обучению грамоте с рисунками, «Обучение грамоте», «Ступеньки грамоты», «Звучащее слово», «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один – много»; «Словообразование»; «Ударение».


Подготовительная к школе группа

Направление

Содержание

1

Обогащение активного словаря

Набор картинок по всем лексическим темам (классификациям) в соответствии с программным содержанием;

Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей);

Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);

Карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фотографии помещений детского сада;

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. («Мяч бросай животных называй», «Кто чем занимается», «Горячий – холодный» и др.);

Иной наглядно-демонстративный материал по лексическим темам в соответствии с программным содержанием.

2

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Картотека игр и упражнений для проведения артикуляционной гимнастики;

Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «листочки»; «бабочки»;
«волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки;
вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «чей кораблик доберется
быстрее»; «загони мяч в ворота» и др.;

Картотека речевого материала для автоматизации всех групп звуков;

Каротека речевого и картинного материала для дифференциации звуков: свистящие и шипящие ([с] – [ш], [з] - [ж], [ц] – [ч], [с'] - [щ]), звонкие и глухие ([в] – [ф], [п] – [б], [д] – [т], [г] – [к], [з] – [с], [ж] – [ш]), сонорные ([л] – [р]), твердые и мягкие согласные;

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: музыкальные
инструменты, звуковые коробочки, «поймай звук», «найди пару» и др.;

Картинки-символы различной силы голоса и интонации;

Индивидуальные зеркала на подгруппу детей.

Пособия по определению места звука в слове («звуковая линейка» и др.).

3

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Дидактические игры «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку», «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один – много»; «Словообразование»; «Ударение» и т.д.;

Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;

Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;

Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;

Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);

Картинные планы к рассказам, иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), репродукции картин, мнемотаблицы к лексическим темам, стихам и прозе по программе;

Небольшие сказки и рассказы для пересказа;

Серии сюжетных картинок;

Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;

Картинный материал:

для упражнений в согласовании существительных с числительными, прилагательных с существительным;

картинки на словообразование и подбор однокоренных слов; картинки, обозначающие приставочный способ образования глаголов;

существительные множественного числа в именительном и косвенных падежах;

глаголы; несклоняемые существительные;

картинки для составления сложных предложений.

4

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу);

Рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);

2-3 сказочных произведения (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями;

Добавляются книги на школьную тематику;

Портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский.

Книги, рекомендованные программой.

Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми.

Энциклопедии («умные» книжки), словари.

Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе.

Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.

Портреты художников – иллюстраторов (Е. Рачев, Н. Чарушин).

Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских
сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной
деятельности.

Книги, которые дети приносят из дома.

5

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки и др.);

Настольный алфавит, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;

Разрезная азбука и касса, набор карточек с цифрами и числовой балансир (на составление числа из 2-х меньших);

Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.);

Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты);

Настенный алфавит, слоговые таблицы;

Азбука в картинках;

Прописи;

Магнитная (маркерная) доска, настольные кассы;

Набор кубиков с буквами;

Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);

Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков», «Буква за буквой», «33 богатыря», «Умный телефон» и др.);

Наглядно-дидактический и демонстрационный материал: таблицы по обучению грамоте с рисунками, «Обучение грамоте», «Ступеньки грамоты», «Звучащее слово», «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один – много»; «Словообразование»; «Ударение».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.