Проверочная работа на тему «Основы экологии» (9–11 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ОТВАЖНОЕ»
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.
ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
МЕЛЬНИК НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА
ОТВАЖНОЕ
Тема: Основы экологии.
Цель: проверка и оценка качества знаний и умений учащихся.
Задачи:
- выявить и оценить уровень экологических знаний учащихся;
- расширить кругозор в области экологии;
- сформировать познавательный интерес к новому предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха;
- развить учебно- интеллектуальные умения: выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи (развитие логического мышления);
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе учебной деятельности.
Форма мероприятия: соревнование.
Класс делится на две группы. Каждой группе выдаются задания.
Выполненные задания проверяются жюри .
БЛОК 1. Среды жизни организмов на Земле.
1.Перечислите известные вам среды жизни на Земле.
2.Дайте им краткую характеристику.
3.Приведите примеры типичных обитателей различных сред жизни.
Заполните таблицу:
Характеристики наземно-воздушной среды | Характеристики водной среды | Характеристики почвенной среды |
1. достаточное количество кислорода; 2. бывает нехватка влаги; 3. изменения температуры в течение года. | 1. плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха; 2. температура меняется не так значительно; 3. нередкая нехватка кислорода. | 1.большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода; 2.температура более ровная внутри, чем на поверхности земли; 3.свет практически не проникает. |
Из предложенных характеристик сред обитания, выписать в таблицу по три основных:
1. Является самой разнообразной; 2. достаточное количество кислорода; 3. бывает нехватка влаги, для чего ее обитатели (растения и животные) приспосабливаются для добывания, запасания воды. 4.очень разнообразные ареалы (сухие пустыни, высокие горы, влажные леса, холодная Арктика); 5.изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов (осенью опадает листва, перелетные птицы улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую); 6.животные передвигаются по воздуху и по земле. | 1. Достаточное количество воды; 2. Плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха; 3.нередкая нехватка кислорода; 4.температура меняется не так значительно; 5. меньшее количество света; 6. организмы могут передвигаться в воде или по дну; 7. приспособления для плавания у животных – плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц). | 1.большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода; 2.температура более ровная внутри, чем на поверхности земли; 3.свет практически не проникает; 4.обитатели имеют маленькие глаза (или лишены органов зрения), но обладают хорошо развитыми обонянием и осязанием. |
Поместите в соответствующую среду обитания животных из предложенного списка: дельфин, чайка, страус, акула, орел, ворона, карась, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, синица, гидра, клещ собачий.
Среда обитания | Организмы |
Почвенная | крот, дождевой червь, личинка майского жука, клубеньковые бактерии |
Наземно-воздушная | чайка, страус, орел, ворона, постельный клоп, бабочка, олень, волк, человек, синица, клещ собачий. |
Водная | дельфин, акула, карась, медуза, щука, гидра |
Организменная | свиной цепень |
БЛОК 2.Экологические факторы.
1.Что такое экологический фактор?
2.На какие группы подразделяют экологические факторы? Почему они носят такие названия?
3.Приведите примеры экологических факторов различных групп.
К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам:
абиотические факторы,
биотические факторы,
антропогенные факторы.
1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников. 2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами. 3. Окунь поедает мальков. 4. Лягушка питается насекомыми. 5. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти. 6. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку. 7. Клещи питаются только кровью животных. 8. Сосуществование белки и лося на одной территории. 9. Волк поедает зайца. 10. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов. 11. Осушение болот. 12. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов. 13. Борьба хищников одного леса за пищу. 14. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками. 15. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.
Абиотические | Биотические | Антропогенные |
6,8,10,15 | 1, 3,4,7,9,12,13 | 2,5,11,14 |
Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные.
Радиоактивное загрязнение почвы.
Поедание малины медведем.
Понижение температуры воздуха.
Заражение человека вирусом гриппа.
Выбросы вредных веществ в атмосферу.
Опыление растений насекомыми.
Минеральный состав и содержание гумуса в почве
Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий
Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами
Ультрафиолетовое излучение
Рельеф местности
Лесной пожар, возникший по халатности человека.
Ответы:
Абиотические факторы: 3,7,10,11
Биотические факторы: 2,4,6,8
Антропогенные факторы: 1,5,9,12.
БЛОК 3. Пищевые сети и пищевые цепи.
Что такое пищевая цепь?
Какие существуют виды пищевых цепей?
Что такое пищевая сеть?
Составить цепь питания
Ответ:
Трава -> заяц -> лиса
Трава -> заяц -> сова
Трава -> заяц -> тигр
Трава -> заяц -> змея
Трава -> олень -> тигр
Трава -> мышь -> змея
Трава -> мышь -> сова
Трава -> мышь -> лиса
Трава -> птица -> сова
Трава -> птица -> лиса
Деревья -> олень -> тигр
Листовой опад -> дождевой червь -> крот
БЛОК 4. Экологические пирамиды.
Что такое экологическая пирамида?
Какие процессы в сообществе она отражает?
Правило экологической пирамиды – количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу в 10 раз меньшую.
ВАРИАНТ 1
1 уровень на «3» - Какое количество планктона (в кг) необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг?
2 уровень на «4» - Вес каждого из двух новорожденных детенышей летучей мыши составляет 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. Какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?
3 уровень на «5» - 1м2 площади экосистемы дает 800 г сухой биомассы за год. Построить цепь питания (4 трофических уровня) и определить, сколько гектаров необходимо, чтобы прокормить человека массой 70 кг (из них 63% составляет вода).
ВАРИАНТ 2
1 уровень на «3» - На основании правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона ( водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог обитать один дельфин массой 300 кг. (дельфин в цепи четвертый)
2 уровень на «4» - Если предположить, что волчонок с месячного возраста, имея массу 1 кг, питался исключительно зайцами (средняя масса 2 кг), то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения им массы в 40 кг и какое количество растений (в кг) съели эти зайцы.
3 уровень на «5» - Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания: планктон→ мелкая рыба→ щука (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1м2 моря составляет 600г. Из указанной в скобках массы 60 % составляет вода.
ОТВЕТЫ
1 ВАРИАНТ
1 уровень: цепь: планктон – рыба – щука. Ответ: 800 кг
(8х10)х10 8х10 8
2 уровень: цепь: растение – насекомое – мышь
(7х10)х10 7х10 7
2 детеныша х (4,5 – 1) = 7 г.
Ответ: летучая мышь должна потребить 70г насекомых, что сохранит 700г растений.
3 уровень:
Определяем процент органического вещества в теле человека: 70 кг • 0,37 = 25,9 кг (26)
Определяем количество биомассы в первом звене цепи питания:
растения→ консументы → консументы → человек.
26000 кг 2600 кг 260 кг 26 кг
Определяем, сколько гектаров экосистемы могут прокормить человека на протяжении года: 1 м2 – 0,8 кг
х - 26000 кг х = 26000/0,8 =32500 м2 =3,25 га
Ответ. Необходимо 3,25 га.
ОТВЕТЫ
2 ВАРИАНТ
1 уровень: цепь: планктон – рыба - рыба – дельфин. Ответ: 300000 кг = 30т
30000х10 3000 х10 300х10 300
2 уровень:
Масса волка = 40 – 1 = 39 кг
цепь: растение – заяц – волк
390х10 39х10 39
1 заяц – 2кг, а 390 кг зайцев – это 195 штук
Ответ: волк съел 195 зайцев, которые съели 3900 кг растений.
3 уровень
Определяем сухую массу тела щуки:
х = 10 • 0,4 =4 кг
Пользуясь правилом экологической пирамиды, определяем массу планктона:
Планктон→ мелкие рыбы→ щука
400 кг 40 кг 4 кг
Площадь водоема, которая может прокормить 1 щуку: х=400/0,6 =666,6 м2
Ответ. Необходимо = 0,07га водоема
Итог урока:
Какие задачи стояли перед нами в начале урока?
Все ли задачи решены?
Что нового узнали на уроке?
Понравился ли вам урок?
Что понравилось\не понравилось в уроке?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание: Придумайте вопросы к кроссворду:
| | | | | Э | К | О | Л | О | Г | И | Я | | | |
| | | | | К | О | М | П | О | Н | Е | Н | Т | Ы | |
| | Д | О | Ж | Д | Ь | | | | | | | |||
| | Т | Е | П | Л | О | | | | | | | | | |
| | | | В | О | Д | А | | | | | | | | |
| | | | | Г | Р | А | Д | | | | | | | |
| | | | Ж | И | В | О | Т | Н | Ы | Е | | | | |
| | | | | Ч | Е | Л | О | В | Е | К | | | | |
| | | | В | Е | Т | Е | Р | | | | | | | |
| | | | | С | В | Е | Т | | | | | | | |
| | | | | К | А | К | Т | У | С | | | | | |
| | | | Л | И | Л | И | Я | | | | | | | |
| Р | А | С | Т | Е | Н | И | Я | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | Ф | А | З | А | | | | | | | |
С | П | Я | Ч | К | А | | | | | | | | | | |
Х | И | Щ | Н | И | К | | | | | | | | | | |
| | | | | Т | Е | М | П | Е | Р | А | Т | У | Р | А |
| | | | П | О | Ч | В | А | | | | | | | |
| | С | О | К | Р | А | Щ | Е | Н | И | Е | | | | |
| | | | Д | Ы | М | | | | | | | | | |
Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.