Урок экологии на тему «Основные понятия экологии человека» (10–11 классы)
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Цели и задачи экологии человека
Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов, протекающих в организме человека, в зависимости от действия факторов внешней среды.
Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обитания человека и общества.
Практическая задача экологии человека – создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.
Основные понятия экологии человека
Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин).
Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин).
Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров).
Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.
Главным понятием экологии человека является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции.
Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который ведет отдельный человек. Здоровье человека — это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, хорошее самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.
Здоровье человеческой популяции (населения) – популяционное здоровье – понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующие:
рождаемость – измеряется числом рожденных детей за один год на 1000 человек населения;
смертность (в том числе младенческая – смертность детей первого года жизни) – измеряется числом смертей за 1 год на 1000 человек населения;
средняя ожидаемая продолжительность жизни различных возрастных групп – число лет, которое в среднем предстоит прожить представителю конкретного поколения при предположении, что смертность представителей данного поколения при переходе его из одной возрастной группы в другую будет равна современному уровню смертности в этих возрастных группах. В истории человечества этот показатель возрос с 21 – 23 до 80 и более лет.
средняя продолжительность жизни – время жизни определенной человеческой популяции;
прирост популяции;
возрастно-половая структура населения;
физическое развитие;
заболеваемость, инвалидность.
Главным понятием экологии человека является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции (популяционное здоровье).
Здоровье человеческой популяции (населения) - популяционное здоровье - понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующее:
рождаемость - измеряется числом рожденных детей за 1 год на 1000 человек населения;
смертность (в том чиеле младенческая - смертность детей первого года жизни) - измеряется числом смертей за 1 год на 1000 человек населения;
средняя продолжительность жизни (в 1990 г. для мира в целом эта величина составила 63 года; ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении в конце 80-х годов в России 70 лет, в том числе для мужчин - 64 года, для женщин - 74 года);
прирост популяции (см. табл.№1).
В Санкт-Петербурге в 1993 г. смертность (13,4) в 1, 7 раза превысила рождаемость (7, 7), а в 1995 г. - уже в 2, 2 раза.
Динамика демографических процессов в России
Годы |
Рождаемость |
Смертность |
Естественный |
(на 1000 чел.) |
(на 1000 чел.) |
прирост |
|
1980 |
15,9 |
11,0 |
+4,9 |
1981 |
16,0 |
10,0 |
+5,1 |
1982 |
16,6 |
11,7 |
+5,9 |
1983 |
17,5 |
11,0 |
+6,5 |
1984 |
16,9 |
11,6 |
+5,3 |
1985 |
16,5 |
11,3 |
+5,2 |
1986 |
17,2 |
10,4 |
+6,8 |
1987 |
17,1 |
10,5 |
+6,6 |
1988 |
16,0 |
10,7 |
+5,3 |
1989 |
14,6 |
10,9 |
+3,7 |
1990 |
13,4 |
11,2 |
+2,2 |
1991 |
12,1 |
11,4 |
+0,7 |
1992 |
11,2 |
12,0 |
-0,8 |
Здоровье населения отражает систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, а потому зависит от условий труда, обучения и быта, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и других факторов. Многообразные факторы, влияющие на здоровье людей (доля влияния указана в скобках), ученые объединяют в четыре группы:
Окружающая природная среда, природно-климатические условия: загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы, резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения (~ 20%).
Наследственность - предрасположенность к наследственным заболеваниям (~ 20%).
Образ жизни - условия, режим труда (обучения) и отдыха, питание, физическая культура, микроклимат в семье и коллективе, вредные привычки (~ 50%).
Здравоохранение - качество и своевременность оказания медицинской помощи (~ 10%).
Чаще всего в научных исследованиях измеряют не количество здоровья, а величину его потери. И здоровье, в нашем бытовом понимании, определяется, по сути дела, как отсутствие болезни. В этом есть определенное нарушение очень важного методологического принципа познания окружающего мира, согласно которому нельзя доверять определениям, основанным на отрицании каких-либо явлений, качеств, свойств.
В последние годы в науке появились интересные исследования, в которых определяется уровень'здоровья, а не процент заболеваемости.
Ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности - в результате воздействия многих биологических и социально-экологических факторов - она значительно ниже, хотя и имеет тенденцию к повышению.
Существует много подтверждений тому, что в Древнем Риме и Древней Греции средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет. В средние века она поднялась примерно до 30 лет. В России на рубеже XIX и XX вв. она составляла 32 года. В наши дни по мере развития цивилизации средняя продолжительность жизни возрастает, прежде всего благодаря снижению младенческой и детской смертности.
Человеческий организм - это сложная, многокомпонентная, открытая для окружающей среды биологическая система. Без окружающей среды человек существовать не может: для построения и восполнения постоянно разрушающихся элементов организма, создания необходимых резервов нужны вода, химические элементы, питательные вещества, определенные параметры физических факторов, например, температуры, давления, радиационного фона и др. Изменения в окружающей среде требуют от биологических систем приспособлений, соответствующих воздействиям, так как без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье существующего и будущих поколений людей, сохранить генофонд, выполнить социально-трудовую деятельность при максимальной продолжительности активной жизни.
Человек живет в условиях постоянно меняющейся среды. Все проявления жизни обусловлены взаимодействием между внутренними силами организма и внешним влиянием окружающей среды.
Чтобы понять взаимодействие в системе «человек - окружающая среда», необходимо иметь представление о тех механизмах, которые обеспечивают его гармоническое единство с окружающей средой, и о возможностях их нарушения в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.
Вопросы и задания
1.В чем единство и различия понятий «здоровье человека» и «здоровье человеческой популяции (популяционное здоровье)»?
2.Определите основные показатели популяционного здоровья населения.
3.Дайте характеристику основных показателей популяционного здоровья на примере населения России.
4. Назовите факторы, влияющие на здоровье населения
Презентация «Экология человека»
PPT / 619 Кб
Презентация основные понятия « Экологии человека»
PPT / 3.02 Мб
Человек и окружающая среда
Человек и его среда обитания
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций