12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбалко Лариса Юрьевна287
Педагог дополнительного образования
Россия, Алтайский край, Бийск

Педагог дополнительного образования Рыбалко Лариса Юрьевна

г. Бийска, Алтайского края

Проект занятия изобразительного искусства

Для детей 10-13 лет

Тема: Основы языка изображения. Угольная рапсодия.

ХПИ (ключевой показатель эффективности)- идея личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская). Цель данного занятия: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка, обучению и полноценного развития личности.

Цель занятия – Создать условия для:

- поиска способов материализации замысла в практической работе. Направить детей на поиск наиболее выразительных средств (материал, техника) для создания художественного образа.

Задачи:

Организация художественно-эстетической деятельности обучающихся:

Учебные:

Стимулировать творческую и поисковую работу. Создать условия для закрепления и формирования знаний и умений воспитанников в течение занятия.

2. Развивающие:

Способствовать развитию творческих способностей, умений анализировать и синтезировать объект или форму; любознательности, воображения, памяти, через объединение знаний и умений работать в определенной технике (уголь).

Воспитывающие:

Создать условия для развития эмоций и интеллекта, расширения кругозора, в процессе ознакомления и повторения изученных тем.

Дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка пластических искусств.

Девиз занятия: через самопознание к художественному обобщению.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Форма обучения: Фронтальная, индивидуально-коллективная.

Тип занятия: обобщающего повторения по темам «Виды изобразительного искусства», «Виды графики».

Оборудование для педагога: презентация о видах графики, мультимедийное оборудование, бумага и угольные мелки, наглядные пособия (рисунки графики).

Оборудование для воспитанников: бумага разных форматов, угольные мелки, угольные карандаши, ластик

Этапы занятия. Цель.

Художественно-педагогическая деятельность педагога

Художественно-эстетическая деятельность воспитанников

Предполагаемые результаты

1

Вход в кабинет

Настрой обучающихся на позитивное отношение к занятию.

Педагог: Приветствие:

- Здравствуйте. Я рада видеть вас на занятии. Надеюсь, что наша встреча будет для вас интересной, полезной, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь, довольны, проделанной творческой работой на занятии. Желаю вам бурной фантазии, мастерства и успехов.

Дети: входят в кабинет.

Возникновение интереса, подготовка к восприятию.

2.

Возникновение проблемной ситуации

Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Основы языка изображения. Угольная рапсодия». Сегодня мы с вами посмотрим презентацию по теме «Виды графики», вспомним изученный материал на предыдущих занятиях. Выясним, какие выразительные средства использует художник, при передаче реального, окружающего мира на плоскости (бумаге). Я покажу вам, как я работаю новым художественным материалом – углем, и вы самостоятельно создадите художественный образ в своей работе, применяя новые выразительные средства.

Дети: Восприятие детьми целей и задач занятия.

Дети выходят на идею занятия - познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

3

Поиск новой информации

Педагог: Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, а вы постарайтесь найти ответы на вопросы:

Что такое графика.

Выразительные средства графики

Виды графики

Предназначение графики

Показываю презентацию по теме «Виды графики». В ходе показа делаю комментарии.

Дети: Восприятие детьми информации.

Обучающие осмысливают новый материал. Ищут и находят ответы на поставленные вопросы, добывают новые знания, опираясь на уже известные. Обучение проходит в разумной форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний.

4

Восстановление имеющихся знаний

Педагог:

Прежде чем мы с вами обсудим полученную информацию, давайте вспомним, какие виды и жанры искусства вы знаете?

Вопросы:

1. К какому виду изобразительного искусства относится работа художника выполненная красками?

2. Изображение художником человека или животного выполненное в объеме это…

3. Искусство постройки это…

4. Если на картине изображены деревья, дома, реки, облака, то эта картина по жанру…

5. Изображение мира неживых предметов это…

6. Изображение художником человека это…

7. К какому виду изобразительного искусства относится работа художника выполненная без красок?

Дети: по желанию включаются в диалог.

Свободное высказывание детей.

- живопись

- скульптура

- архитектура

- пейзаж

- натюрморт

-портрет

- графика

Дети находятся в ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических знаний.

Педагог:

А теперь ответьте, пожалуйста, что нового вы узнали из просмотренного материала?

Вопросы:

Что такое графика?

Выразительные средства графики?

Виды графики?

Предназначение графики?

Есть ли вопросы по данной теме?

Дети:

Свободное высказывание детей

Дети анализируют увиденный материал.

Дети задают вопросы педагогу, товарищам, выясняют непонятное, углубляются с их помощью в процесс познания, рецензируют ответы товарищей, вносят коррективы, делятся своими знаниями с другими.

5

Анализ художественных произведений.

Педагог: Сейчас вы встретитесь с работами художников – графиков.

Задание:

Внимательно рассмотрите их, и определите, к какому из жанров относятся эти работы. Какие выразительные средства, и художественные материалы использовали художники в своем творчестве?

Показ слайдов: Анри Матисс «Женский образ», В. Серов «Портрет балерины Карсавиной», Графика О. Верейского, И. Галицина и др.

Выполненные в разных техниках

(карандаш, пастель, уголь, тушь, гелевая ручка…)

Дети: Свободное высказывание, рассуждения детей.

Дети самостоятельно определяют жанр. Анализируют технику исполнения. Определяют художественные материалы графики.

Дети знакомятся с произведениями изобразительного искусства; графикой как видом искусства; Происходит обогащение и углубление элементарных знаний воспитанников; развитие наблюдательности и внимания, логического мышления, умения анализировать.

Вам нравятся эти работы?

Высказывают свое мнение.

 

6.

7.

8.

.

9.

10.

Выбор способов.

Получение новых знаний.

Педагог: Вы прекрасно справились с заданием. А теперь я покажу вам на доске, как я буду работать новым материалом – углем, создавая художественный образ в пейзаже.

(определяю положение листа, выбираю жанр, думаю о композиции, что у меня будет – главным, что второстепенным, продумываю плановость моей композиции. Делаю набросок, и затем прорабатываю детально. Использую карандаш-уголь, мелок – уголь, при этом работаю как линией, так и плоскостью уголька, Размазываю пальцами, придавая тон бумаге, использую штрих, пятно, контур). На завершающем этапе подчеркиваю освещенность белым мелом, также для осветления работаю ластиком.

Дети: наблюдают за техникой исполнения.

Создание у вопитанников положительного мотива к деятельности: хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);

Формулировка и задание для самостоятельной работы.

Педагог: Вот таким образом я воплотила свой художественный замысел. А вы сейчас попробуете реализовать свой творческий потенциал. Показать полет вашей фантазии.

Выберите жанр, в котором вы хотели бы проявить себя. Работать можно как индивидуально, так и коллективно. На столах у вас бумага разных форматов и разного тона, ластики.

Подумайте, какие художественные средства вы можете использовать для создания художественного образа в вашей работе.

И приступайте к творческой работе, к созданию своего шедевра. А я для вас включу музыку, чтобы создать ритм, и вы смогли спеть на листе бумаге. Начинайте фантазировать и творить красоту.

(играет музыка Сергея Аверьянова)

Дети: сами выбирают жанр, технику исполнения углем.

Самостоятельно определяют, какой художественный образ будут воплощать

 

Наличие у воспитанников положительных изменений в эмоционально - волевой сфере

(“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…”);

осознание обучающегося усвоения нового как личностной ценности

(“Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…”);

Самостоятельная работа

Педагог:

В ходе практической деятельности, работаю с детьми индивидуально.

Учитывая индивидуальные особенности и интересы воспитанников, уровень их подготовленности.

Дети: самостоятельно додумываются, как действовать дальше, находят оригинальные творческие решения практического задания.

Обучающиеся развивают навыки рисования углем по памяти и представлению, Научаются правильно передавать формы, пропорции и тон изображений.

 

Систематизация и закрепление нового материала:

Применение полученных знаний в новой ситуации на занятии и в ходе выполнения практического задания.

В процессе коллективной деятельности воспитывается толерантное отношение друг к другу.

Анализ работ

Педагог: Выключаю музыку.

- И так, друзья, давайте, организуем выставку нашего творчества (вывешиваем работы на доску). Чья работа вам нравится больше всего?

Почему?

Памятка для защиты проекта.

1. Какой художественный образ на листе бумаге вы создали?

2. Какие материалы вы выбрали для реализации своего замысла? Почему?

3. Расскажите об основных этапах выполнения вашей композиции?

4. Какие приемы работы вы использовали? Чем это было оправдано?

Дети: Ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

анализируют работы. Говорят свое мнение.

Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности.

Дети защищают свой проект, рассказывая о своем подходе в создании композиции по теме ''Угольная рапсодия'.

Подведение итогов

Педагог: На этом занятии мы совместно сделали попытку превратить придуманный образ в реальное изображение. Наша фантазия сначала была неустойчива, но в процессе работы с новым материалом (уголь), как по волшебству, появился новый художественный образ, который вы не видели, а только представили. Мы оформили небольшую выставку работ, и у нас получилась небольшая художественная галерея.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием. То, чем вы сегодня занимались, называется творческим проектированием. Попробуйте дома самостоятельно спроектировать что-то красивое и полезное, то, чем вы сможете порадовать своих близких. Вы можете привлечь для совместной деятельности своих братьев и сестер, пап, мам, бабушек и дедушек. Чем больше людей применяют свои знания, тем интереснее получается результат.

Педагог: А теперь скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на занятии.

- С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

- Чем они вам понравились?

- Какой новый художественный материал мы использовали в творчестве?

- Понравилось ли «творить» в новом материале?

- Будите ли вы использовать полученные знания и умения с этого занятия в дальнейшем?

- Что произвело на занятии наибольшее впечатление.

- Удалось ли нам передать художественный образ на листе бумаге в новом материале?

- Выполнили мы с вами поставленную задачу?

- Какие впечатления у вас от сегодняшнего занятия?

- За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю!

Дети: Выводы делались отдельными учениками, затем выбрали наиболее правильный ответ.

Переживание учащимися субъективного открытия

(“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон…”);

Познавательная потребность активизируется при неполном знании о предмете или явлении, но достаточным для того, чтобы восстановить его до целостного образа. Интеллектуальные возможности и творческие способности ребёнка при этом активно развиваются.

Заключительный этап - подведение итогов работы: выводится и формулируется результат решения, анализируются действия с помощью которых воспитанники добились разрешения задачи.

Уборка рабочих мест. Выход из кабинета

Всего вам доброго!

   
Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.