Сценарий урока изобразительного искусства «Мастер Изображения учит видеть» (1 класс)
|
|||||||||||||||||||
Этап урока. Действия педагога. Действия обучающихся. |
Цель этапа |
||||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности, мотивация 1. Приветствие. Пришли ребята в светлый класс, И вы поздравьте нас сейчас: Учились мы читать, писать, Учиться будем рисовать. 2. Проверка готовности учащихся к уроку.
|
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
||||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи. – Тема нашего урока – «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма».
|
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
||||||||||||||||||
3. Решение учебной задачи. 1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста). – Вы готовы к путешествию в осенний лес? – Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей.) – Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили? Послушайте отрывок из стихотворения. Листопад Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной… И. Бунин – Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь? – Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно-красный.) – Вы видели в природе листья такого цвета? – Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж. Вам знакомо слово «пейзаж»? – Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер: Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется «пейзаж». – Сравните рисунок и эти строки. Вы согласны с автором стихотворения? Так что же такое пейзаж? 2. Работа по учебнику. – Откройте учебник на с. 14. На что похожи опавшие листья? – Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу. – Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром? – Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени? – Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником? осень Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клены Пурпуром осенним, только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!» З. Федоровская Учитель повторяет вопросы, заданные перед прочтением. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знакомство с новыми определениями цвета красок. – Так какие же краски разводила осень? – Какие цвета вам не известны? – Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (Покраснели; пурпур – ярко-красный цвет.) – Можно ли осень назвать художником? (Ответы детей.) – Обратите внимание на иллюстрации на с. 15. На что похожи капли дождя на листьях растений? (На сверкающие драгоценные камни.) (Сравнительный анализ.) – Что вы разглядели на коре дерева? (Изображение лица человека.) – Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно ли уметь видеть – Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры дерева. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета? – Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.) (Знакомство с геометрическими формами.) – На что похожи листья? (На маленькое деревце.) (Сравнительный анализ.) – Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые вы только что рассматривали? – Листья каких деревьев вы собрали на экскурсии? – Какой формы деревья? (Ответы детей.) – Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме. А какого цвета листья на осенних деревьях? – Что вы увидели, путешествуя в сказочный лес, который нарисовали дети на с. 17 учебника? Физкультминутка Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Поднимают руки вверх. Дунул ветер – полетели. Движения руками Мы летели, мы летели из стороны в сторону. И на землю тихо сели. Приседают. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Кружатся на месте. Закружились, полетели И на землю снова сели. Садятся по местам. Демонстрация последовательности работы над рисунком. – Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья. Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы? Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме. – Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.) – Правильно, лист сирени похож на треугольник. – На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.) – Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края. – Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие – Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета. – Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.) |
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. Смена видов деятельности. Подготовка к самостоятельной творческой работе. |
||||||||||||||||||
4. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. – Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему? – Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы. Самостоятельная работа.
|
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
||||||||||||||||||
5. Оценка. Выставка рисунков обучающихся. – Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
|
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. |
||||||||||||||||||
6. Итог. Рефлексия деятельности. – Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.) – Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.)
|
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Умение соотносить результаты собственной деятельности. |