Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Конспект по ОБЖ в 5 классе

5
0
Материал опубликован 27 December 2015

Раздел «Основы здорового образа жизни». 5 класс. Урок №31.

Тема: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Цель: знакомство обучающихся с понятиями здоровье, здоровый образ жизни.

Задачи:

познакомить обучающихся с основными понятиями урока: здоровье, здоровый образ жизни;

закрепить материал из курса ОБЖ о диагностике кровотечений;

решить учебно-проблемные ситуации с оказанием первой помощи при разных видах кровотечений;

развивать коммуникативные навыки.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Повторение изученного материала

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.

Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня мы применим наши знания на практике.

Мы будем распознавать виды кровотечений и закрепим приемы оказания первой медицинской помощи.

Каждой группе будут предложены ситуации с повреждением кровеносных сосудов. Ваша задача: оценить ситуацию, в которую попал пострадавший, определить вид раны, кровотечения и предложить способы оказания первой помощи пострадавшему.

Первая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.

При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид раны, кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?

- Рана резаная расположена на предплечье, видны ровные края. Кровотечение венозное.

Высказывают меры оказания первой помощи.

Вторая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.

Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

- Рана колотая, находится на голени. Кровотечение артериальное.

Высказывают меры оказания первой помощи.

Третья группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы

Мальчишки во дворе бегали на перегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

- Капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.

Итог по этапу повторения.

3.Изучение нового материала

Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:

- Кто вы?

- Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.

- Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.

Больная мать сказала:

- Давайте впустим Здоровье.

Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску, на парты. Прочитайте вслух пословицы, высказывания.

Я здоровье сберегу,
Сам себе
я помогу!

Здоровье – дороже золота.

В здоровом теле – здоровый дух.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам.

Овощи – кладовая здоровья.

От простой воды и мыла у микробов тают силы.

В здоровом теле – здоровый дух”,

Движение – это жизнь!”,

Мельница живёт водою, а человек - едою”,

Если хочешь быть здоров – закаляйся!”,

Сон – лучшее лекарство”,

Делу – время, а потехе - час”;

- Как вы думаете, кто из странников очутился у нас на уроке?

(Здоровье).

- Да, действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье, о здоровом образе жизни.

- Всё в природе борется за чистоту, справедливость, жизнь. Маленький цветок тянется к солнцу. Ему нужно вырасти, показать свои свежие зелёные листочки, красивые ароматные цветки, бросить семена в землю, чтобы выросли другие молодые цветки. Также и человек – частичка природы, старается быть сильным, добрым, умным, здоровым в этой жизни, независимо от окружающих обстоятельств.

- Что такое здоровье? Давайте попробуем дать определение.(«Мозговой штурм»)

- Прочитайте в толковом словаре Ожегова, что такое здоровье.

- В 1975г. в Москве состоялся всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения. На нем было принято такое определение: “Здоровье – это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или повреждений”.

- По мнению ряда ученых, если принять уровень здоровья за 100 %, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 % от факторов внешней среды, 10 % от деятельности системы здравоохранения. Влияние каждого из перечисленных факторов сравнительно невелико, а вместе оно составляет 50%. На что же приходятся остальные 50 %? Выяснилось, что от самого человека и того образа жизни, который он ведёт. Над этим надо задуматься.

- Вернемся к определению. На какие три группы можно подразделить здоровье? (физическое, духовное, социальное)

- От чего зависит физическое здоровье?

от двигательной активности человека,

от рационального питания,

от соблюдения правил личной гигиены,

от безопасного поведения в повседневной жизни,

от умения отдыхать,

от оптимального сочетания умственного и физического труда,

от умения отказаться от вредных привычек и т.д.

- От чего зависит духовное здоровье?

От системы мышления, от ориентации в этом мире,

От умения определить свое положение в окружающей среде,

От умения жить в согласии с собой, с родными, друзьями, другими людьми и т.д.

- От чего зависит социальное здоровье?

От условий жизни, труда, отдыха, питания.

От жилищных условий,

От уровня культуры, воспитания, образования.

Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено, по меньшей мере тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов окружающей среды и условиями жизни. Надо учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, т.е. формировать здоровый образ жизни.

4. Закрепление изученного материала.

- Дополните схему об основных элементах здорового образа жизни.

5. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.

- Что вам хотелось бы рассказать дома о сегодняшнем уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Над чем вы задумались на уроке?

6. Домашнее задание.

Основное: составь рассказ о здоровье и здоровом образе жизни.

Дополнительное: изобрази понятие «здоровый образ жизни» в рисунке.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.