Лингвистический брейн-ринг по теме «Этимология слов о здоровье и здоровом образе жизни»
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ ПО ТЕМЕ: «ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ» (для учащихся 6 класса)
Разработчик: Алёшина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Образовательный центр № 11» г. Череповца Вологодской области
Цель мероприятия: формирование культуры здоровья учащихся
посредством изучения этимологии слов соответствующей тематики.
Задачи:
привлечь внимание учащихся к этимологии слов, связанных с темой здоровья, здорового образа жизни;
формировать правильное представление о здоровье человека и здоровом образе жизни;
способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления, долговременной памяти;
формировать умение работать в группе.
Условия эффективного проведения мероприятия:
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М.: «Дрофа», 2003 (для домашнего задания).
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1992
Нуралиев Ю. Лекарственные растения. Нижний Новгород: «ИКПА», 1991
Электронная презентация с вопросами и заданиями для брейн-ринга.
Правила работы в группе (Приложение 1).
Игра проходит в форме брейн-ринга между командами по 6 человек.
Заранее дается домашнее задание:
определить состав команд и выбрать капитана;
придумать название и изготовить эмблему;
познакомиться с содержанием школьного этимологического словаря по заданной тематике (слова о здоровье человека)
Технологическая карта мероприятия:
Этапы мероприятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Формулировка темы мероприятия |
Слово учителя: «Брейн-ринг – русская «по происхождению» игра, название имеет английское! Кто из вас знает, как оно переводится? Итак, начнем «мозговую баталию» между командами 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов! Сразу предупредим, что сегодняшнее состязание хотя и лингвистическое, но тесно связано с темой здоровья!» |
Обучающиеся пытаются определить происхождение названия: «площадка для мозгового сражения», «объединение для мозговых баталий», «круг рассудочных» |
Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения, умеют заменять термины определениями; |
Постановка цели и задач мероприятия |
Учитель предлагает сформулировать цель мероприятия и задачи, с помощью которых цель будет достигнута. |
Ученики формулируют цель и задачи мероприятия. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Работа в группах по решению этимологических задач |
Вопрос 1. Что такое этимология?
Вопрос 2. Угадайте слово по следующим признакам: во-первых, оно пришло к нам из французского и буквально переводится «коровья оспа», во-вторых, синоним к слову прививка. Каково значение вакцины в жизни человека? Вопрос 3. Подумайте и скажите, название какого лекарственного растения произошло от латинского слова, обозначающего буквально «быть здоровым». Подсказка: микстура этого лекарства помогает человеку успокоить нервы. Вопрос 4. Следующее слово – название профессии. Как часто мы обращаемся к людям этой специализации в трудную минуту! А вот первоначально значение этого слова –«заговаривающий, волшебник».
Вопрос 5. В латыни это слово звучит как «болезнетворный яд». Победить его может прививка. Как можно предотвратить вирусное заболевание? Вопрос 6. Это слово в современном понимании – очень нужная нам, людям, профессия. Если обратиться к его этимологии, то узнаем поразительный факт: в латинском языке оно обозначает – «учитель». В качестве подсказки может служить то, что обе профессии в нашей стране относятся к бюджетной сфере. Вопрос 7. Верите ли вы, что вежливые люди, встречаясь, всегда желают друг другу здоровья? Вопрос 8. Этимологическая задачка: древние славяне одного человека назвали «похожий на дерево». Как этого человека назвали бы мы? Какого человека вы назвали бы здоровым?
Вопрос 9. Это слово называет лекарственный препарат, который есть во всех аптечках. Его название восходит к греческому «фиолетовый». Для чего в медицине используют йод? Вопрос 10. Верите ли вы, что с употреблением жирной и углеводистой пищи мы получаем не только дополнительные калории, но и тепло? Напомним, что игра - лингвистическая! Полезно ли считать потребление калорий? Вопрос 11. Что такое звукоподражание? Название какой полезной ягоды восходит к звукоподражанию? Подсказка: место, где ее можно найти, на диалектах звучит как «ключевина», то есть болото. Чем полезна клюква? Какие способы хранения клюквы вы знаете? Какие лучше сохраняют целебные качества ягоды? Вопрос 12. А это слово обозначает полуфабрикат и готовое блюдо. В греческом оно названо «кушаньем из ячменной муки», а в итальянском – «блаженством». Подсказка: Родина этого кушанья – Италия. Полезно ли кушать макароны каждый день?
Вопрос 13. Этимологическая задачка. В словаре есть два слова, допустим, А и Б. Оба они произошли от слова В. Из них А – английское и обозначает бытовой прибор, нужный на кухне. Б – латинское и называет жидкое лекарство. В – «смешиваю». Угадайте, как звучат А и Б. Вопрос 14. Как вы думаете, употребляем ли мы «незрелые» овощи? Напоминаем, игра – лингвистическая! Чем полезен огурец? Вопрос 15. В переводе с итальянского это слово звучит «золотые яблоки». Как этот овощ называют русские люди? Чем полезен помидор?
Вопрос 16. Все мы любим салаты… Делаем их из овощей, зелени и даже фруктов... А как вы думаете, как переводится это слово с итальянского?
Вопрос 17. Заболевания этого органа очень распространены в современном обществе. К этому ведет курение, алкоголь, переедание, малоактивный образ жизни. А название этого человеческого органа связано с местом положения в теле. Вопрос 18. Из чего ваши мамы варят щи? Как вы думаете, из чего их варили первоначально? Щавель - не только вкусный продукт питания, но и полезный. В чём его польза? |
Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов Вакцина, первоначально ее вырабатывали из коровьих оспинок. Помогают предотвратить инфекционные болезни. Бывают от гриппа, дифтерии, краснухи, гепатита и др. Валериана. Врач. Вирус. Вовремя прививаться, соблюдать прав ила личной гигиены, избегать скопления людей, принимать витамины. Доктор. Да. Здравствуй – это исконно русская форма «будь здоров!» Это буквальный перевод современного слова - «здоровый «. Здоровый человек - это благополучный в физическом и психическом отношении. Йод. Название по цвету паров в химических опытах Ж.-Л.Гей-Люссака. Йод используют в медицине для дезинфекции ран, как препарат способствующий рассасыванию уплотнений под кожей. Да. Калория в латинском дословно – «тепло». Калории подсчитывать полезно для того, чтобы не набрать лишний вес и не заболеть ожирением. Клюква. Клюква содержит много витамина С, который помогает укреплять иммунитет. Из клюквы можно варить варенье, повидло, морс, но лучше всего сохраняет целебные качества свежая ягода (она может хорошо сохраниться в прохладном месте). Макароны. Лучше покупать макароны твёрдых сортов пшеницы и употреблять в пищу с овощами, а не мясом. Миксер и микстура. Да, огурцы. С греческого дословно переводится как «несозревший». Огурец широко применяют в диетологии и косметологии. Помидор. Помидор полезен для нормализации обмена веществ, используется как жаждоутоляющее средство. Салат по происхождению является итальянским словом и буквально значит «соленая зелень». Сердце. Из щавеля. Общеславянское «щи» - это и есть щавель. Употребление в пищу щавеля укрепляет сердце и печень, лечит анемию, служит кровоостанавливающим средством. |
Выбирают знаково-символические средства для построения модели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения; осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности. |
Подведение итогов игры |
Учитель предлагает подвести итоги игры |
Группы подсчитывают количество заработанных баллов, объявляют учителю. |
|
Рефлексия |
Учитель предлагает ответить на вопросы: Достигли цели мероприятия? Справились с задачами мероприятия? В какой мере? Чем было полезно мероприятие? Что нового вы узнали во время игры? |
Обучающиеся анализируют достижимость цели игры отмечают, справились ли они с задачами мероприятия, выделяют положительные стороны и недостатки своей работы в группе акцентируют внимание на том, что им было полезно и интересно, что они узнали нового. |
Оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. |
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Правила работы в группе
Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
Умей слушать других.
Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
Не разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от темы урока.
Картузова Наталья Николаевна