Технологическая карта урока ОБЖ на тему «Здоровье. Здоровый образ жизни»

0
0
Материал опубликован 12 February 2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Методический паспорт

УД/МДК

УД «Основы безопасности жизнедеятельности»

Группа/Специальность

НК-1 Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» гуманитарного профиля

Тема

Здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Тип учебного занятия

Изучение нового материала

Вид

Проектный урок

Цели: дидактический компонент

развивающий компонент

воспитательный компонент

- создание условий для формирования у студентов ведения здорового образа жизни через реализацию мини-проекта «Мы – за ЗОЖ!».

- развитие у студентов умения определять ценностные составляющие здорового образа жизни;

- воспитание чувства ответственности студентов к своему здоровью и здоровью друзей.

Методы и приёмы обучения

- словесные (объяснение, беседа, работа со справочной литературой);

- наглядные (иллюстрации, таблички, памятки)

- практические (практическая работа, дидактическая игра, проектная работа).

- проблемно-поисковый метод (создание проблемной ситуации, творческая деятельность студентов по созданию мини-проектов, приём «Комплекс ЗОЖ»);

- игровой метод (приём «Найди пару»);

- здоровьесберегающий метод (смена видов деятельности, чередование форм работы);

- метод обучения в сотрудничестве (работа в группах с целью создания мини-проектов и их защита в режиме «Стендового доклада»).

Основные понятия, термины

Здоровье, здоровый образ жизни

Планируемый результат

Знать

определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»

Уметь

определять ценностные составляющие здорового образа жизни

Иметь практический опыт

изучения справочной литературы по проблеме здорового образа жизни и его составляющих, подготовки и защиты мини-проектов.

Общие компетенции (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы (материалы, оборудование)

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Рабочие листы бумаги А-4, фломастеры, магниты, «Чудо-дерево «ЗОЖ»,   таблички с основными определениями, памятки.

Технология обучения

Этапы учебного занятия

Формируемые ОК и ПК

Деятельность педагога

Деятельность студента

Примечание

(оформление доски, наглядность и т.д.)

I этап – вводный (мотивационно-побудительный)

1.Интеллектуальный настрой на деятельность

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

(ОК 6)

Добрый день, уважаемые студенты и гости! Начинается урок «Основы безопасности жизнедеятельности».

Эпиграфом сегодняшнего урока является следующая пословица, которая перед вами, оформлена на доске.

Мудрая народная пословица гласит: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Как вы думаете, о чем идет речь?

Скажите, пожалуйста, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?

Скажите, при изучении какого раздела программы ОБЖ мы можем использовать эту пословицу как жизненный совет?

Раздел № 3 называется «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Приветствие.

Садятся за стол.

Вступительная беседа по эпиграфу урока «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Отвечают на вопрос.

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

На доске –цветная табличка: эпиграф урока «Что имеем, не храним,

потерявши, плачем».

Раздел № 3

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

II этап – основной (организационно-деятельностный)

1.Создание проблемной ситуации

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1)

Итак, здоровье - величайшая ценность, но по статистике современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит только на 7-8 место. (Из Устава Всемирной организации здравоохранения)

Почему так? Что же важнее и нужнее людям? Здоровье или другие выше названные ценности?

Чтобы найти ответы на эти вопросы мы создадим на уроке свои мини-проекты «Мы – за ЗОЖ!».

Для создания продукта на ваших столах имеются материалы, памятки по составлению проекта.

Проект состоит из 2 творческих заданий. Если вы будете внимательно слушать и записывать новые информации по теме урока, то очень легко справитесь с заданиями проектной работы.

Размышляют и отвечают.

Высказывают своё мнение и аргументируют его

Проверяют наличие заданий

На столах -

маркеры, фломастеры, рабочие листы, творческие задания проектной работы

2.Обозначение проблемы, темы и цели урока

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, планировать свою деятельность

(ОК 8)

Определять цели и задачи, планировать уроки (ПК 1.1)

Скажите, сегодня на уроке мы будем решать какую проблему?

(Что же важнее и нужнее людям? Здоровье или другие ценности?)

Пожалуйста, сформулируйте тему урока?

тема… (Здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие)

Итак, цель нашего урока (Создание

мини-проекта «Мы – за ЗОЖ!».

Озвучивают проблему.

Формулируют тему урока.

Записывают тему.

Называют цель.

Таблички на доске

Проблема

Тема

Цель

3.Определение задач и плана деятельности

Скажите, а какие задачи мы будем решать на уроке для достижения к цели?

Дайте, пожалуйста, определение понятию, что такое здоровье, или здоровый образ жизни? Сложно? Это и будет нашей первой задачей.

Решая проблему «Что же важнее и нужнее людям? Здоровье или другие ценности?» нам нужно доказать эту важность – ваша следующая задача.

А завершающей задачей является …создание мини-проекта «Мы – за ЗОЖ!».

Вы обозначили основные задачи, они и есть план нашей работы на уроке.

Размышляют.

Отвечают.

Пытаются сформулировать определение. Высказываются.

Дополняют высказывания преподавателя.

Отвечают.

Размышляют.

Отвечают.

Таблички на доске

План урока

1.«Что такое здоровье?»

2. Здоровый образ жизни и его составляющие

3. Мини-проект «Мы – за ЗОЖ!».

4.Изучение нового материала

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач (ОК 2)

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4)

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений ( ПК 4.4.)

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. (ПК 4.5.)

Скажите, а где можно найти научное определение «Что такое здоровье?»

Чтобы найти научное определение «Что такое здоровье?» мы обратимся к Уставу Всемирной организации здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения –специальное учреждение организации объединенных наций, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения земли. Она была основана в 1948 году в Женеве, в Швейцарии. Устав был принят 7 апреля 1948 года, с тех пор 7 апреля отмечается как «Всемирный день здоровья».

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней, и физических дефектов.

Согласно этой точке зрения, здоровье бывает какое? (физическое, духовное, социальное). Физическое здоровье - это состояние правильной работы всего организма, систем человеческого тела. Духовное здоровье – отсутствие каких-либо психических расстройств, а также негативных мыслей и желаний. Социальное здоровье – проявляется в отношениях с другими людьми.

Итак, здоровье – это великая ценность, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Наблюдается высокий уровень смертности от различных заболеваний, в частности, от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, сахарного диабета. Ученые утверждают, что человеческий организм рассчитан на 150 и более лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. По статистике средняя продолжительность жизни в Греции, Франции и Германии- 82 года, в Японии и Швейцарии-83 года, а в России такой показатель на сегодняшний день – 72 лет.

Как вы думаете, почему? Что мешает людям жить долго? От чего зависит наше здоровье?

По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье зависит от:

От чего зависит здоровье?

Наследственность

20%

Здравоохранение

10%

Окружающая среда

20%

Образ жизни

50%

Из приведенных экспертных данных вытекает какой вывод? – наше здоровье зависит от нашего образа жизни, а значит от нас. Если хотите быть здоровыми, что нужно делать, как помочь себе?

Ведите здоровый образ жизни!

Дайте определение понятию «Здоровый образ жизни»!

Чтобы найти научное определение «Что такое здоровый образ жизни?» мы также обратимся к Уставу Всемирной организации здравоохранения.

Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и долголетия.

А из чего складывается здоровый образ жизни?

Мы узнаем, ответив на следующие вопросы.

1.Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня (режим дня)

2.Мероприятия, направленные на поддержание чистоты (личная гигиена)

3. Здоровая пища, порядок ее приема (рациональное питание)

4.Постоянная тренировка своей физической выносливости, к заболеваниям (закаливание)

5.Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц (двигательная активность)

6.Погубные для человека пристрастия (отказ от вредных привычек)

Итак, ЗОЖ складывается из множества составляющих. Для поддержания здоровья важно использовать не отдельные компоненты, а весь их комплекс целиком.

А далее, чтобы обосновать важность сохранения и укрепления здоровья мы обратимся с вами к народной мудрости!

А что же нам советует народная мудрость? Какие вы знаете пословицы и поговорки о здоровом образе жизни?

Сейчас поиграем в игру « Найди пару». Ваша задача: найти свою пару по половинке пословицы, чтобы ее составить и озвучить. Далее, высказать своё мнение и аргументировать его.

1.Береги платье снову, а здоровье смолоду.

2.Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

3.Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам.

4.Завтрак скушай сам, обед подели с другом, а ужин- отдай врагу.

5.Здоровье, радость и труд – всегда рядом идут.

6.Двигайся больше, проживешь дольше.

7.Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

8.Здоровье за деньги не купишь.

Вы попытались обосновать важность сохранения и укрепления здоровья смолоду, и здоровье важнее и нужнее людям.

А сейчас приступаем к созданию мини-проекта и докажем, что мы – за ЗОЖ. Вы согласны?

Для этого у нас образовались пары, но по желанию можно работать и индивидуально.

На столах имеются памятки по составлению проекта. Проект состоит из 2 творческих заданий. Ваша задача: оформить продукт «Чудо-дерево «ЗОЖ» и написать синквейн на тему: «Здоровье».

Время для работы – 20 минут.

Далее защитить и обосновать продукт творческой деятельности в режиме «Стендовый доклад».

Время защиты – 3-5 мин.(для выступающих)

МИНИ-ПРОЕКТ «Мы – за ЗОЖ!»

1.«Чудо-дерево «ЗОЖ»

Корни: ваши главные достижения «Лучшие качества здорового человека»

Листья: ваши правила самовоспитания «Помоги себе сам»

Ствол: Девиз вашей жизни

Плоды: Сердечные пожелания или обращения к друзьям по ведению ЗОЖ

2.Написание синквейна на тему: «Здоровье».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:

1.На первой строчке записывается тема

2.На второй строчке надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему

3.На третьей строчке записываются 3 глагола, относящиеся к теме

4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, крылатое выражение, цитата, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка – слово-резюме - это синоним из одного слова, который позволяет выразить ваше отношение к теме.

Называют различные источники информации.

Слушают и запоминают.

Основные понятия записывают в рабочую тетрадь.

Записывают определение понятия «здоровье».

Размышляют.

Отвечают.

Воспринимают информацию.

Размышляют и отвечают.

Высказывают своё мнение

Размышляют.

Отвечают.

Размышляют.

Отвечают.

Размышляют.

Отвечают.

записывают определение понятия «Здоровый образ жизни»

Размышляют.

Отвечают.

Приступают к выполнению работы.

Из ответов на доске создают «Комплекс ЗОЖ» в виде образа –«Солнышко».

Вспоминают и называют пословицы ( знают или нет)

Ищут свою пару

Находят пару, озвучивают пословицу и рассуждают по ее содержанию

Приступают к выполнению работы.

Защищают работу

Таблички на доске

Устав Всемирной организации здравоохранения


 

«Всемирный день здоровья»

(7 апреля 1948 г.)


 


 

Таблица на доске

«От чего зависит здоровье?»

«Комплекс ЗОЖ»

Здоровый образ жизни

режим дня

личная гигиена

рациональное питание

закаливание

двигательная активность

отказ от вредных привычек

Набор пословиц

МИНИ-ПРОЕКТ

Мы – за ЗОЖ!

3 этап – заключительный (рефлексивно-оценочный)

1.Подведение итогов деятельности на уроке

Анализировать уроки (ПК 1.4)

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач (ОК 4)

Обратите внимание на план, все задачи решены? Цель достигнута?

О здоровье и здоровом образе жизни есть мудрые высказывания и великих людей. Предлагаю вам дома найти их, выбрать 10 высказываний и создать брошюры или памятки. Это и есть ваша домашняя работа.

Отвечают

Записывают домашнее задание.

 

2.Рефлексивная деятельность

Анализировать уроки (ПК 1.4)

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Здоровье – главный дар. Надо только запомнить, что главное условие ЗОЖ – личная заинтересованность человека, и выбор пути должен сделать каждый человек сам.

Желаю всем крепкого здоровья.

Для нашей страны нужны образованные и здоровые педагоги!

Спасибо всем за работу.

Отвечают, аргументируют.

Прощаются с преподавателем.

 



 

Эпиграфом сегодняшнего урока является афоризм древнегреческого философа, которая перед вами, оформлена на доске. «Здоровье –это не всё, а всё без здоровья ничто».

Обращаем внимание сначала на первую часть, как вы думаете, о чем идет речь? (Какие ценности есть…)

Статистика

Обращаем внимание на вторую часть, как вы думаете, что имел ввиду Сократ? Что же важнее и нужнее людям?

Как вы считаете. Сколько людей , столько и мнений, версий.

Чтобы найти ответы на эти вопросы мы создадим на уроке свои мини-проекты «Мы – за ЗОЖ!».

3.Проблема, Тема, Цель, Задачи.

План урока на доске . Записываем тему урока

4.Что такое здоровье, Устав всемирной орг.здравох. на доске

5.Высокий уровень смертности, Тройка лидеров заболеваний, средняя продолжительность жизни

6.От чего зависит здоровье, в процентном отношении. на доске

7.ЗОЖ, оформляем сост. На доске

8.Пословицы-игра, спросить дом раб.

9.Делимся на группы по желанию, по 3=4 студента в группе. Создание проекта. Объясняем алгоритм хода

10.Жеребьевка, защита, тайное голосование. Дом работа .Итог.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.