Статья на тему «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 1 дошкольное отделение - детский сад №23 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Петросян Ольга Леонидовна г . Одинцово 2023 г.
На протяжении длительного времени основополагающей целью речевого развития детей считалось умение самостоятельными усилиями выразить в устном высказывании самостоятельную мысль(К.Д.Ушинский). На протяжении длительного времени основополагающей целью речевого развития детей считалось умение самостоятельными усилиями выразить в устном высказывании самостоятельную мысль(К.Д.Ушинский). Выполнение этой цели связывалось с правильным произношением звуков и слов; правильном употреблением слов по смыслу. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки семейных отношений и связей. Они начинают общаться с более широким кругом людей, как со взрослыми, так и с сверстниками. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки семейных отношений и связей. Они начинают общаться с более широким кругом людей, как со взрослыми, так и с сверстниками. Расширение круга общения является мотивом активного овладения родным языком, так как растущие потребности узнать, рассказать и воздействовать на себя и других людей требуют от ребенка глубокое овладение средствами общения, в частности, речью.
Речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: фонематического слуха, звукового анализа словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, навыков и умений связной речи. Речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: фонематического слуха, звукового анализа словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, навыков и умений связной речи. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое применение в общении и также речь становиться основной перестройки психических процессов. Это и обуславливает актуальность данной темы.
Особенности речевого развития детей 2-3 лет В возрасте 2-3 лет наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать, причем запоминает и анализирует информацию. Период с 2-3 лет характеризуется накоплением активного т пассивного словарного запаса, вместе с расширением которого происходит и усвоение звуков речи. У ребенка этого возраста появляются элементы монологической речи. В этот возрастной период формируется грамматический строй речи. Осваивается структура простого предложения. Звуковая культура речи тесно связана с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков. Ребенок учится воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, правильно пользоваться речевым дыханием. Развивается речевое дыхание , сила и высота голоса.
У ребёнка этого возраста появляются элементы монологической речи. Он может рассказать об эмоционально значимом событии 2-3 предложениями. У ребёнка этого возраста появляются элементы монологической речи. Он может рассказать об эмоционально значимом событии 2-3 предложениями. В этот возрастной период формируется грамматический строй речи. Дети выражают свои просьбы не одним словом «Дай». А в виде примитивных фраз, иногда несогласованных. Осваивается структура простого предложения. Звуковая культура речи тесно связана с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков. Ребенок учиться воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, правильно пользоваться речевым дыханием. Развивается речевое дыхание, сила и высота голоса, уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза. Дети понимают и различают формы в единственного и множественного числа существительных и глаголов. До 3-х лет понимание ребенком речи окружающих существенно превосходит их произносительные способности.
Особенности речевого развития детей 3-4 лет Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно интенсивно. Этот возраст отличается высокой речевой активностью. Как правило, ребенок в 3-4 года почти полностью усваивает родной язык. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам, обогащается словарный запас. К 3 годам запас слов , как правило, увеличивается до 800-1000, слова приобретают более точное значение. Дети пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова. У детей этого возраста наблюдается недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых. Дети сокращают такие слова: велосипед-«сипед», переставляют звуки в слове, пропускают согласные при их стечении большой- «босой».
Улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы и предложения. Фразы, как правило, короткие, состоящие из нескольких слов(3-4). Улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы и предложения. Фразы, как правило, короткие, состоящие из нескольких слов(3-4). У ребенка этого возраста понятия о прошлом или будущем еще ограничено, поэтому отмечается ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении, ошибки в согласовании слов, глаголы произносятся в настоящем времени. Предложения похожи друг на друга: на первом месте-подлежащее, потом сказуемое, затем дополнение. В 3-4 года дети уже соотносят знания с речевой формой. Наличие определенного жизненного опыта помогает им обогащать свои монологи словами- определениями. По картинке дети даже могут рассказать небольшую знакомую им сказку. Они способны воспринимать короткие рассказы без картинок. В этом возрасте детям свойственна диалогическая речь. Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие сказки, рассказы, запоминать стихи и с удовольствием их рассказывает. Он умеет выражать свои желания, мысли и чувства. Развитие речи в этом возрасте зависит от развития мелкой моторики.
Особенности речевого развития детей 4-5 лет В возрасте 4-5 лет становиться возможным внеситуативно – познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный активный словарный запас, что дает ему возможность свободно общаться с окружающими. К 5-ти годам активный словарь достигает 1900-2000 слов. В процессе освоения новых слов ребенок не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону. На пятом году жизни у детей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков, они способны узнавать на слух тот или иной звук в слове. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениями, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов. Со стороны произношения отмечается появление многих звуков.
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он отвечает развернутыми фразами. В его речи преобладают простые распространённые члены, существительные и глаголы во множественном числе. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии. На пятом году жизни меняется и морфологический состав за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. В их речи появляются предложения с однородными обстоятельствами. Речь становиться более связной и последовательной. Дети начинают овладевать монологической речью. В этом возрасте ребенок еще не способен логично и понятно самостоятельно рассказывать о событиях. Его речь еще носит ситуативный характер. Но с небольшой помощью взрослых ребенок 4-5 лет может передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Особенности речевого развития детей 5-6 лет В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств. На данном этапе дети этого обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка, правильное произношение становиться нормой. Ребенок способен сам обнаружить речевые дефекты произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей деятельности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слов и звуков. Исключением составляют слова только некоторые трудные малознакомые слова.
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже. Они способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. У детей возрастает количество простых, распространенных, и также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Дети умчаться самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткий рассказ. Может составлять рассказ по одной картине или серии картин, удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.
Особенности речевого развития детей 6-7 лет В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет им запомнить достаточно большой объем информации. Для запоминания дети могут использовать простейший механический способ запоминания- повторение(шепотом или просто про себя). Ребенок начинает использовать слово, с его помощью он анализирует запоминаемый материал, устанавливает логические связи. Звукопроизношение у ребенка вполне сформировано, и работа идет по улучшению дикции, умению правильно пользоваться звуками в потоке речи. На достаточном уровне развит и фонематический слух. Дети четко различают все звуки родного языка: глухие и звонкие, твердые и мягкие. В этом возрасте получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.
Овладение морфологической системой языка позволяет детям успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы. Овладение морфологической системой языка позволяет детям успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы. На вопросы старших дошкольники отвечают развернутыми фразами. Они могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном фильме. Ребенок может фантазировать, сочинять свои сказочные истории. Словарь ребенка 6-7лет увеличивается до 3000-3500 слов. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, чувств, представлений. Они могут объяснить значение слов незнакомых или близких по смыслу. Но не смотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединяя их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам(« У меня нет перчатков»).
В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и активно развивается монологическая. Ребенок может связно и последовательно пересказать или рассказывать. Он критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) детства . В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и активно развивается монологическая. Ребенок может связно и последовательно пересказать или рассказывать. Он критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) детства . Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку рассказа, новый сюжет, сочиняют загадки, инсценируют отрывки произведений. К концу дошкольного ребенок накапливает достаточный читательский опыт.
Заключение Дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности. Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания. Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущим потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то, необходимость воздействовать на другого являются теми мотивами, которые побуждают ребенка к активному овладению языком. Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладением всеми сторонами родного языка; грамматическим строем, звуковым составом.