12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4869
Россия, Псковская обл.
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
2

Особенности работы логопеда в детском саду

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сей­час. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а мож­но попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с тру­дом и не полностью.  Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном за­канчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родно­го языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми,  начиная с 3-4-летнего возраста.

Существует два вида логопедических занятий: фрон­тальные (с группой детей) и индивиду­альные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопеди­ческая работа строится с учетом дефек­та и возраста ребенка.

Различают три основных вида нарушений речи у до­школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — лег­кий вид, ФФН фонетико-фонематические нарушения (нарушены произноше­ние и речевой слух), ОНР общее недо­развитие речи (нарушена вся речевая си­стема: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивиду­альных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут про­должаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать инди­видуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправле­нию звукопроизношения, а также отра­батываются позиции, которые в индиви­дуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными за­дачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и разви­тие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематиче­ского слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связ­ной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все пси­хические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР - со всеми этими расстройствами можно спра­виться полностью или добиться значительного улучшения со­стояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с лю­бовью и верой в успех!

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.