Статья на тему «Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике»
Кайгородов Евгений Александрович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2»
п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО
Обобщение педагогического опыта
РАЗВИТЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ.
Процесс информатизации общества раздвигает рамки общения и коммуникации между людьми. Давно доказано, что средства коммуникации являются двигателем прогресса цивилизаций.
В современную школу не входят – вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы получения знаний, электронные учебники. Современный мир – мир массовой коммуникации.
Получение знания о мире, формирование эстетических представлений, усвоение норм этики и морали часто происходят не на основании собственного опыта, а на материалах СМИ.
Актуальность опыта
По данным статистики, в 2017 году половина населения земного шара будет подключена к интернету. В современной школе успешно реализуются программы «1 ученик – 1 компьютер», «Школа – территория Wi-Fi», «Электронное государство» и другие.
И все-таки проблема подготовки подрастающего поколения к полноценной жизни в эпоху информационного общества не актуализируется в контексте школьного образования, выпускник школы оказывается неподготовленным к интеграции в мировое информационное сообщество.
Современный ученик колеблется в выборе основного источника информации между телевидением и Интернетом. Учителю же многие ученые отвели роль тьютора и консультанта. Но ведь немалую часть представлений о мире ребенок получает на основе неявной информации, которую можно передать только при личном общении.
Кроме того, существует еще одно противоречие. Цели школьной информатики начали формироваться на заре введения ЭВМ в отечественную школу в 80-90-х годах прошлого века. Курс школьной информатики ориентирован на развитие компьютерной грамотности, информационной культуры, ИК-компетентности. Но даже в условиях введения ФГОС второго поколения, которые рассматривают информационную технологию как важнейшую часть человеческой жизни, современная школа по-прежнему находится под влиянием технократического подхода.
Решить эти противоречия поможет развитие медиаграмотности обучающихся, или медиаобразование.
Медиаобразование – это процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Специфика медиаобразования, с точки зрения педагогики, состоит в следующем:
медиаобразование подразумевает смену педагогической парадигмы – педагог и ученик равноправны перед получаемой информацией, педагог не учит, но помогает постигать мир, предлагая анализировать полученную информацию на различных уровнях осмысления;
медиаобразование предполагает, что у учителя должна быть сформирована высокая культура использования современных средств обучения, в т. ч. и мультимедийных, потому что только высочайшая культура предъявления информации может стать основой формирования комплекса информационных умений;
ученик может опережать учителя в знании технических аспектов современных масс-медиа, что педагог также обязан уметь использовать в интересах оптимизации и повышения эффективности обучения.
Цель моей работы – повышение уровня медиаграмотности учащихся и педагогов путем интеграции медиаобразования и информатики.
Задачи, которые я решаю в процессе обучения, представлены на слайде
формирование общих информационных умений, культуры работы с информацией, этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций и так далее
формирование универсальных учебных умений и критического мышления в процессе интегрированного медиаобразования;
борьба с дидактическими стрессами, формирование условий для внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий;
ориентация на индивидуальный подход, реализация творческого потенциала;
активизация практической художественно-творческой деятельности;
освоение педагогических технологий, позволяющих повысить степень социальной адаптации учащихся, ускорить их социализацию;
формирование активной нравственной позиции, патриотического духа, гражданского самосознания учащихся.
Медиаобразование появилось как инструмент защиты от вредных эффектов и трендов медиа. Первой страной, которая использовала эту парадигму, была Великобритания в 30-х годах прошлого века.
Сегодня в Великобритании и Австралии медиаграмотность – отдельный курс в комплексе гуманитарных предметов.
В других странах Европы медиаобразование принимало различные формы. В Финляндии оно вошло в перечень предметов средней школы в 70 году, а в вузы – в 77 году. Но только в начале 90-х этот курс трансформировался в медиаобразование в современном понимании. В Швеции он является обязательным с 80 года.
История медиаобразования в России восходит к 20 годам и связана с развитием киноиндустрии. Конец 50-х-начало 60-х годов был временем зарождения медиаобразования в средних школах, университетах, внешкольных детских центрах. Среди важных достижений 70-х-90-х годов первые официальные программы по кино- и медиаобразованию, опубликованные Министерством образования.
Основные направления развития медиаобразования и имена ученых представлены на слайде.
Новизна опыта заключается в интеграции медиаобразования и информатики. При пересечении предметных областей информатики и медиаобразования образуется плодотворная среда для развития медиаграмотности учащихся
Суть процесса интеграции информатики и медиаграмотности заключается в следующем:
формирование критического мышления на основе наглядного использования медиатекстов в преподавании информатики;
формирование собственной позиции через проектную деятельность с целью реализации интеллектуального и художественно-творческого потенциала личности,
формирование и развитие универсальных учебных действий.
Медиаобразование является здесь педагогической системой, позволяющей использовать в процессе образования современные методики и технологии на основе формирования мировоззренческих позиций.
Учитель при этом остается учителем, изменив личностную позицию, поскольку он теперь не единственный и главный источник информации, но человек, благодаря опыту которого ребенок адаптируется к ситуации информационного стресса и учится гармонизировать свое внутреннее бытие, получает основы социального бытия в современном социокультурном пространстве.
Медиаграмотность подразумевает использование технических средств, необходимых для получения фотографий, видеофрагментов, аудиозаписей, текстовой информации через сканирование и т. д. Формируются умения находить, анализировать, обобщать, передавать и принимать нужную информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария.
Перечисленные на слайде технические средства есть практически в каждой школе, но не все они активно используются в процессе обучения:
Цифровой фотоаппарат.
Цифровая видеокамера.
Интерактивная доска.
Мультимедийные проекторы.
Сканеры, 3G-модемы.
Микрофоны.
Web-камеры.
Мини-лаборатория.
Графические планшеты.
Компьютеры.
Для развития медиаграмотности используется стандартное программное обеспечение, которое позволяет собирать информацию различных форматов в единый медиафайл:
Это и
пакет MS Office (Word, Publisher, PowerPoint, Excel идр.);
MovieMaker (для создания видеороликов);
FrontPage (создание Web-сайтов);
программы для работы с графикой (Photoshop, CorelDraw, 3DMax);
различные среды программирования (Scratch).
Я применяю различные формы развития медиаграмотности как на уроке, так и вне его.
Уроки медиабезопасности в сети Интернет
Всероссийская акция «Час кода»
Дистанционное обучение
Создание web-сайтов
Создание презентаций и мультимедийных файлов
Создание и обработка видеофильмов
Создание и обработка графических изображений
Издание школьных СМИ
Внеурочная деятельность по программе «Робототехника»
Реализация программ дополнительного образования детей «Юный программист»
В процессе обучения медиаграмотности формируются такие качества личности, как:
Критичность
Логичность мышления
Аналитичность и так далее. Вы их видите на слайде
Креативность
Внимательность
Наблюдательность
Целеустремленность/конкретность поставленной цели
Чувство юмора
Эрудиция
Этические ценности, общая культура личности
Толерантность
Патриотизм
Самодостаточность, уверенность в себе
Чувство прекрасного, эстетическая культура
Ребенок с той минуты, как научился включать телевизор или компьютер (что теперь происходит раньше, чем он научился читать), попадает под влияние массовых коммуникаций, выходит в медиапространство. И научиться «жить в виртуальных мирах», не теряя связи с реальностью, – вот одна из задач, которую ставит жизнь перед современной школой.
Реклама, средства массовой информации, Интернет, современная кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей, воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» (телевизионной рекламы, СМИ, Интернета) на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Современный подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияния на себя и сопротивляться этим влияниям. Он также должен уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений.
Технологии медиаобразования становятся логичным фрагментом современной образовательной среды. И формирование критического мышления, и реализация художественно-творческого потенциала личности находятся в русле базовых преобразований современной школы.
Однако педагогические концепции медиаобразования шире узкопрофессиональных – это направление педагогики не ограничивается поисками эффективного использования всех возможностей мультимедиа или телекоммуникаций. Это идеология педагогической деятельности.
Результаты моей работы в этом направлении могут показаться скромными, но здесь речь идет не о качестве образования в привычном оценочном понимании, а о личностном воспитании человека медиа-средствами.
Мои ученики являются призерами и победителями окружного заочного соревнования юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» по направлению «Информатики и информационные технологии». Исследовательская работа «Создание 3D-модели памятной стелы, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» заняла 1 место на районной научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию», проект «Тайный код Сэмюэла Морзе» - 3 место во II Ямало-Ненецком региональном туре Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь» в 2019 году. Работа «Создание тренажёра для обучения слоговому чтению на языке программирования Scratch» в VIIIокружном туре Всероссийский юношеских Чтений имени В. И. Вернадского. в г. Новый Уренгой заняла 2 место.
Атюскина Алина – призер окружного соревнования «Ступень в будущее. Юниор». Тема её проекта – «Создание мультфильмов в среде программирования Scratch».
В вузах страны по специальности «Компьютерный дизайн» обучается 3 выпускника.