Статья на тему «Дистанционное обучение. Сложности и их преодоление»
Сегодня практически все классы оборудованы различными электронными средствами, которые используются при проведении уроков. Самый распространенный – это проектор, электронная доска и прочее. Различные презентации, используемые на уроках, значительно упрощают процесс обучения, внося элементы наглядности и интерактивности.
Но вынужденный переход на дистанционное обучение в режиме самоизоляции, способствовал тому, что учителям пришлось находить новые формы проведения уроков, для более эффективного обучения предмету. В этой ситуации разработчики различных платформ и сред предложили разнообразные формы для упрощения процесса организации и проведения уроков. Но только опытным путем учитель смог определить те из них, которые наиболее удобны в работе для конкретного предмета.
В начале уточню, что у нашего учреждения есть образовательный портал, который доступен для всех учеников лицея, на котором располагается вся информация по урокам. Но просто выложить в общий доступ презентацию к уроку, пусть и самую подробную, было недостаточно, ведь ничто не может заменить живое общение учителя с классом.
Тогда одним из первых вариантов реализации такого взаимодействия, стало использование сервиса Google Meet, для проведения видеоуроков. Но возникла ситуация, что многие дети не могли в полной мере уловить суть урока, ведь у некоторых были проблемы со связью, а некоторые не воспринимали информацию на слух, даже если на уроке была использована презентация.
На следующем этапе к моей работе был подключен whiteboard-сервис Miro. Это позволило во время видеоуроков писать на виртуальной доске, чтобы ученики видели непосредственно ход моего решения, и выполняли записи параллельно в своей тетради. Конечно, использование данного сервиса не всегда удобно, особенно для тех, у кого нет достаточного оснащения. Ведь удобнее писать специальным электронным карандашом или стилусом, чем при помощи компьютерной мыши. Но вопрос с нестабильной связью у некоторых учеников так и не решился, поэтому пришлось снова искать пути решения проблемы.
Следующим этапом была запись видеоуроков с комментированием теории и полным разбором различных заданий с использованием виртуальной доски, а также комментариями по некоторым вопросам для каждого класса. Этот вариант больше других понравился ученикам, ведь такой формат позволял останавливать просмотр на нужном моменте, возвращаться назад и т.п. Все вопросы, которые возникали в ходе просмотра урока или при выполнения домашнего задания, учащиеся могли задать, использую почту лицея или социальные сети.
Вторым моментом, который хотелось бы осветить – это диагностика уровня усвоения знаний учащимися. У многих учителей стал острым вопрос, как объективно проверять выполнение домашнего задания и осуществлять промежуточный контроль, ведь средства сети Интернет позволяют ученикам найти различную информацию и при этом не погружаться в суть многих вопросов. Этот процесс можно осуществить при помощи различных средств, главное выбрать наиболее эффективный и подходящий метод.
Образовательный портал нашего лицея сделан на платформе Moodle и позволяет использовать различные формы для проведения контроля знаний учащихся. Одна из наиболее распространенных – это проведение тестирования. Но тогда возникают различные проблемы, ведь создание теста - это процесс достаточно трудоемкий и требует основательной проработки всех моментов.
Самая основная задача учителя – это обеспечить разнообразие вариантов, чтобы свести к минимуму коллективную работу. Этого можно добиться, например, создавая банк вопросов для каждого задания, чтобы компьютер генерировал тест для каждого ученика из случайных вопросов, при этом меняя местами варианты ответов. Также не стоит забывать об ограничении по времени выполнения.
Еще один из вариантов, который был использован мной, это создание тестовых заданий типа «Эссе», которые подразумевают введение ответа в виде текста или загрузки фото с решением. Также все задания генерируются из банка вопросов случайным образом. Единственное отличие в том, что в этом варианте оценка будет доступна ученику только после проверки решения учителем, который будет делать это вручную.
Хочется отметить, что это лишь немногое из того, что было использовано при проведении уроков, ведь существует достаточно большое количество средств и форм, которые помогают в осуществлении качественного процесса в период дистанционного обучения.
Щукина Вера Александровна
Юлия
Шакмаева Тамара Александровна