Особенности формирования читательской грамотности у младших школьников на логопедических занятиях.

0
0
Материал опубликован 16 January

Учитель логопед

Маслова Татьяна Александровна

Особенности формирования читательской грамотности у младших школьников на логопедических занятиях.

В современном мире, где важность имеет телевидение, смартфоны, компьютеры, дети часто теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. Таким образом, формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.

Читательская грамотность ― это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формированию грамотной устной и письменной речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья препятствуют нарушения звукопроизношения, слабость памяти и внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного.

Выше перечисленные нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Следовательно, дети не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении. Нет понимания смысла текста, а значит, ребенок не может найти нужную информацию в тексте. Затруднения выливаются даже в кратком пересказе самого текста, не говоря уже о низкой скорости чтения.

Целью логопедической работы по формированию читательской грамотности является развитие у ребенка способности понимать, использовать и анализировать прочитанное. Другими словами, выработка правильных речевых навыков и выработка способности применять эти навыки в самостоятельной речи и коммуникативной деятельности.

В рамках логопедической работы по формированию читательской грамотности реализуются следующие задачи:

Коррекция нарушений звукопроизношения;

развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи;

развитие слогового и морфемного анализа и синтеза;

развитие связной устной и письменной речи;

развитие внимания и способности к переключению;

развитие слуховой и зрительной памяти;

развитие словесно-логического мышления;

развитие коммуникативных универсальных учебных действий;

совершенствование владения монологической и диалогической формами речи.

Основные направления работы по формированию читательской грамотности:

Формирование навыка чтения

умение правильно прочитывать слова;

понимать смысл текста;

выразительно читать.

Овладение техникой чтения.

Формирование читательских интересов.

Работа с родителями.

Несомненно, что использование разных видов специальных заданий и упражнений на логопедических занятиях помогают ученикам улучшить навык чтения, что в свою очередь способствует формированию читательской грамотности. Но, без сопровождения с противоположной стороны, со стороны родителей не достичь высоких результатов.

Систематические занятия и дома, помогают значительно помочь младшему школьнику освоить чтение в целом и книг в дальнейшем.

Работа ведется, через рекомендации.

Литературные пятиминутки. Главный принцип любого процесса: лучше понемногу, но чаще. В течение дня рекомендую родителям несколько раз повторять такое действие: берем книгу (выбираем что-то интересное) и просим ребенка почитать 5 минут. Читаем не вслух, а про себя. Затем закрываем книгу и переключаемся на другие занятия.

Щадящее чтение. Если школьник быстро утомляется, читая тексты, или вообще не хочет ничего читать, используем следующий метод: Читаем 1-2 предложения – отдыхаем – снова читаем 2 предложения. Отдых здесь играет роль разгрузки для ученика и позволяет настроиться на следующую серию предложений.

Слушать аудио книги. Желательно на полу с ребенком.

Пересказ. Рекомендую читать текст и пытаться его пересказать. Начинать лучше с одного абзаца, постепенно увеличивая объем.

Чтение на ночь. Мозг человека довольно хорошо запоминает то действие, которое производилось непосредственно перед сном. Поэтому, чтение перед сном быстро помогает достичь успехов в этом навыке. Рекомендую читать, хотя бы по пять минут.


Родители обязательно должны читать с ребенком!!!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.