Статья на тему «Особенности ИКТ при внедрении ФГОС»

1
0
Материал опубликован 24 April 2016

Особенности ИКТ при внедрении ФГОС

Н.А. Носкова,

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Одним из важнейших требований в системе современного образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Целью образования становится развитие воспитанника как субъекта познавательной деятельности. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок.

Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

- Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

- Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

- Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

- Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки русского языка в начальной школе.

1.Готовые электронные продукты.

Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифировать свою деятельность и деятельность учеников, позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. В своей педагогической практике широко применяю: электронные учебники («Тренажер по русскому языку», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» ).

2. Мультимедийные презентации.

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио – и видеоматериалы. Презентация позволяет представить детям учебный материал как систему ярких и опорных образов, наполненных исчерпающей структурированной информацией.

3.Использование интерактивной доски.

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения русскому языку. Применение интерактивной доски открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка – это еще один шаг к повышению интереса обучающихся к предмету, повышению их орфографической зоркости и грамотности.

Использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

Внеурочная деятельность с использованием  ИКТ обеспечивает широкую  творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный  эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха в современной начальной школе.

Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс, но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

 

Литература

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002.

2. http://standart.edu.ru/ - Федеральные государственные образовательные стандарты.

3. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно-

коммуникационная компетентность современного учителя». - Информатика и образование. 2010. № 4.

4. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов Н/Д: изд-во «Феникс»,2003.

Комментарии
Комментариев пока нет.