Статья «Дифференцированное обучение на уроках географии в условиях внедрения ФГОС»

0
0
Материал опубликован 12 November 2018

МОУ «Магнитная СОШ»

учитель географии Карабатырова Б.Т.
 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности».

(Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).

На модернизацию образования направлено введение федерального государственного образовательного стандарта. Каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом.

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.

Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия чётко проявляются по следующим показателям:

а) обучаемости, т. е. умственным способностям (в том числе креативности), а также специальным способностям;

б) учебным умениям;

в) обученности, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;

г) познавательным интересам.

Теория дифференцированной (разноуровневой) технологии обучения базируется на педагогической основе, согласно которой различия основной массы учеников по уровню обучаемости сводятся ко времени, которое необходимо ученику для усвоения учебного материала определённого объёма. Если каждый ученик будет иметь достаточное количество времени для эффективного овладения изучаемым материалом, который будет соответствовать его личным возможностям и способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базовых знаний школьной программы.

На уроках географии технология дифференцированного обучения эффективно проявляет себя на разных этапах урока. При этом используются различные формы и методы работы, приемы усвоения и объяснения материала, проверки знаний.

Основные условия эффективного осуществления дифференцированного обучения.

1.Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.

2.Обязательное условие организации дифференцированного обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.

3.Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.

4.Условия реализации дифференцированного обучения: достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п); систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся;сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности.

Деление на условные группы возможно при внедрении технологии дифференцированного обучения. Но более эффективным является использование разноуровневого учебного материала. То есть учащимся дается задание, в котором имеются три уровня выполнения: повышенный уровень сложности, средний, пониженный. Также дифференциацию можно проводить и по времени выполнения. Более сильным учащимся дается меньшее количество времени на выполнение задания. Оставшееся время тратится на дополнительные задания.Новый подход в обучении позволяет активно воздействовать на умственное развитие всех учеников, чтобы добиться максимального их развития.
 

Существуют объективные различия учащихся по темпам овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Опираясь на уровни усвоения содержания материала при конструировании учебных задач, я учитываю следующие учебные действия школьников.

 

Уровень

Учебные действия

1. Творческий

Прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать.

2. Частично – поисковый

Описывать, выявлять особенности (причины и следствия), анализировать, объяснять, моделировать. 

3. Репродуктивный

Называть, измерять, показывать, определять, наносить на карту.


 

Эти уровни и соответствующие им учебные действия использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний. При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.

Примеры заданий на проверку уровней развития школьников

Уровень

Учебные действия

1. Творческий

1.Какая существует зависимость в размещении основных форм рельефа нашей страны от геологического строения территории? Приведите конкретные примеры.

2.Назовите типичные черты муссонного климата и объясните их причины.

3. Назовите все известные вам виды природных ресурсов.

4. Назовите все известные вам климатообразующие факторы.

5. Покажите на примерах конкретные территории влияние географического положения на другие компоненты природы.

6.На какие компоненты природы влияет климат?

7. Назовите причины смены природных зон.

8. Дайте характеристику особенностей природы Восточно-Европейской равнины.

9. Дайте характеристику зоны тайги России.

2. Частично – поисковый

1. Докажите, что существует взаимосвязи между рельефом, климатом и внутренними водами территории.

2. На примере Уральских гор, объясните зависимость между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми территории.

3. Объясните. Какие причины привели к возникновению болот на территории Западной Сибири.

4. На примере гор Кавказа объясните, как влияет рельеф на смену природных зон.

5. Какие климатообразующие факторы играют наиболее существенную роль в формировании климата Дальнего Востока?

6. Приведите пример взаимодействия трех любых компонентов природы и покажите взаимосвязь с помощью схемы.

7. Оцените климатические условия и ресурсы Прикаспийской низменности.

8. От каких компонентов природы зависит полноводности рек? Назовите наиболее полноводные реки России, укажите, как они могут использоваться в хозяйственной деятельности.

9. На примере своей области докажите, что в природном комплексе существует взаимосвязь компонентов природы.

3. Репродуктивный

1. На примере рек покажите взаимосвязь компонентов природы (схематично).

2. Почему при большом количестве рек в Уральском промышленном районе остро стоит водная проблема?

3. На примере Среднесибирского плоскогорья докажите, что эта территория является природно-территориальным комплексом.

4. На примере одного из природных районов, покажите особенности условий работы и быта человека в зависимости от природных условий.

5. На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи). С чем это связано?

6. В разных источниках указывается неодинаковое количество морей, омывающих территорию России: 12 или 13. С какими причинами связано это несоответствие? Какова ваша точка зрения?

7. В таежной лесной зоне значительно больше опад, чем в степях. Однако почвы степей (чернозем) значительно плодороднее таежных (дерновоподзолистых), какими причинами это объясняется?

8. Почему европейская часть России, несмотря на большее количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью?

 

Несмотря на всю трудоёмкость для учителя при подготовке к урокам, приходится тратить много времени, но удовлетворение большое, результаты оправдывают цель, ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету. Они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Складывается благоприятный психологический микроклимат между всеми участниками образовательного процесса.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации