Статья «Программно-методическое пространство воспитания в условиях внедрения ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования города Братска
(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)
Программно-методическое пространство воспитания
в условиях внедрения ФГОС
Подготовила:
заместитель директора по ВР
Кафтонова А. В.
Итак, согласно ФГОС, в образовательную программу школы должна быть включена Программа воспитания и социализации личности, которая включает в себя:
Программа духовно-нравственного развития (направления: личность, патриотизм, семья, толерантность, мораль, этика, эстетика, труд, экологическое воспитание);
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (направления: ЗОЖ, правовое воспитание);
Программа социально-педагогического сопровождения;
Программа профессиональной ориентации обучающихся;
Программа социализации (социальное взаимодействие).
В настоящее время в образовательную программу нашей школы включены и реализуются: программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни), программа социально-педагогического сопровождения., программа социализации.
Также в школе, на протяжении последних трёх лет реализуются такие программы как: «Семья», «Личность», «Коллектив», «Здоровье». Мероприятия этих программ проводятся в школе в виде общешкольных, либо в ходе выполнения планов воспитательной работы в классах.
Но все эти мероприятия реализуются во внеурочной деятельности. Этого не достаточно. Необходимо решать воспитательные задачи в комплексе. Таким образом Программа воспитания и социализации должна реализовываться и в урочной деятельности.
Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся Принцип ориентации на идеал
Аксиологический принцип.
Принцип следования нравственному примеру
Принцип диалогического общения со значимыми другими
Принцип идентификации
Принцип полисубъектности воспитания и социализации
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление может быть представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также должны быть определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.
По завершению каждого модуля проводится мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся на данном этапе.
Пример: модуль «Я И ПРИРОДА»
Направление . Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Цель: популяризация экологических знаний, участие обучающихся в решении экологических проблем.
Задачи модуля:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;
воспитание экологической культуры, бережное отношение к растениям и животным;
воспитание ценностного отношение к природе и всем формам жизни;
приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности.
Ценности: жизнь, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Содержание, виды деятельности
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
- приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным;
- исследование творчества поэтов-лириков, писателей, художников-пейзажистов и анималистов, раскрывающих общность мира природы и мира человека;
- осмысление «Темы природы» в своем собственном творчестве, фотографическая фиксация ближних окрестностей, видов, представляющие особую эстетическую ценность;
- участие в коллективных природоохранных проектах;
- глубокое проникновение в экологические проблемы, желание их решать, начиная с себя;
- усвоение ценностного отношения к природе;
- нетерпимое отношение к проявлениям жестокого отношения к животным со стороны других людей;
- стимулирование и поощрение достижений обучающихся в данном направлении.
Классные часы:
«Правила поведения на природе».
«Нужно ли охранять домашних животных?».
«Что такое экологическая безопасность».
«Тайны гидросферы Земли».
«Путешествие с комнатными растениями по странам света».
«Какие профессии нужны природе?».
«Экологические праздники».
Школа «Экологической грамотности».
«Труд – источник создания, создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».
Краеведческая деятельность, видеоэкскурсии:
«По экологической тропе».
«В природное окружение школы».
«С кем дружат деревья?».
«В Зоопарк – животные из Красной книги».
«Поле, как сообщество почвы, растений и животных».
«Время посадки деревьев и кустарников».
Посещение историко-краеведческого музея «Ангарская деревня»
Экологические акции:
«Вырасти цветы» (комнатные растения для мамы).
«Убери свой участок».
«Соберем семена дикорастущих трав».
«Зачем сорняки цветнику?».
«Развесим кормушки пернатым друзьям».
Экологическая акция «Помоги библиотеке».
«Отдадим в добрые руки».
Акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
Экологические праздники:
Январь – «Пошла коляда».
Февраль – «Масленица».
Март – «Сороки», «День птиц», (22 марта – «Встреча весны»).
22 апреля – Международный День Земли.
18-22 апреля – День заповедников и национальных парков.
3 мая – День Солнца.
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
Июль – День океанов.
Сентябрь – «Осенины» (праздник урожая).
11 декабря – Международный день гор.
2017 год – Год экологии.
Трудовая деятельность:
Совместная трудовая деятельность.
Создание экологической среды.
Экологические субботники.
Игровая деятельность:
КВН «Что? Где? Когда?».
КВН «Кто как весну встречает?».
Брей ринг «Природа и мы».
Ток-шоу «Экология города».
Проектная деятельность:
Экологические проекты: «Мы – как часть природы», «Птицы в селе», «Растения-подснежники на школьном участке», «Наша еда» (история отечественной и зарубежной кулинарии).
Творческая деятельность (конкурсы, выставки, олимпиады):
Экологические конкурсы, олимпиады, выставки.
Конкурс фотографий «Осень - Рыжая подружка».
Конкурс фотографий «Удивительное рядом».
Дни экологической безопасности:
Внеклассное мероприятие «Суд над автомобилем».
Воспитательные технологии:
-предметные уроки, беседа, экскурсии, волонтерская деятельность, акции, проектная деятельность.
Планируемые результаты:
имеют опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
осознание личной ответственности за судьбу планеты Земля, активная позиция в борьбе за сохранение природы.
Формируемые компетенции:
приобретение начального опыта участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
МОНИТОРИНГ
1.. Методика Степанов С. П.(динамика личностного роста по данному направлению)
По итогам года проводится мониторинг удовлетворенности образовательным процессом (родители, педагоги)
Оценка эффективности работы:
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Уровень мотивации школьников |
Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение мероприятий Количество мероприятий. Уровень познавательных мотивов Расширение социального партнерства: организация и проведение новых встреч |
Статистический анализ. Анкетирование. Диагностика мотивационной сферы. Отсутствие асоциального поведения. |
Вовлеченность школьников в олимпиадное движение |
Количество вовлеченных учащихся в олимпиадное движение. Количество победителей олимпиад разного уровня. Количество педагогов, подготовивших победителей. |
Протоколы олимпиад. Статистические отчеты. Анализ поступления выпускников школы в учебные заведения. |
Вовлеченность школьников в конкурсы |
Количество вовлеченных учащихся в различные конкурсы. Количество победителей этих конкурсов. Количество педагогов подготовивших победителей. |
Статистический анализ проведенных мероприятий |
Вовлеченность школьников в интеллектуальные игры |
Количество вовлеченных учащихся в интеллектуальные игры, количество команд, выступающих за школу. Количество побед в интеллектуальных играх. Количество педагогов подготовивших победителей. |
Статистический анализ проведенных мероприятий. |
Вовлеченность школьников в проектную деятельность |
Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность. Количество краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных учебных проектов. Количество выполненных учащимися междисциплинарных проектов |
Отчеты педагогов – руководителей проектов |
Развитие интеллектуального и творческого потенциалов школьников |
Количество учащихся, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность, количество педагогов подготовивших победителей. Уровень интеллекта и творческих способностей учащихся |
Статистический анализ Проведенных мероприятий. Психологическая диагностика интеллекта и креативности. |
Произвольность в общении. |
. общительность; . открытость; . адекватное ситуации выражение эмоций; . способность к поддержке другого. |
Экспертная оценка классных руководителей. |