Статья «Программно-методическое пространство воспитания в условиях внедрения ФГОС»

0
0
Материал опубликован 4 December 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»

муниципального образования города Братска

(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)

Программно-методическое пространство воспитания

в условиях внедрения ФГОС

Подготовила:

заместитель директора по ВР

Кафтонова А. В.

Итак, согласно ФГОС, в образовательную программу школы должна быть включена Программа воспитания и социализации личности, которая включает в себя:

Программа духовно-нравственного развития (направления: личность, патриотизм, семья, толерантность, мораль, этика, эстетика, труд, экологическое воспитание);

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (направления: ЗОЖ, правовое воспитание);

Программа социально-педагогического сопровождения;

Программа профессиональной ориентации обучающихся;

Программа социализации (социальное взаимодействие).

В настоящее время в образовательную программу нашей школы включены и реализуются: программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни), программа социально-педагогического сопровождения., программа социализации.

Также в школе, на протяжении последних трёх лет реализуются такие программы как: «Семья», «Личность», «Коллектив», «Здоровье». Мероприятия этих программ проводятся в школе в виде общешкольных, либо в ходе выполнения планов воспитательной работы в классах.

Но все эти мероприятия реализуются во внеурочной деятельности. Этого не достаточно. Необходимо решать воспитательные задачи в комплексе. Таким образом Программа воспитания и социализации должна реализовываться и в урочной деятельности.

Программа воспитания и социализации обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности

3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся Принцип ориентации на идеал

Аксиологический принцип.

Принцип следования нравственному примеру

Принцип диалогического общения со значимыми другими

Принцип идентификации

Принцип полисубъектности воспитания и социализации

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление может быть представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также должны быть определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

По завершению каждого модуля проводится мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся на данном этапе.

Пример: модуль «Я И ПРИРОДА»

Направление . Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Цель: популяризация экологических знаний, участие обучающихся в решении экологических проблем.

Задачи модуля:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;

воспитание экологической культуры, бережное отношение к растениям и животным;

воспитание ценностного отношение к природе и всем формам жизни;

приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности.

Ценности: жизнь, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Содержание, виды деятельности

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

- приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным;

- исследование творчества поэтов-лириков, писателей, художников-пейзажистов и анималистов, раскрывающих общность мира природы и мира человека;

- осмысление «Темы природы» в своем собственном творчестве, фотографическая фиксация ближних окрестностей, видов, представляющие особую эстетическую ценность;

- участие в коллективных природоохранных проектах;

- глубокое проникновение в экологические проблемы, желание их решать, начиная с себя;

- усвоение ценностного отношения к природе;

- нетерпимое отношение к проявлениям жестокого отношения к животным со стороны других людей;

- стимулирование и поощрение достижений обучающихся в данном направлении.

Классные часы:

«Правила поведения на природе».

«Нужно ли охранять домашних животных?».

«Что такое экологическая безопасность».

«Тайны гидросферы Земли».

«Путешествие с комнатными растениями по странам света».

«Какие профессии нужны природе?».

«Экологические праздники».

Школа «Экологической грамотности».

«Труд – источник создания, создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».

Краеведческая деятельность, видеоэкскурсии:

«По экологической тропе».

«В природное окружение школы».

«С кем дружат деревья?».

«В Зоопарк – животные из Красной книги».

«Поле, как сообщество почвы, растений и животных».

«Время посадки деревьев и кустарников».

Посещение историко-краеведческого музея «Ангарская деревня»

Экологические акции:

«Вырасти цветы» (комнатные растения для мамы).

«Убери свой участок».

«Соберем семена дикорастущих трав».

«Зачем сорняки цветнику?».

«Развесим кормушки пернатым друзьям».

Экологическая акция «Помоги библиотеке».

«Отдадим в добрые руки».

Акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

Экологические праздники:

Январь – «Пошла коляда».

Февраль – «Масленица».

Март – «Сороки», «День птиц», (22 марта – «Встреча весны»).

22 апреля – Международный День Земли.

18-22 апреля – День заповедников и национальных парков.

3 мая – День Солнца.

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

Июль – День океанов.

Сентябрь – «Осенины» (праздник урожая).

11 декабря – Международный день гор.

2017 год – Год экологии.

Трудовая деятельность:

Совместная трудовая деятельность.

Создание экологической среды.

Экологические субботники.

Игровая деятельность:

КВН «Что? Где? Когда?».

КВН «Кто как весну встречает?».

Брей ринг «Природа и мы».

Ток-шоу «Экология города».

Проектная деятельность:

Экологические проекты: «Мы – как часть природы», «Птицы в селе», «Растения-подснежники на школьном участке», «Наша еда» (история отечественной и зарубежной кулинарии).

Творческая деятельность (конкурсы, выставки, олимпиады):

Экологические конкурсы, олимпиады, выставки.

Конкурс фотографий «Осень - Рыжая подружка».

Конкурс фотографий «Удивительное рядом».

Дни экологической безопасности:

Внеклассное мероприятие «Суд над автомобилем».

Воспитательные технологии:

-предметные уроки, беседа, экскурсии, волонтерская деятельность, акции, проектная деятельность.

Планируемые результаты:

имеют опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;

осознание личной ответственности за судьбу планеты Земля, активная позиция в борьбе за сохранение природы.

Формируемые компетенции:

приобретение начального опыта участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.

МОНИТОРИНГ

1.. Методика Степанов С. П.(динамика личностного роста по данному направлению)

По итогам года проводится мониторинг удовлетворенности образовательным процессом (родители, педагоги)

Оценка эффективности работы:

Критерии

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

школьников

Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение мероприятий Количество мероприятий.

Уровень познавательных мотивов

Расширение социального

партнерства: организация и

проведение новых встреч

Статистический анализ.

Анкетирование.

Диагностика мотивационной

сферы.

Отсутствие асоциального поведения.

Вовлеченность

школьников в

олимпиадное движение

Количество вовлеченных учащихся в олимпиадное движение. Количество

победителей олимпиад разного уровня. Количество педагогов, подготовивших победителей.

Протоколы олимпиад.

Статистические отчеты.

Анализ поступления

выпускников школы в

учебные заведения.

Вовлеченность

школьников в конкурсы

Количество вовлеченных учащихся в различные конкурсы. Количество

победителей этих конкурсов.

Количество педагогов

подготовивших победителей.

Статистический анализ

проведенных мероприятий

Вовлеченность

школьников в

интеллектуальные игры

Количество вовлеченных учащихся в интеллектуальные игры, количество команд, выступающих за школу.

Количество побед в

интеллектуальных играх.

Количество педагогов

подготовивших победителей.

Статистический анализ

проведенных мероприятий.

Вовлеченность

школьников в

проектную

деятельность

Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность. Количество краткосрочных,

среднесрочных и долгосрочных

учебных проектов.

Количество выполненных

учащимися междисциплинарных

проектов

Отчеты педагогов –

руководителей проектов

Развитие

интеллектуального и

творческого

потенциалов

школьников

Количество учащихся, вовлеченных

в исследовательскую и проектную деятельность, количество педагогов

подготовивших победителей.

Уровень интеллекта и творческих способностей учащихся

Статистический анализ

Проведенных мероприятий.

Психологическая диагностика интеллекта и креативности.

Произвольность в общении.

. общительность;

. открытость;

. адекватное ситуации

выражение эмоций;

. способность к поддержке

другого.

Экспертная оценка классных

руководителей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.