12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Елена Николаевна Семёнова505
Россия, Псковская обл., с. Чихачёво
4

Учебно-методический материал «Особенности изучения математики как части адаптированной образовательной программы для учащегося с ОВЗ»

МБОУ «Чихачёвская СШ», Бежаницкий район, Псковская область.

Особенности изучения математики как части

адаптированной образовательной программы

для учащегося с ОВЗ


 


 

Приготовмла : Семёнова Елена Николаевна,

МБОУ «Чихачёвская средняя школа»,

учитель математики.


 


 

Чихачёво, 2017г

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика учащегося ............5

Глава 2 . Адаптивная программа по математике для 5класс…..............6

Заключение………………………………………………………………...10

Список используемой литературы………………………………………11

Приложение …………………………………………………………………12

 

Введение

Согласно Письма Министерства образования и науки РФ№ ИР-535/07 от 7 июня 2013г. необходимо «Создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностям здоровья» Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа» предоставляет таковые возможности : «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется  развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности коллектива.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;  

Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой,

Совершенствование организации учебного процесса в целях   сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;

Таким образом, в ходе реализации программы обеспечивается содействие получению учащимся с ОВЗ качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья.

Особого внимания требует методика обучения математике в классах с детьми ОВЗ, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику. У учащихся с ОВЗ, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности

развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

формирование предметных основных общеучебных умений;

создание условий для социальной адаптации учащихся.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

Важно помнить, что урок в классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме осмысливать, поскольку процесс мышления у них нарушен или имеет замедленный характер.

На различных этапах урока предполагаются упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения. Обязательно проводить анализ выполненных работ, для устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Новые правила позволительно выражать своими словами. В завершении работы, подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых терминов. В    процессе    первичного    закрепления задания     решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Особо следует работать над развитием математической терминологии, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Вниманиешкольников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов,

памяток.

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников.

  Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.

Упражнения в устных вычислениях  должны  пронизывать  весь  урок.  Их можно  соединять  с  проверкой  домашних  заданий,  закреплением  изученного материала, предлагать при опросе.  Особенно  хорошо, «приживается» традиция, если  специально отводить 5-7 минут на  уроке  для  устного  счёта.  Таким образом, мы, учителя, сознательно, соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряем качественный скачок на новый уровень развития детей с ОВЗ.


 

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика учащегося


 

Обучающийся Юзеф А. 02. 04. 2003года рождения (12 лет).Поступил в 1 класс в2010 году. Испытывал серьёзные затруднения в освоении общеобразовательных программ.С 2011года областной ПМПК рекомендовано обучение по специальной коррекционной программе 8вида. Заключение: «Несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексическом недоразвитии смысловой стороны речи»

За данный период показал себя ребенком активным, подвижным, проявляющим интерес к заданиям игрового характера. Самостоятельность проявляет в чтении. Речевые инструкции воспринимает с подробным объяснением, с объяснением по частям. Действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. Учебный материал воспринимает поверхностно. Длительность восприятие малая. Особый интерес проявляет к подвижным спортивным играм. На групповых занятиях не усидчив.

Отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Помощь педагога по мере необходимости принимает. В каждом конкретном случае она является либо разъясняющей, либо направляющей, либо стимулирующей. При письме почерк не разборчивый, ведущая рука – левая..

Память у подростка краткосрочная, слабо развита, скорость запоминания низкая.

У ребёнка несколько ослаблен контроль и регуляция деятельности. Известны случаи не соблюдения дисциплины, трудности в общении со сверстниками. Проявляет заинтересованность во взаимоотношениях со старшими по возрасту подростками. Можно увлечь продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, конструированием.

Мыслительная деятельность на низком уровне. Решение простейших практических или математических задач не выполнимо. Выполнение заданий по образцу под силу не всегда. Домашние задания вызывает затруднения и нежелание поработать.

Отмечается отставание в речевом развитии. Обращённую речь понимает практически в полном объёме. Общается при помощи простых слов (произношение которых искажает), естественных жестов и некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту.

Навыки самообслуживания у Юзефа сформированы. Имеет простые обязанности по дому. В школе на просьбы о помощи всегда откликается .Ситуации успеха вызывают у ребенка чаще положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом , легко возбудим. Избирателен в пище. Часто болеет.

Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим коллективом, следуют рекомендациям специалистов.

Подросток нуждается в постоянной психолого-педагогической поддержке, медицинской консультации и обучении по адаптированной программе.

Глава 2. Адаптированная программа по математике для 5класса

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по математике в 5классе для учащихся с умственной отсталостью составлена на основе:

 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

авторской программы В. В. Воронковой, «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1», Владос.- М.: Просвещение, 2008.

учебно- методического комплекса Г. М.Н.Перова. Математика, Учебник для 5 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010 год.

- Федерального базисного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г, с учётом изменений, внесённых приказом Министерством образования и науки РФ от 01.12.2012 г.

-учебного плана МБОУ «Чихачёвская СШ» на2016-2017учебный год

Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов.

Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:

Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость. Трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца.

Обучение математике в специализированной школе носит предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математических знаний и умений.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который .как показывает опыт, доступен большинству школьников. Адаптированная программа составлена на основе программы по учебному предмету «Математика» для учащихся 5 класса с корректировкой учебных часов.

Количество часов: 2 часа в неделю, 68 часов в год

Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако, они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать с доски с помощью учителя). Для состоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильное для них задание.

Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть созданы, чтобы облегчить освоение основного программного материала. Указание относительно упрощения даны в примерах.

Перевод учащихся на обучения по сниженным уровням требований следует осуществлять только в том случае, если с ним проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических предметов.

Содержание учебного материала

5 класс

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных

вычислений.

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Нумерация чисел в пределах 1 000.

Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и

вычитание круглых сотен.

Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и

десятков, из сотен и единиц.

Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200;

по 5. 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел.

Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен: знак =.

Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько

раз больше (меньше)?» (легкие случаи).

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц

в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения; 1

м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г. 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.

Единицы измерения времени: год (1 год), соотношение: 1 год = = 365, 366 сут.

Високосный год.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины,

стоимости устно (55 см ± 19см; 55 см ±45 см; 1 м — 45 см; 8 м 55см ±3м 19 см: 8 м 55см ± 19

см; 4м 55см±3 м; 8м±19см; 8м±4м45см>.

Римские цифры. Обозначение чисел I —XII.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно и письменно, их проверка.

Умножение чисел на 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.

Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число <40 • 2; 400 • 2; 420 - 2;

40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : \ и т.п.) устно.

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с

переходом через разряд письменно, их проверка.

Получение одной, нескольких долей предмета, числа.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби.

Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями.

. Сравнение обыкновенных дробей с единицей.

Дроби правильные, неправильные.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого,

уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько

больше (меньше)?*, «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3

арифметических действия.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация

треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным

сторонам с помощью ; циркуля и линейки - .радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.

Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.Буквы латинского алфавита: A,, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S..

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Класс единиц, разряды в классе единиц;

Десятичный состав чисел в пределах тысячи;

Единицы измерения длины, массы, времени; их соотношение;

Римские цифры;

Дроби, и хи виды;

Виды треугольников в зависимости величины углов, и их сторон;

Учащиеся должны уметь6

Выполнять устное сложение и вычитание в пределах 100, (все случаи);

Читать, записывать под диктовку числа в пределах тысячи;

Считать присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

Выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;

Выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой:

Выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

Выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости , длины, массы в пределах 1 тонны;

Умножать и делить на однозначное число;

Получать обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

Решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в 3 арифметические действия;

Уметь строить треугольник по 3-м заданным сторонам;

Различать радиус и диаметр.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

Продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;

Овладеть табличным умножением и делением;

Определять время по часам тремя способами;

Самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.

Не обязательно:

Решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);

Решать арифметические задачи самостоятельно (в 2, 3 действия решать с помощью учителя);

Чертить треугольник по трем данным сторонам.

Примечание : Тематическое планирование представлено на период 1 и 2 четвертей:

1) 8 недель, 16 часов; 2)7 недель ,14часов

 

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Коррекционная работа

І четверть16 ч

 

1

Повторение

2

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2

Нумерация чисел в пределах 1 000

5

Коррекция логического мышления.

3

Единицы измерения длины, массы, стоимости

2

Развитие вербальной и слуховой памяти

4

Устное сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000

4

Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости

5

Обыкновенные дроби. Контрольная работа.

3

Коррекция мелкой моторики рук.

2 четверть, 14 ч

 

6

Геометрический материал. Треугольник, классификация треугольников, построение треугольника по трём сторонам.

3

Коррекция зрительного восприятия.

7

Разностное и кратное сравнение чисел

2

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

8

Устное и письменное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000

5

Коррекция настойчивости, самостоятельности.

9

Римские цифры

1

Коррекция зрительного восприятия.

10

Единицы измерения времени

1

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

11

Геометрический материал. Периметр многоугольника .КР по темам

2

Развитие словаря через знакомство с математическими терминами.


 

ПРИМЕЧАНИЕ: Промежуточная аттестация проводится по итогам каждой четверти в форме контрольной работы.

Материально- техническое обеспечение

1. Набор «Доли и дроби» -1

2. Счёты- 3

3. Комплект карточек по теме «Геометрические фигуры» -1.

4. Модели геометрических тел -10
 

Заключение

Одним и важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. При этом образованию обучающихся с ОВ3 уделяется отдельное внимание и это правильно. Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания. Эта идея реализуется в рамках мероприятий Национальной обра3овательной инициативы «Наша нова школа». Новая школа – это школа для всех, которая должна обеспечить социализацию детей с ОВ3, детей-инвалидов, детей, находящихся в жизненно трудной ситуации. Новая школа – это центр взаимодействия всех участников образовательных отношений. ФГОС является основой для разработки адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВ3.

Реализация адаптированной программы в школе направлена на формирование у  обучающихся, воспитанников  жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.

В реультате освоения программы обучающиеся с ОВ3 овладеют поле3ными для них 3УН, достигнут максимально доступного им уровня жизненной компетенции, освоят нормы социального поведения, реализуют их в условиях семьи и гражданского общества


Список литературы

  • Закон Псковской области «Об образовании Псковской области». //Псковская правда, 2014, № 41 (от 05.03.), ст.3. п. 8, 13; ст.4. п.3; ст.9. п.2 (г); ст.14. п.4; ст. 31. п.5.

    Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: Учеб.пособие для студентов пед. вузов. В 2-х ч. Ч. 1 / Н. Н. Малофеев. М.: Просвещение, 2010;

Боршова Е.М., Логинова Г.И. Коррекционно-развивающие упражнения для

учащихся 5-8 классов: Пособие для учителей.М., 1993

3. Инклюзивное образование: методология, практика, технология:

Материалы Международной научно-практической конференции / Моск. гор. психол.-пед.

ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011;

4. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями

здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от

18.04.2008 № АФ-150/06;
5. Винокурова И.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М. 1999г.


Электронно-образовательные ресурсы и Интернет -ресурсы

http://www.zavuch.info /

http://stranicdefektolog.blogspot.com /

http://www.menobr.ru/about/res_obr /

http://pedsovet.su/load/324-1-0-37831

Коррекционная педагогика

http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped /

ПРИЛОЖЕНИЕ : Контрольные работы 5 класс

1 четверть

1. Вычисли:

900 + 2 = 654 – 4 =

307 – 7 = 827 + 62 =

200 + 59 = 679 – 37 =

325 – 25 = 830 – 100 =

2. Выполни действия:

102 + 245 – 203 =

946 - (331 + 100) =

3. С помощью линейки и циркуля построй равнобедренный треугольник, если его основание 3см., а боковые стороны по 4 см.

4. Реши задачу:

В первый день туристы проехали 345 км., во второй день – на 104 км. меньше, а в третий день– на 203 км. больше, чем во второй день. Сколько километров туристы проехали в третий день?

2четверть

1. Выполни действия:

476 + 505 = 625 – 376 =

628 + 132 = 400 – 185 =

385 + 427 = 1000 – 708 =

2. На сколько 510 больше, чем 321? Запиши примером.

3. Во сколько раз 6 меньше 36? Запиши примером.

4. Построй прямоугольник АМКС, у которого АМ = 3 см., МК = 4 см. Вычисли периметр

прямоугольника АМКС.

5. Реши задачу:

В заповеднике живут 223 лося, кабанов – на 54 меньше, чем лосей, и 189 зубров. Сколько

лосей, кабанов и зубров живут в заповеднике?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.