Адаптированная образовательная программа обучения детей с ОВЗ «Чудеса своими руками» (1–6 классы)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7
тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru
Принята на заседании методического совета ДДТ протокол № ___ от «___» _________________ 2019 г. |
Утверждено приказом Директора МБУ ДО «ДДТ» № ____, от «_____»_________2019 г.
|
|
|
Адаптированная образовательная программа
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
«Чудеса своими руками»
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественная
Вид деятельности: декоративно -прикладное творчество
Составиель:
педагог дополнительного образования
А.В. Ильина
Норильск
Пояснительная записка
Программа призвана помочь детям, имеющим интерес и склонность к занятиям декоративно-прикладным творчеством, реализовать свои творческие способности, создать свой, неповторимый сказочный мир.
Программа «Чудеса своими руками» позволяет развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ОВЗ. Основная идея, пронизывающая программу – создание условий для возможности ребенку реализовать свой творческий потенциал, раскрыть в себе новые качества. Особое внимание уделяется формированию духовности ребенка, культурных потребностей, созданию условий для обретения комфортности, защищенности.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала обучающегося, через основы декоративно – прикладного творчества.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
формирование начальных знаний по декоративно-прикладному искусству;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.
приобретение знаний умений и навыков в различных техниках декоративно прикладного творчества;
обучение безопасной работе с различными материалами и инструментами;
расширение ассоциативных возможностей мышления, развитие творческого мышления;
воспитание самостоятельности и уверенности в себе.
Ценность программы заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и создать благоприятные условия для его самореализации и самовыражения в продуктах творчества.
Ее актуальность основывается на постоянно растущем интересе обучающегося к декоративно – прикладному творчеству.
Режим организации занятий
Программа «Чудеса своими руками» рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в год – 72 часа.
Количество занятий в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом.
Для включения, обучающегося в продуктивную деятельность, стимулирования его познавательной и творческой активности, занятия строятся поэтапно:
задачи, план работы;
использование материалов и инструментов по направлению деятельности;
самостоятельная творческая деятельность (наглядность, доступность);
подведение итогов.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо иметь просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, кроме того в кабинете должны быть в наличии стеллажи или подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования.
Для работы требуются следующие материалы и инструменты:Фетр, нитки разных цветов, пуговицы, иглы разной толщины, клей, картон, рамки для работ, ножницы, кусочки ткани, бусины, пайетки, бисер.
Учебный кабинет должен быть оснащен
методическими и дидактическими материалами;
аудио- и видеотекой;
фондом детских работ;
собрание книг, альбомов, журналов, справочников, диапозитивов, видеофильмов, помогающих проиллюстрировать учебную тему
компьютером.
Предполагаемые результаты
Знать:
способы сочетания различных материалов;
основы цветоведения;
правила безопасной работы с инструментами и материалами
способы оформления готовой работы.
Уметь:
сочетать материалы в одной композиции;
правильно пользоваться материалами и инструментами;
работать с шаблонами.
Учебно-тематический план
№
|
Название разделов, тем. |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
теории |
практики |
|||
I |
Введение |
2 |
2 |
- |
II |
Чудеса из фетра |
26 |
10 |
16 |
III |
Чудеса из ткани |
20 |
6 |
14 |
IV |
Чудеса из бисера |
22 |
6 |
16 |
V |
Подведение итогов |
2 |
2 |
- |
|
Итого: |
72 |
26 |
46 |
Содержание программы
Программа индивидуального обучения «Чудеса своими руками» состоит из разделов:
Введение (2ч.)
Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Виды занятий по декоративно-прикладному творчеству. Основные формы работы. Демонстрация работ учащихся прошлых лет.
Правила техники безопасности в кабинете, в учреждении. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. Правила противопожарной безопасности.Просмотр журналов, видео презентаций по изобразительному искусству.
Чудеса из фетра (26ч.)
Введение в предмет. Знакомство с материалами. Основы цветоведения, теплые и холодные тона цветовой гаммы. В этом разделе предоставлены задания, в которых мера участия педагога,преобладает в работе ребёнка. Формируется умение работать с шаблонами, создание композиций из фетра в технике аппликации.
Практическая работа: «Букет для мамы»,«Снежинка», «Ёлочка», «Сладости и радости» «Куколка», «Любимое животное», «Дерево счастья», «Великая память», «Герб нашего города», «Мой любимый город".
Чудеса из ткани (20ч.)
Технология шитья. Особенности работы с тканью в техниках аппликации, шитья. Декоративное сочетание элементов в композиции (бисер, пайетки, пуговицы, нитки).
Практическая работа: «Цветочная поляна», «В мире животных», «Моя семья», «Фрукты – ягоды», «Рождественские истории», «Любимая игрушка», «Весенний букет».
Чудеса из бисера(22ч.)
Работа с проволокой, леской, бусинами, схемами в технике низания на проволочной основе. Соблюдение правил безопасности на занятиях с проволокой.
Практическая работа: «В мире животных», «Цветы», «Дары природы», «Насекомые», «Веселые человечки», «Чудо-дерево».
Подведение итогов (2ч.)
Подведение итогов работы за год; итоговая диагностика.
Проведение диагностических тестирований планируется проводить вначале года (первичное), в середине года (текущее) и в конце года (итоговое).
Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному. Подбирается материал в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, создав при этом ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Ребенку даются теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о способах работы с материалом. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в практической деятельности.
Обучающиеся, после объяснения, приступают к работе. В рамках здоровъесберегающих технологий во время практической работы полезно проводить игровую разминку для кистей рук, для глаз, физкультминутки. При проведении практических работ с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у обучающегося имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации в виде домашнего задания.
На первых занятиях особенно важно похвалить ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Немаловажную роль в учебном процессе играет практический метод (знакомство с приемами и способами выполнения), который может проводиться в виде беседы, объяснения приемов работы, демонстрации приемов (объяснение правил последовательности выполнения работы в целом и
отдельных ее частей), образцов, наглядных пособий. По окончании работы по теме, разбираются недостатки, имевшие место в ходе работы в целом и у отдельных обучающихся и пути решения.
Программа предусматривает участие в различных творческих конкурсах и выставках, это является стимулирующим элементом необходимым в процессе обучения.
Литература для педагога.
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
Бояринова С.-М.: АСТ, 2010 Технология.
Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.: Просвещение,2007. – 265с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 275с.
Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова - Волгоград: Учитель, 2008. – 268с.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –М.: Просвещение, 2013.- 42с.
Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Е.М. Мастюкова. А.Г.Московкина. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Литература для детей.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986.
Романова Л.А., Магия бисера - Феникс 2005
Соколова Ю., Сидорова Ю. Мягкая игрушка. – СПБ.: Литеро, 1999
Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.