Адаптированная образовательная программа обучения детей с ОВЗ «Чудеса своими руками» (1–6 классы)

3
0
Материал опубликован 23 July 2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7

тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru

 

 

Принята на заседании

методического совета ДДТ

протокол № ___

от «___» _________________ 2019 г.

Утверждено приказом

Директора МБУ ДО «ДДТ»

№ ____, от «_____»_________2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная образовательная программа

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Чудеса своими руками»

Срок реализации: 1 год

Направленность: художественная

Вид деятельности: декоративно -прикладное творчество

Составиель:

педагог дополнительного образования

А.В. Ильина

Норильск

Пояснительная записка

Программа призвана помочь детям, имеющим интерес и склонность к занятиям декоративно-прикладным творчеством, реализовать свои творческие способности, создать свой, неповторимый сказочный мир.

Программа «Чудеса своими руками» позволяет развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ОВЗ. Основная идея, пронизывающая программу – создание условий для возможности ребенку реализовать свой творческий потенциал, раскрыть в себе новые качества. Особое внимание уделяется формированию духовности ребенка, культурных потребностей, созданию условий для обретения комфортности, защищенности.

Цель программы:

Развитие творческого потенциала обучающегося, через основы декоративно – прикладного творчества.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

формирование начальных знаний по декоративно-прикладному искусству;

развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.

приобретение знаний умений и навыков в различных техниках декоративно прикладного творчества;

обучение безопасной работе с различными материалами и инструментами;

расширение ассоциативных возможностей мышления, развитие творческого мышления;

воспитание самостоятельности и уверенности в себе.

Ценность программы заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и создать благоприятные условия для его самореализации и самовыражения в продуктах творчества.

Ее актуальность основывается на постоянно растущем интересе обучающегося к декоративно – прикладному творчеству.

 

Режим организации занятий

 

Программа «Чудеса своими руками» рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в год – 72 часа.

Количество занятий в неделю - 2 часа.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом.

Для включения, обучающегося в продуктивную деятельность, стимулирования его познавательной и творческой активности, занятия строятся поэтапно:

задачи, план работы;

использование материалов и инструментов по направлению деятельности;

самостоятельная творческая деятельность (наглядность, доступность);

подведение итогов.

 

Условия реализации программы

 

Для реализации программы необходимо иметь просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, кроме того в кабинете должны быть в наличии стеллажи или подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования.

Для работы требуются следующие материалы и инструменты:Фетр, нитки разных цветов, пуговицы, иглы разной толщины, клей, картон, рамки для работ, ножницы, кусочки ткани, бусины, пайетки, бисер.

Учебный кабинет должен быть оснащен

методическими и дидактическими материалами;

аудио- и видеотекой;

фондом детских работ;

собрание книг, альбомов, журналов, справочников, диапозитивов, видеофильмов, помогающих проиллюстрировать учебную тему

компьютером.

 

Предполагаемые результаты

Знать:

способы сочетания различных материалов;

основы цветоведения;

правила безопасной работы с инструментами и материалами

способы оформления готовой работы.

 

Уметь:

сочетать материалы в одной композиции;

правильно пользоваться материалами и инструментами;

работать с шаблонами.


 

Учебно-тематический план

 

 

 

Название разделов, тем.

Общее кол-во часов

В том числе

теории

практики

I

Введение

2

2

-

II

Чудеса из фетра

26

10

16

III

Чудеса из ткани

20

6

14

IV

Чудеса из бисера

22

6

16

V

Подведение итогов

2

2

-

 

Итого:

72

26

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Программа индивидуального обучения «Чудеса своими руками» состоит из разделов:

Введение (2ч.)

Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Виды занятий по декоративно-прикладному творчеству. Основные формы работы. Демонстрация работ учащихся прошлых лет.

Правила техники безопасности в кабинете, в учреждении. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. Правила противопожарной безопасности.Просмотр журналов, видео презентаций по изобразительному искусству.

 

Чудеса из фетра (26ч.)

Введение в предмет. Знакомство с материалами. Основы цветоведения, теплые и холодные тона цветовой гаммы. В этом разделе предоставлены задания, в которых мера участия педагога,преобладает в работе ребёнка. Формируется умение работать с шаблонами, создание композиций из фетра в технике аппликации.

Практическая работа: «Букет для мамы»,«Снежинка», «Ёлочка», «Сладости и радости» «Куколка», «Любимое животное», «Дерево счастья», «Великая память», «Герб нашего города», «Мой любимый город".

 

Чудеса из ткани (20ч.)

Технология шитья. Особенности работы с тканью в техниках аппликации, шитья. Декоративное сочетание элементов в композиции (бисер, пайетки, пуговицы, нитки).

Практическая работа: «Цветочная поляна», «В мире животных», «Моя семья», «Фрукты – ягоды», «Рождественские истории», «Любимая игрушка», «Весенний букет».

 

Чудеса из бисера(22ч.)

Работа с проволокой, леской, бусинами, схемами в технике низания на проволочной основе. Соблюдение правил безопасности на занятиях с проволокой.

Практическая работа: «В мире животных», «Цветы», «Дары природы», «Насекомые», «Веселые человечки», «Чудо-дерево».

 

Подведение итогов (2ч.)

Подведение итогов работы за год; итоговая диагностика.

 

Проведение диагностических тестирований планируется проводить вначале года (первичное), в середине года (текущее) и в конце года (итоговое).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному. Подбирается материал в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, создав при этом ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Ребенку даются теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о способах работы с материалом. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в практической деятельности.

Обучающиеся, после объяснения, приступают к работе. В рамках здоровъесберегающих технологий во время практической работы полезно проводить игровую разминку для кистей рук, для глаз, физкультминутки. При проведении практических работ с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у обучающегося имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации в виде домашнего задания.

На первых занятиях особенно важно похвалить ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Немаловажную роль в учебном процессе играет практический метод (знакомство с приемами и способами выполнения), который может проводиться в виде беседы, объяснения приемов работы, демонстрации приемов (объяснение правил последовательности выполнения работы в целом и

отдельных ее частей), образцов, наглядных пособий. По окончании работы по теме, разбираются недостатки, имевшие место в ходе работы в целом и у отдельных обучающихся и пути решения.

Программа предусматривает участие в различных творческих конкурсах и выставках, это является стимулирующим элементом необходимым в процессе обучения.

Литература для педагога.

 

Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.

Бояринова С.-М.: АСТ, 2010 Технология.

Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.: Просвещение,2007. – 265с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 275с.

Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова - Волгоград: Учитель, 2008. – 268с.

Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –М.: Просвещение, 2013.- 42с.

Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Е.М. Мастюкова. А.Г.Московкина. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.

 

Литература для детей.

 

Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.

Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986.

Романова Л.А., Магия бисера - Феникс 2005

Соколова Ю., Сидорова Ю. Мягкая игрушка. – СПБ.: Литеро, 1999

Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.

Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации