12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Алена Валерьевна47
Россия, Красноярский край, Норильск

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7

тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru

 

 

Принята на заседании

методического совета ДДТ

протокол № ___

от «___» _________________ 2019 г.

Утверждено приказом

Директора МБУ ДО «ДДТ»

№ ____, от «_____»_________2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная образовательная программа

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Чудеса своими руками»

Срок реализации: 1 год

Направленность: художественная

Вид деятельности: декоративно -прикладное творчество

Составиель:

педагог дополнительного образования

А.В. Ильина

Норильск

Пояснительная записка

Программа призвана помочь детям, имеющим интерес и склонность к занятиям декоративно-прикладным творчеством, реализовать свои творческие способности, создать свой, неповторимый сказочный мир.

Программа «Чудеса своими руками» позволяет развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ОВЗ. Основная идея, пронизывающая программу – создание условий для возможности ребенку реализовать свой творческий потенциал, раскрыть в себе новые качества. Особое внимание уделяется формированию духовности ребенка, культурных потребностей, созданию условий для обретения комфортности, защищенности.

Цель программы:

Развитие творческого потенциала обучающегося, через основы декоративно – прикладного творчества.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

формирование начальных знаний по декоративно-прикладному искусству;

развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.

приобретение знаний умений и навыков в различных техниках декоративно прикладного творчества;

обучение безопасной работе с различными материалами и инструментами;

расширение ассоциативных возможностей мышления, развитие творческого мышления;

воспитание самостоятельности и уверенности в себе.

Ценность программы заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и создать благоприятные условия для его самореализации и самовыражения в продуктах творчества.

Ее актуальность основывается на постоянно растущем интересе обучающегося к декоративно – прикладному творчеству.

 

Режим организации занятий

 

Программа «Чудеса своими руками» рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в год – 72 часа.

Количество занятий в неделю - 2 часа.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом.

Для включения, обучающегося в продуктивную деятельность, стимулирования его познавательной и творческой активности, занятия строятся поэтапно:

задачи, план работы;

использование материалов и инструментов по направлению деятельности;

самостоятельная творческая деятельность (наглядность, доступность);

подведение итогов.

 

Условия реализации программы

 

Для реализации программы необходимо иметь просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, кроме того в кабинете должны быть в наличии стеллажи или подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования.

Для работы требуются следующие материалы и инструменты:Фетр, нитки разных цветов, пуговицы, иглы разной толщины, клей, картон, рамки для работ, ножницы, кусочки ткани, бусины, пайетки, бисер.

Учебный кабинет должен быть оснащен

методическими и дидактическими материалами;

аудио- и видеотекой;

фондом детских работ;

собрание книг, альбомов, журналов, справочников, диапозитивов, видеофильмов, помогающих проиллюстрировать учебную тему

компьютером.

 

Предполагаемые результаты

Знать:

способы сочетания различных материалов;

основы цветоведения;

правила безопасной работы с инструментами и материалами

способы оформления готовой работы.

 

Уметь:

сочетать материалы в одной композиции;

правильно пользоваться материалами и инструментами;

работать с шаблонами.


 

Учебно-тематический план

 

 

 

Название разделов, тем.

Общее кол-во часов

В том числе

теории

практики

I

Введение

2

2

-

II

Чудеса из фетра

26

10

16

III

Чудеса из ткани

20

6

14

IV

Чудеса из бисера

22

6

16

V

Подведение итогов

2

2

-

 

Итого:

72

26

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Программа индивидуального обучения «Чудеса своими руками» состоит из разделов:

Введение (2ч.)

Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Виды занятий по декоративно-прикладному творчеству. Основные формы работы. Демонстрация работ учащихся прошлых лет.

Правила техники безопасности в кабинете, в учреждении. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. Правила противопожарной безопасности.Просмотр журналов, видео презентаций по изобразительному искусству.

 

Чудеса из фетра (26ч.)

Введение в предмет. Знакомство с материалами. Основы цветоведения, теплые и холодные тона цветовой гаммы. В этом разделе предоставлены задания, в которых мера участия педагога,преобладает в работе ребёнка. Формируется умение работать с шаблонами, создание композиций из фетра в технике аппликации.

Практическая работа: «Букет для мамы»,«Снежинка», «Ёлочка», «Сладости и радости» «Куколка», «Любимое животное», «Дерево счастья», «Великая память», «Герб нашего города», «Мой любимый город".

 

Чудеса из ткани (20ч.)

Технология шитья. Особенности работы с тканью в техниках аппликации, шитья. Декоративное сочетание элементов в композиции (бисер, пайетки, пуговицы, нитки).

Практическая работа: «Цветочная поляна», «В мире животных», «Моя семья», «Фрукты – ягоды», «Рождественские истории», «Любимая игрушка», «Весенний букет».

 

Чудеса из бисера(22ч.)

Работа с проволокой, леской, бусинами, схемами в технике низания на проволочной основе. Соблюдение правил безопасности на занятиях с проволокой.

Практическая работа: «В мире животных», «Цветы», «Дары природы», «Насекомые», «Веселые человечки», «Чудо-дерево».

 

Подведение итогов (2ч.)

Подведение итогов работы за год; итоговая диагностика.

 

Проведение диагностических тестирований планируется проводить вначале года (первичное), в середине года (текущее) и в конце года (итоговое).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному. Подбирается материал в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, создав при этом ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Ребенку даются теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о способах работы с материалом. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в практической деятельности.

Обучающиеся, после объяснения, приступают к работе. В рамках здоровъесберегающих технологий во время практической работы полезно проводить игровую разминку для кистей рук, для глаз, физкультминутки. При проведении практических работ с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у обучающегося имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации в виде домашнего задания.

На первых занятиях особенно важно похвалить ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Немаловажную роль в учебном процессе играет практический метод (знакомство с приемами и способами выполнения), который может проводиться в виде беседы, объяснения приемов работы, демонстрации приемов (объяснение правил последовательности выполнения работы в целом и

отдельных ее частей), образцов, наглядных пособий. По окончании работы по теме, разбираются недостатки, имевшие место в ходе работы в целом и у отдельных обучающихся и пути решения.

Программа предусматривает участие в различных творческих конкурсах и выставках, это является стимулирующим элементом необходимым в процессе обучения.

Литература для педагога.

 

Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.

Бояринова С.-М.: АСТ, 2010 Технология.

Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.: Просвещение,2007. – 265с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 275с.

Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова - Волгоград: Учитель, 2008. – 268с.

Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –М.: Просвещение, 2013.- 42с.

Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Е.М. Мастюкова. А.Г.Московкина. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.

 

Литература для детей.

 

Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.

Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986.

Романова Л.А., Магия бисера - Феникс 2005

Соколова Ю., Сидорова Ю. Мягкая игрушка. – СПБ.: Литеро, 1999

Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.

Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.