Адаптированная образовательная рабочая программа учебного предмета биология биология (для детей с ОВЗ), 9 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Жуковки «Лицей №1 имени Героя Советского Союза Дмитрия Сергеевича Езерского» |
|
РАССМОТРЕНО Руководитель предметной кафедры учителей предметов естественно-научного цикла _____________ Н.П. Ужачкиной «25» августа 2017 года Протокол №1 от 25.08.2016 |
УТВЕРЖДЕНО приказом №195 от «30» августа 2017 года Директор ___________ ИА Котова |
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
биология
(для детей с ОВЗ)
9КЛАСС
Согласовано Заместитель директора по УВР _________________ Васюткина ЕА «25» августа 2017 года |
Программа разработана учителем первой квалификационной категории Логиновой Т.В. |
Принято к реализации педагогическим советом МАОУ г. Жуковки «Лицей №1 им. ДС Езерского» протокол №1 от «30» августа 2017 года
Срок реализации: 1 год (2017-2018 учебный год)
ЖУКОВКА – 2017 г.
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п.6 ст.28.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утв. приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089);
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобразования № 1312 от 05.03.2004 года
Базисный учебный план 5- 9 классов ОО Брянской области на 2017 – 18 учебный год, утв. приказом департамента образования и науки Брянской области № 680 от 14.04.2017 года
Индивидуальный учебный план МАОУ г. Жуковки « Лицей №1им.Д.С.Езерского» на 2017 – 18 уч. год
Календарный учебный график МАОУ г. Жуковки « Лицей №1им.Д.С.Езерского» на 2017 – 18 уч. год
Положение об адаптированной рабочей программе, утв. приказом по МАОУ г. Жуковки «Лицей №1 им. Д.С. Езерского» №17 от 17.01.2017 года
Авторская программа по биологии, которая лежит в основе учебников для 5–9 классов, издательский центр «Вентана-Граф» , авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
Учебники: биология. 8 класс (авт. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.), биология. 9 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М.). Учебники рекомендованы (допущенны) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576)
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области
«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
структурно-уровневая организация живой природы;
ценностное и экокультурное отношение к природе;
практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Важными коррекционными задачами курса биологии являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по биологии вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР и УО в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. При изучении нового материала обязательно происходит многократное повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь биологии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Психолого-педагогическая характеристика учащейся 9б класса
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Елизаветы
В ходе исследования было установлено, что по характеру Елизавета добрая, отзывчивая, открыта для общения. Знает нормы поведения в обществе. В общении с взрослыми проявляет интерес.
Жалобы родителей и педагогов соответствуют заболеванию. Представления об окружающем мире, социально – бытовые ориентировки сформированы. Мелкая моторика сформирована недостаточно. Проявила высокую мотивацию, среднюю критичность, работоспособность. Темп деятельности средний. Уровень произвольного внимания соответствует возрасту, однако легко отвлекается на внешние раздражители. Легкая задержка психического развития. Запоминает быстро и надолго, преобладает зрительная память. Нарушение речевого развития, имеются дефекты, объясняющиеся заболеванием.
Представления о пространственных и временных отношения сформированы. Особенностями конструктивной и графической деятельности –соответствует состоянию здоровья. С позиции эмоционально – личностной и мотивационно – волевой сферы девочка доброжелательная, любопытная. Самооценка адекватная, волевые качества личности сформированы. Преобладает жизнерадостное настроение.
Психологическое заключение: уровень актуального развития соответствует возрастной нормы
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс природоведения, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе природоведения рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физикохимические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.).
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Программа по биологии на этапе основного общего образования по индивидуальному учебному плану МАОУ Лицей №1 г. Жуковки составлена отводит 0, 5 часа классах по индивидуальному учебному плану МАОУ Лицей №1 г. Жуковки отводит 0, 5 часа в неделю, в год 34 часа).
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации
Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
поэтапное формирование умственных действий;
опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы и тесты в 9 классе:
Количество часов за неделю\ год |
0,5 часа в неделю, 17 часов за год |
|
Из них |
1 полугодие |
2 полугодие |
8 |
9 |
|
Контроль ЗУН учащихся: тестовые, контрольные, проверочные |
Контрольные- 1 Тестовые-3 |
Контрольные- 1 Тестовые-3 |
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 17 учебных часа из расчета 0,5 учебных часа в неделю.
Содержание учебного предмета
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Общие биологические закономерности
1. Введение в основы общей биологии (1 ч.)
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Особенность региональной флоры и фауны.
2. Основы учения о клетке (3 ч.)
Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (1ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (3ч)
Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (2ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (1ч)
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот.
Этапы развития жизни на Земле. Эволюция наземных растений. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
7. Учение об эволюции (2ч)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора.
Современные представления об эволюции органического мира. Популяция как форма существования вида и единица эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
8. Происхождение человека (антропогенез) (1ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы.
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
9. Основы экологии (2ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Биотические связи в природе.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Заключение (1ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. Итоговый контроль и тестирование.
Учебно-тематическое планирование в 9 классе
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Введение в основы общей биологии |
1 |
2 |
Основы учения о клетке |
3 |
3 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
2 |
4 |
Основы учения о наследственности и изменчивости. |
3 |
5 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
2 |
6 |
Происхождение жизни и развитие органического мира. |
1 |
7 |
Учение об эволюции. |
2 |
8 |
Происхождение человека (антропогенез) |
1 |
9 |
Основы экологии |
2 |
10 |
Заключение |
1 |
Итого: |
17 |
Материально-технического обеспечение образовательного процесса
Учебники Федерального перечня, в которых реализована данная программа.
Биология. 9 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М.).
- И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009
- «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2011
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
- wwwHYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/".HYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/"bioHYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/".1HYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/"septemberHYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/".HYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/"ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
-«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
- Кучменко В.С., Суматохин С.В. «Биология. Животные. Методическое пособие». Москва,
«Вентана-Граф», 2003 год.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.
- Контрольно-измерительный материал. Биология 9 класс.-М.:ВАКО,2013
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик должен.
3нать и понимать:
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия биологии;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Уметь:
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные.
составлять план, конспект;
владеть языком предмета.
Применять знания и умения:
соблюдать правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для дальнейшего устойчивого сосуществования человека и природы;
прогнозировать возможные последствия своей деятельности для существования отдельных видов растений, животных, встречающихся в данной местности, нуждающихся в охране по причине изменения мест обитания и сокращающейся численности.
Календарно – тематическое планирование учебного предмета биология 9 класс
0,5 часа в неделю (17 ч в год)
№ |
Дата проведения |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
1.Введение в основы общей биологии (1ч) |
|||
|
6.09 |
Биология – наука о живом мире Многообразие форм жизни, их роль в природе. |
Раб.с таблицей Сам.раб.суч-ком Раб.под рук-м уч-ля |
2.Основы учения о клетке (3ч) |
|||
1 (2) |
20.09 |
Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Химический состав клетки. |
Слушание объясн. уч-ля. Раб.под рук. уч-ля |
2 (3) |
4.10 |
Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро, мембранные и немембранные органоиды |
Слушание объясн. уч-ля. Зап. табл. |
3 (4) |
18.10 |
Обмен веществ – основа существования клеток. |
Слушание объясн. уч-ля. Зап. табл. Зарис.схем |
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (1 ч.) |
|||
1 (5) |
1.11 |
Типы размножения организмов. Деление клетки: митоз и мейоз. Оплодотворение. Онтогенез. |
Слушание объясн. уч-ля. Зарис.схем Зап. табл. |
4. Основы учения о наследственности и изменчивости.(3 ч.) |
|||
1 (6) |
22.11 |
Основные понятия генетики. Закономерности изменчивостии наследственности организмов. |
Слушание объясн. уч-ля. Раб.сдоп.лит. Заслуш.сообщ. |
2 (7) |
6.12 |
Генетические опыты Г. Менделя |
Решение задач |
3 (8) |
20.12 |
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. |
Слушание объясн. уч-ля. Раб.сдоп.лит. Заслуш.сообщ. |
5. Основы селекции (2 ч.) |
|||
1(9) |
17.01 |
Генетические основы селекции организмов. Особенности селекции растений. Достижения селекции растений. |
Слушание объясн. уч-ля. Раб.с доп.лит. Заслуш.сообщ. |
2 (10) |
31.01 |
Особенности селекции животных. Достижения селекции животных. Биотехнология (проверочная работа). |
Раб.с доп.лит. Заслуш.сообщ. Зап. табл. |
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (1 ч.) |
|||
1 (11) |
14.02 |
Теории возникновения жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле. |
Слушание объясн. уч-ля Зап. табл. Раб.с доп.лит. Сам.раб. по уч-ку |
7. Учение об эволюции (2 ч.) |
|||
1 (12) |
28.02 |
Основные положение теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.Вид, его критерии. Популяция. Видообразование. |
Слушание объясн. уч-ля. Раб.с доп.лит. Заслуш.сообщ. |
2 (13) |
7.03 |
Понятие о макроэволюции и микроэволюции. |
Слушание объясн. уч-ля. Раб.с доп.лит. |
8. Происхождениечеловека(1 ч.) |
|||
1 (14) |
21.03 |
Антропогенез.Человеческие расы, их родство и происхождение. |
Раб.с доп.лит. Заслуш.сообщ |
9. Основы экологии (2ч.) |
|||
1 (15) |
11.04 |
Экология-наука о взаимосвязях с окружающей средой. Экологические понятия.Факторы среды. |
Слушание объясн. уч-ля. Раб.под рук. уч-ля |
2 (16) |
25.04 |
Понятие о биогеоценозы, экосистемы и биоценозе. Биосфера как глобальная экосистема. Биологические круговорот веществ и поток энергии. |
Слушание объясн. уч-ля. Зап. табл. Раб.с доп.лит. |
10. Заключение (1 ч.) |
|||
1 (17) |
9.05 |
Биологическое разнообразие и его значение в жизни природы. Итоговый контроль. |
Обобщение.Вып.конр.работы |
ИТОГО |
17 ч |