12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Геннадьевна1100
Преподаватель художественного отделения МОУ ДО «Обуховская ДШИ» (Высшая квалификационная категория). Преподаватель «Живописи» в КГПК, факультет дизайна. Образование высшее , профессиональное, КГПК ХГФ, НТГСПА,ХГФ.
Россия, Свердловская обл., Камышлов
1

План – конспект урока «Особенности композиции Исторического портрета. Елизавета Федоровна Романова: «Алапаевские мученики: Столетие подвига»»

План – конспект урока «Обуховская ДШИ»

«Композиция прикладная» - 7 класс .

На тему: Особенности композиции Исторического портрета. Елизавета Федоровна Романова: «Алапаевские мученики: Столетие подвига»

Раздел: Композиция портрета

Автор: Лабазина М.Г. преподаватель «Основ изобразительной грамоты», «Живописи», «Рисунка», «Цветоведения».

Цель: Способствовать формированию представлений учащихся о композиции портрета ,исторического портрета, об особенностях и законах его построения на плоскости. А также познакомить с жизнью и деятельностью Елизаветы Федоровны Романовой, как личности исторически важной для Уральского края и России в целом.

Задачи:

1Способствовать формированию представлений учащихся, об истории развития композиции портрета, как способа исторической жанровой летописи.

2Способствовать развитию умения учащихся последовательно работать над композицией «исторического портрета»,(на примере личности Елизаветы Федоровны Романовой) а также умения отбирать выразительные средства, материалы в соответствии с идеей.

3 Формирование эмоционально-ценностного отношения к истории родного края.

4Развитие умений работы живописными,графическими материалами, по различной основе,(ватман,тонированная бумага,картон))

5 Способствовать развитию творческой фантазии, а так же эстетического вкуса и культуры труда.

Оборудование для учителя: оформление доски. Репродукции , таблицы (выразительные средство композиции), работы учащихся.

Оборудование для учащихся:, Листы для эскизов, формат А3, художественные материалы, графит,гуаш,.

Тема рассчитана на 4урока ,1 урок длится 45мин.

Зрительный ряд. (Репродукции)Статуя Елизаветы Федоровны Романовой в Вестминстерском аббатстве в числе мучеников XX века; Фридрих Август фон Каульбах. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна; А.Оранская Княгиня милосердия Елизавета Федоровна;Репродукции исторических фотографий царской семьи «Дома Романовых»,Репродукции исторических портретов, Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова;и.т.д

Ход урока.

1. Организационный момент (2 минут).

2. Вводная беседа по теме урока. (5минут).

3. Сообщение новых знаний (20 минут).

4 Беседа с учащимися. (3минут)

4. Закрепление материала, Практическая работа (15 минут).

5.Обьяснение домашнего задания. Подведение итогов (2 минут).

Далее 3 урока направлены только на непосредственно практическую деятельность учащихся. И попытку создание художественной композиции исторического портрета.

I Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

IIВведение в новую тему.

Ребята, сегодня мы отправимся в далекое путешествие во времени, в далекие времена, когда живопись и рисунок были главными средствами передачи исторических знаний. А фотоискусство только зарождалось Поэтому сегодня мы с вами можем называться путешественниками во времени.

III Сообщение новых знаний

В истории русского искусства портрет занимает особое место. По сравнению с западноевропейской живописью, на Руси портретный жанр возник довольно поздно, но именно он стал первым светским жанром в искусстве, с него началось освоение художниками реального мира. Восемнадцатое столетие часто называют «веком портрета». Первым русским художником, учившимся в Италии и достигшим несомненного мастерства в портретном жанре, был И. Н. Никитин. Художники второй пол. 18 в. научились виртуозно передавать многообразие окружающего мира - тонкие серебристые кружева, переливы бархата, блеск парчи, мягкость меха, теплоту человеческой кожи. Работы крупнейших портретистов (Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова) представляли не столько конкретного человека, сколько общечеловеческий идеал.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Значимость запечатлённого события позволяет разграничивать собственно исторический жанр и произведения на исторические темы, близкие бытовому жанру. Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др.) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. К произведениям исторического жанра можно отнести священные изображения, связанные с культом предков, размещённые в святилищах - гробницах и храмах. В России основой развития исторического жанра, его предысторией стали иконопись и средневековая храмовая монументальная живопись, основным содержанием которых были сюжеты Священного Писания и Священного Предания. В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах [«Чудо от иконы "Знамение"» («Битва новгородцев с суздальцами»), 1460-е годы; Но что же тогда ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ? Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).

Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:

Аллегорический

Мифологический

Исторический

Семейный портрет

Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.

Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

В России исторический жанр получил дальнейшее развитие в XVIII—XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств. Ведущая роль принадлежала большой по размерам тематической картине (А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов)

А теперь давайте рассмотрим структуру построения композиции портрета, в том числе и исторического.

1 В любой композиции, в том числе, на портрете, должны быть смысловые центры, которые притягивают взгляд человека к себе. В композиции эти области наибольшего визуального интереса определяются классическим правилом третей и находятся на пересечении определенных линий (см. схему ниже

2 В любом портрете должно присутствовать ощущение направления. Его можно добиться, оставляя перед объектом изображения больше пространства, а сзади наоборот, меньше. Почему так? Такое расположение объекта вызывает у нас ощущение движения и показывает его направление.- (закон динамики)

Интересный факт! Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории — из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков Интересный факт! Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории — из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков

Кроме того, правило треугольника применимо и к групповым портретам: в центре располагается самый высокий человек, а рост остальных уменьшается к границам композиции. Встречаются и другие фигуры в построении композиции: например, в виде букв C, V, T, L и S.

цель наклонной композиции — добавить больше динамики в портрет, усилить эффект движения. Статические позы в наклонном варианте порой смотрятся не очень выигрышно, создается впечатление, что герои падают, подпирают стенки

 

Прямоугольные схемы построения композиции портрета .способствуют передачи возвышенности, значимости главной фигуры.

Исторический портрет Ивана Грозного написан Виктором Васнецовым в 1897 на основе изучения художником древностей и впечатлений от театральных постановок

IV Беседа с учащимися

Ребята, расскажите, пожалуйста, что такое исторический портрет?

Какие схемы композиции портрета. (исторического портрета )вы запомнили.?

Какое значение имеют исторические портреты для культурного наследия? V Закрепление материала.

Практическая работа.

Задание.

1 Составить схему исторического портрета, Елизаветы Федоровна Романовой, основываясь на особенностях данной личности ,ее жизни и деятельности.( «Алапаевские мученики: Столетие подвига»)раскрытие личности в презентации Елезавета Федоровна)

2 Выполнение композиции исторического портрета, по составленному эскизу, с изучением характерных черт лица героя, и его индивидуальных особенностей .(репродукции, фотографии «Дома Романовых»)Работа рассчитана на 3 урока, материал по выбору, формат А3,(А2)

Подумайте, пожалуйста, над расположением листа бумаги (вертикаль, горизонталь).

Практическая работа.

Индивидуальная работа с учащимися.

Помощь при изображении и переносе эскиза на стену.(ДШИ№1)

VI Подведение итогов урока.

На доску вывешиваются результаты деятельности учащихся.

нахождение плюсов и минусов соответствия и несоответствия.

Давайте посмотрим на наши работы, и скажем, что мы сегодня изображали. Что нового вы сегодня узнали.

Спросить несколько детей о сюжете их произведения.

 Понравились ли вам работы других художников, объясните почему.

VII Объяснение домашнего задания.

Найдите и постарайтесь зарисовать некоторые репродукции изображения исторических портретов в «Пятне», используя различные информационные источники.

Литература

1 https://ru.wikipedia.org

2 С.П.Ломов. «Русские Живописцы XVlll- XIX веков» Учебное пособие,Беседы об искусстве для школьников.;-М;»Мик»,1997

 3 Франсуаза Бейль «LOUVRE путеводитель по музею»,ARTLYS 2001

4Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

5Сокольникова Н. М. – Основы рисунка. – М; Титул. –1996

6Сокольникова Н. М. - Основы живописи, - М; Титул, 1996

7 http://knowledge.su/i/istoricheskiy-zhanr

 

8 http://studbooks.net/570274/kulturologiya/portret_russkoy_zhivopisi

9 http://photostocks.info/p-1628/portret-osnovy-kompozitsiya/

10 http://art-teacher.ru/archives/3097


Основные Выразительные средства композиции
PPTX / 10.61 Мб

портрет2
PPTX / 7.27 Мб

Елизавета Федоровна Романова
PPTX / 5.59 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.