План-конспект урока изобразительного искусства «Особенности древнегреческой керамики» (4–5 классы)
План-конспект урока изобразительного искусства
«Особенности древнегреческой керамики»
выполнила учитель изобразительного искусства МАОУ Вахтанской СОШ
Соловьева Елена Евгеньевна
Методические рекомендации
Урок «Особенности древнегреческой керамики» проводится в 5 классе в разделе «Декор – человек, общество, время». Учащиеся знакомятся с ролью декоративно-прикладного искусства в жизни и обществе, узнают, как декор выявляет место и роль человека в обществе, организует общение людей.
Данный урок рассчитан на один час, поэтому более подробно нужно остановиться на вазописи. Для проведения урока учителю необходима наглядность: таблицы с изображением стилей древнегреческой керамики , видов греческих ваз, видов орнаментов.
Урок изобразительное искусство тесно связан с музыкой и литературой, поэтому целесообразно было бы использование в ходе урока стихов о вазописи и греческой музыки.
Творческая часть урока предполагает создание эскиза вазы одного из двух стилей росписи. Это может быть роспись готовой заготовки или собственное творение.
Цели: Обучающая: знакомство с основными видами древнегреческих ваз, со стилями и сюжетами росписи; Развивающая: развитие фантазии и творческой активности детей; Воспитывающая: воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, интереса к
ценностям мировой культуры, усидчивости и трудолюбия.Задачи:
1. Формировать знания учащихся о древнегреческой вазописи.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями.
3. Закреплять навыки и умения работать с художественными материалами.
4. Совершенствовать приёмы построения композиции.
5. Выполнить учащимися эскиз оформления древнегреческой вазы
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Объяснение нового материала.
5. Постановка художественной задачи, практическая работа.
6. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
7. Рефлексия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация
«Древнегреческая вазопись».
Материалы для учащихся:
индивидуальный раздаточный материал (лекала ваз, шаблон фигуры человека),
бумага формата А4, гуашь, кисти №1, 2, 3, 5, баночка для воды.
Зрительный ряд: таблицы с изображением стилей древнегреческой керамики , видов
греческих ваз, видов орнаментов.
Музыкальный ряд: греческая народная музыка, «Сиртаки» авт. Микис Теодоракис.
Литературный ряд: стихи О. Таратутин «Что я видел в Эрмитаже», А.Кушнер «Античная
ваза», В.Брюсов «Античные вазы», О. Воланд «О Греции».
ХОД УРОКА.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
(звучит греческая народная музыка, идёт показ презентации, которая сопровождает рассказ учителя)
Учитель:
В краю, где в облаках трепещет
Волной морская пелена,
Где над водою тихо плещет
Полночным мраком синева,
Где рай полуденной природы,
Где блеск небес во страсти чувств
Дарует прелести свободы
И чудеса немых искусств.
Мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию на самом большом и маневренном древнегреческом корабле – триере. Заходим в порт Пирей города Афины – столицы Греции.
Эта страна подарила миру прекрасные памятники архитектуры – храмы, скульпторов, произведениями которых люди любуются и в наше время. А что вы знаете об этой стране?
(предполагаемые ответы учащихся: существуют древнегреческие мифы, эта страна – родина олимпийских игр)
На плане древнего города можно увидеть район Керамик. Как вы думаете, чем занимались жители этого района?
(предполагаемые ответы учащихся: изготавливали керамику)
Керамик - район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. В однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.
Название района, в котором жили ремесленники, дало название изделиям их искусства – керамика. Керамика – это изделия из обожжённой глины.
Ребята, как вы думаете, чему посвящён сегодняшний урок?
(предполагаемые ответы учащихся: изделиям из глины, древнегреческой керамике)
Молодцы! Мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить её мотивы в своих работах, т.к. тема нашего урока «Особенности древнегреческой керамики».
Послушайте стихотворение В.Брюсова «Античные вазы»
(читает ученик)
Они пленительны и нежны,
Они изысканно - небрежны,
То гармонически - размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, все – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.
Учитель: Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары, занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.
Ребята, что мы узнаем сегодня о древнегреческих вазах?
(Предполагаемые ответы учащихся: какой формы были вазы, для чего они служили)
Правильно! Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.
(сообщение учащихся)
1. Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения и транспортировки масла и воды.
2. Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.
3. Килик - широкая чаша с ручками для вина.
4. Пиксида - сосуд для хранения женских украшений
5. Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.
6. Канфар – чаша для вина
7. Гидрия – сосуд для наливания воды
8. Лекифы –сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу
9. Киаф - черпак для вина
10. Скифос- керамический сосуд служащий для питья вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
11. Псиктер - сосуд для охлаждения жидкостей
12. Пелика- форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение.
Изучая греческие вазы, мы не должны забывать, что они являются не только произведениями искусства.
(Выступления учащихся о древнегреческих вазах)
1. Вазы изготавливались специально для того, чтобы служить предметами повседневного домашнего обихода; они имели различное бытовое и культовое назначение. Керамика была спутницей всей жизни античного человека.
2. Вазы из глины на территории современной Греции начали делать около восьми тысяч лет назад. Примерно в это время ее тогдашние жители открыли первые секреты гончарного производства. Сохранились орудия труда гончаров – печи, формы, изображения гончаров и вазописцев за работой.
3. Большинство греческих глиняных ваз изготовлялись на ручном гончарном кругу. При выделке больших сосудов формовка производилась мастером, а круг вращал его помощник. Вазы сложной формы делались по частям, которые затем склеивались жидкой глиной. Сформированную вазу подсушивали, потом расписывали и обжигали в специальной печи.
Учитель: Вы, конечно, обратили внимание, что вазы имеют роспись или украшение. Вспомните, как называют узор, которым украшают предметы?
(предполагаемые ответы учащихся: орнамент – повторяющийся рисунок)
Какие виды орнамента вам знакомы?
(предполагаемые ответы учащихся:растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный)
Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись – роспись керамических сосудов. Греки считали, что предмет должен быть удобен и красив.
Сейчас мы познакомимся со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике или вазописью. Мы сможем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи, например:
1.Геометрический стиль -линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется меандр (волна).
2. Ковровый стиль - этот стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа и бутон лотоса. Это знак мира и любви.
3. Чернофигурный стиль - рисунок наводился густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Лак наносился на желтый, розовый или оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались. Чернофигурная роспись отличалась декоративностью и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.
4. Краснофигурный стиль - на черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции. Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.
Давайте перечислим стили вазописи.
(ответы учащихся)
А теперь познакомимся с сюжетами росписи. Именно роспись ваз дает нам наглядное представление о верованиях и быте народа.
Послушайте отрывок стихотворения «Античные вазы» О. Таратутина
(читает ученик)
... То вазы-гиганты, то карлики вазы,
И каждая ваза - с рисунком-рассказом!
... Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Ректором грозный Ахилл
(И Ректор, как видно, лишается сил) ...
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры...А это...А это...
Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Учитель: Что является основным сюжетом росписи ваз?
(предполагаемые ответы учащихся: это фрагменты легенд-мифов)
Как вы думаете, почему?
(предполагаемые ответы учащихся: в образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала)
О чём ещё узнаём из сюжетов вазописи?
(предполагаемые ответы учащихся: изображались сцены из жизни:погребальные обряды, военные действия, празднества,гимнастические игры и состязания.)
А теперь небольшое задание. У каждого из вас на столе лежит конверт с пазлами. Достаньте их и соберите. Работайте вместе, совещайтесь. В каждом наборе есть лишние детали. Обратите на это внимание.
Итак, у кого какая ваза получилась? И если можете, назовите стиль вазописи.
(ребята демонстрируют, собранные пазлы и называют стиль вазописи)
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись...
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
Сегодня мы много интересного узнали о древнегреческой керамике и об орнаменте. А каким будет творческое задание?
(предполагаемые ответы учащихся: создадим эскиз древнегреческой вазы)
Сначала выберем форму для будущей вазы. Форма сосудов определяется назначением, решим, для чего она могла бы служить, и в соответствии с этим выберем сюжет для ее украшения. Подумайте, в какой технике она будет смотреться интереснее? (краснофигурная или чернофигурная)
Кто-то может воспользоваться заготовками-лекалами ваз, которые достаточно обвести на свой альбомный лист. А кто-то сделает свой шаблон. Для этого нужно взять лист бумаги, свернуть его вдоль пополам и на одной стороне нарисовать половину сосуда. Затем вырезать шаблон (т.е. мы используем симметричное вырезание, знакомое вам еще с начальных классов) и обвести его на рабочий лист и теперь уже будет легче прорисовывать все остальные детали вазы. А когда закончите прорисовывать, вот тут-то и начнется интересная работа – роспись сосуда.
Представьте, вы – гончары – вазописцы, и вам поступил заказ на эксклюзивную вазу для очень дорогого гостя. Нужно тщательно продумать сюжет, который вы отобразите на вазе, выбрать подходящие цвета и стиль для росписи.
Приступая к работе, вспомните, о чем мы говорили, что вы видели, хорошо продумайте все детали.
Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Греческие гончары заклинали её помочь им в длительном и кропотливом труде:
Внемли молитвам, Афина; десницею печь охраняя,
Дай, чтобы вышли на славу горшки и бутылки, и миски,
Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно...
Роспись с изображением сюжета должна занять центральную часть сосуда. Обязательно дополните изображение орнаментальной полосой, так вы подчеркнёте форму горлышка и дна сосуда.
В помощь вам – иллюстрации, напоминающие о том, как одевались древние греки и шаблон фигуры человека. Во время вашей работы будет звучать греческая музыка. А самая известная музыкальная композиция – танец “Сиртаки”, автор Микис Теодоракис.
Вот как об этом танце сказал Гомер:
“Юноши в хоре и девы, одетые в легкие платья, за руки взявши друг друга, сиртаки плясали. Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились, также легко, как в станке колесо под рукою привычной, если горшечник захочет проверить, легко ли вертится”.
К концу урока вам необходимо расписать вазу, описать вашу работу:
название сосуда, стиль росписи, вид орнамента, сюжет.
(учащиеся выполняют работу)
Нам пора отправляться в обратный путь. Мы забираем с собой вазы на наш корабль триер. Здесь устроим выставку работ. И, как настоящие эксперты и ценители искусства, попробуем определить стиль вазописи.
(оценивание работ учащимися)
По ходу обсуждения учитель задаёт вопросы:
о каких видах ваз, стилях вазописи узнали на уроке,
чем отличаются вазы разных стилей?
Чем урок запомнился?
Что больше всего увлекло?
Что показалось не интересным?
Спасибо за работу! Молодцы!