План-конспект урока по прикладной композиции «Шрифтовая композиция. Слово-образ» (4–9 класс)
План-конспект урока
по прикладной композиции для 4 класса художественной школы
(возраст обучающихся 11–13 лет)
Составила преподаватель высшей категории
Радивил Лилия Владимировна
МБУДО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г. ГОРЛОВКА
Тема урока: «Шрифтовая композиция. Слово - образ».
Количество часов: 45 минут
Цель урока:
Обучающая
- научить мыслить не стандартно, учитывая ранее приобретенные навыки и умения;
- научить использовать нестандартные подходы при выполнении задания.
Развивающая
- развить у обучающихся творческие способности, фантазию;
- расширить художественное виденье;
- развить навыки работы с гелевой ручкой, тушью, пером.
Воспитательная
- воспитать у обучающихся чувство гармонии шрифтов и образов;
- воспитать опрятность в работе с художественными материалами;
- воспитать любовь к профессии художника.
Задачи урока:
- освоение обучающимися процесса создания «слова-образа»;
- формирования практических навыков и приемов;
- выполнение шрифтовой композиции «слово-образ».
Вид и формы работы на уроке
Вид: интегрированный урок.
Форма: беседа, практическое задание.
Оборудование и материалы для обучающихся
- бумага формат А3;
- бумага для эскизов формат А4;
- простой карандаш;
- гелевая ручка;
- тушь;
- перо.
Оборудование и материалы для преподавателя
- наглядный материал (ранее выполненные работы);
- книги по «шрифтам», «графике»;
- мультимедийное оборудование (ноутбук).
План урока
Организационный момент - 2 мин;
Психологический настрой - 2 мин;
Актуализация знаний - 5 мин;
Изложение нового материала - 10 мин;
Выполнение практического задания - 18 мин;
Итоги проделанной работы - 5 мин;
Организационное завершение урока - 3 мин.
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих
2. Психологический настрой
Слово преподавателя:
- Я очень рада всех видеть! И хочу сегодня провести не просто занятие, а провести занятие «праздник». Озвучивание темы урока, цели, задач, мотивация образовательной деятельности.
3. Актуализация знаний
Предлагаю сегодня на уроке вспомнить ранее приобретенные знания в области шрифтов и композиции
- что такое композиция?
- какие знаете приемы композиции?
- что такое шрифты?
4. Изложение нового материала
Буква не всегда является только звуковым носителем, она еще может выступить в роли образа, превращаться в разные формы и значения. А буквы превращаются в слова и могут создавать всевозможные образы при письме. И сегодня ,я хочу Вас познакомить, с новым словом «каллиграфия» - его первым ввел французкий поэт Гийом Аполлинер, который часть своих произведений выполнял в виде рисунков, сложенных из слов, выражающих смысл стихотворения.
Каллиграфия - это графическая загадка, стимулирующая образное мышление. И так - что изображено и написано на этом рисунке (показать образцы работ, книги).
Это напоминает графическую игру, которая приклоняет текст перед формой, прогибает в нужные очертания. Изображение и шрифт могут быть подчинены общему пространственному ритму, близким пластичным принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинакова проявляются в начертании шрифта и рисунка, в арсенале есть разные способы подчинения шрифта композиции и наоборот. К сведению, композиционная целостность шрифта и изображения может строиться не только на их сближению, но и на осмысленном и умело приспособленном контрасте, сопоставлению масштабности и плоскости, статики и динамике.
5. Выполнение практического задания
Сейчас я Вам предлагаю перейти к выполнению практического задания, к поиску композиции (выполнению эскизов). Далее эскиз переносим на лист А3 и завершаем работу выбранным вами материалом.
6. Итоги проделанной работы
Работы выполненные на уроке
Организационное завершение урока
Слово преподавателя:
Всем спасибо за плодотворный урок, потрудились мы на славу!