Статья «Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классе инклюзии в условиях сельской школы»

1
0
Материал опубликован 12 March 2019

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КЛАССЕ ИНКЛЮЗИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.

 

Бухальцева Валентина Николаевна

Учитель начальных классов,

МБОУ Шарагайская СОШ

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов неуклонно растет.

Особенно это заметно в сельских школах.

Я работаю учителем начальных классов в классе - инклюзии вот уже третий год. Как у учителя у меня возникает проблема, как построить урок, чтобы было интересно, увлекательно и доступно каждому ребенку. Ведь в инклюзивном классе находятся дети с разными образовательными способностями. Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Обучение детей с ОВЗ в начальной школе носит практическую и коррекционную направленность, которая заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков детей с отклонениями в развитии. Это необходимо учитывать при планировании урока.[1]

Уровень познавательной активности учащихся с задержкой психического развития недостаточный, поэтому при выборе методов и форм организации обучения продумываю деятельность, как всего класса, так и каждого ученика с задержкой психического развития в процессе урока. Для получения положительных результатов в обучении и воспитании, осуществляю интегрированный и дифференцированный подход. Применяю различные формы организации работы: индивидуальную, фронтальную, групповую, парную, самостоятельную работу, создаю ситуацию успеха.

Для активизации деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья использую активные методы обучения [2]. Они позволяют повысить активность обучающихся, стимулируют самостоятельную деятельность детей, развивают их творческие способности и нестандартность мышления. При изучении, закреплении материала, с целью проверки знаний учащихся использую сигнальные карточки. Это очень удобно, так как видна работа каждого ученика. Также на различных этапах урока при объяснение нового материала, для оценки сформированности учебных действий использую информационно- коммуникативные технологии. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности, повышают активность ребёнка. Ребята имеют возможность выполнять задания более внимательно и в полном объеме.

Чтобы материал запоминался легче, старюсь использовать красочный наглядный материал. Задания подбираю такие, чтобы они были доступны по изложению, имели элементы занимательности. Урок начинаю с заданий, которые тренируют память, внимание: «Что изменилось?», «Найди лишнее и объясни свой выбор», «Запомни и воспроизведи рисунок», «Чего не стало?» и т.п. Такие упражнения способствуют развитию зрительного внимания и памяти. Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования[3].При ответах учу ребят использовать различные опоры: карточки- схемы, рисунки, опорные слова. Дети с задержкой психического развития быстро утомляются, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка, поэтому чаще устраиваю паузы для активного отдыха, провожу физминутки, прошу во время урока вытереть доску, раздать тетради, намочить тряпку, могу рассказать что- смешное, интересное, потратив на это полминуты и т.п.

Постоянно чередую виды деятельности, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала, сложные задания даю только в середине урока. Учебный материал детализируется, преподносится небольшими порциями, постепенно, устанавливается связь между изученным и новым материалом.

В конце каждой темы организую итоговое повторение, используя разные методы и приемы: разгадывание кроссвордов, ребусов, предлагаю логические задачи, а также задания репродуктивного характера.

Во время уроков использую различные виды помощи:

Учебная помощь. Учу работать по алгоритму, по аналогии. Совместно с детьми изготавливаем различные памятки по предметам.

Стимулирующая помощь. Когда ученику приходится повторно объяснять задание для того, чтобы он приступил к его выполнению.

Направляющая помощь.  Использую в том случае, когда возникает затруднения у ребят при выполнении заданий. Она выражается в точной инструкции по выполнению задания.

Обучающая помощь. Когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Для активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений учащихся использую разные приемы стимулирования и контроля: взаимопроверка, самоконтроль. При проведении самостоятельных и контрольных работ, использую опорные карточки, в которых выписаны трудные слова (Русский язык) или прописан алгоритм выполнения того или иного задания (Математика). При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха, детям необходимо доброе слово, поддержка, внимание, которое направленно именно на него. Провожу рефлексию деятельности детей вовремя урока, это может быть рефлексия настроения, рефлексия своей деятельности, когда ученик должен осмыслить способы и приемы своей работы, чтобы выбрать наиболее рациональные. Провожу рефлексию, как с каждым учеником, так и с классов в целом, все зависит от типа урока, его целей, содержания учебного материала.

Большую роль в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Вовлекаю детей с ограниченными возможностями здоровья в исследовательские проекты. Они с большим удовольствием, при помощи родителей, составляют проекты на тему «Моя родословная», «Животные и растения моего края» и т.п. Принимают участие в спортивных мероприятиях таких как «Веселые старты», «Осенний кросс», «Лыжные гонки». Задействую их в различных районных конкурсах рисунков, поделок для детей с ограниченными возможностями здоровья: «Букет для мамы», «Новогодняя открытка». Ребята с удовольствием принимают участие в олимпиадах, проводимых на сайте Учи.ру.

В заключении хотелось бы отметить, что инклюзия - это новая ступень современного Российского образования, пусть, много ещё нерешенных задач и трудностей, с которыми сталкиваешься каждый день, но если ты настоящий профессионал - ты будешь двигаться вперёд, а значит, делать всё возможное, чтобы суметь организовать образовательный процесс для всех обучающихся без исключения.


 

Библиографический список
  1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании/ Педагогическое образование и наука, 2011 №1.

    Загурская Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками/ Е.Л. Загурская, Начальная школа, 2001, №4, С -65-69.

    Зайцева О.П. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребенка/ О.П. Зайцева. Начальная школа, 2001, №5-С 65-69.

    Гукалова И.В. Роль и место содержательной рефлексии на урока. Kollegi.kz/publ/21-1-0-93

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации