Методические рекомендации к тематическому комплекту на тему «Весна» для детей с ОВЗ
Усольцева Ирина Викторовна, старший воспитатель,
I квалификационная категория.
Петрушенко Екатерина Александровна, учитель – логопед,
I квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 145
Методические рекомендации к тематическому комплекту по теме «Весна» для детей с ОВЗ (старший дошкольный возраст)
В тематическом комплекте по лексической теме «Весна» представлен материал из опыта работы с детьми ОВЗ (ТНР, ЗПР) 5 -7 лет.
Данный материал разработан с учетом АОП, в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на работу с детьми ТНР, ЗПР в области речевое и познавательное развитие.
Весь демонстрационный материал логически выстроен с учетом возрастных возможностей и особенностей детей данной категории. Дидактический материал помогает разнообразить занятие, делая его интересным и увлекательным. Во время занятий педагог использует разнообразные методы и формы работы с детьми, имеющими особенности в развитии. При использовании данного тематического комплекта «Весна», педагог легко может варьировать игровые задачи, используя раздаточный материал. Материал легко усвояемый и прост в применении.
Данная методическая разработка может найти применение в работе педагогов, узких специалистов, работающих с детьми ОВЗ в период ознакомления воспитанников с лексической темой «Весна», а также отражённый опыт в методической разработке может представлять интерес, быть полезен и использован родителями при закреплении материала дома.
Пояснительная записка
В последние годы в детских садах возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия, внимания, памяти, мышления, а также повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
При работе с детьми с ОВЗ необходимо и крайне важно учитывать их общие особенности, а именно:
недостаток у детей с ОВЗ знаний в отношении окружающей среды, т.е. узкий кругозор.
проблемы с мелкой и общей моторикой.
заторможенность в речевом развитии.
некоммуникабельность и трудность в произвольном регулировании своего поведения.
проблемы с познавательной деятельностью.
неумение контролировать свое поведение и неумение вести себя в обществе.
низкая или же крайне высокая самооценка.
сильная неуверенность в собственных силах.
полная или же частичная зависимость от взрослых окружающих их людей.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ определяют построение учебного процесса, его структуру и содержание, при этом, основные подходы к организации учебного процесса следующие:
1. Подбор таких заданий, которые будут способствовать максимально раскрыть активность ребенка, пробудить в нем потребность в познавательной деятельности.
2. Приспособление самого темпа изучения подбираемого учебного материала, и методов обучения к соответствующему уровню развития ребенка с ОВЗ.
3. Применение индивидуального подхода при работе с детьми.
4. При необходимости повторное объяснение материала, а также подбор дополнительных заданий.
6. Систематическое применение разнообразного наглядного материала, наводящих вопросов, а также аналогий.
7. Использование многократных упражнений и указаний.
8. Проявление такта со стороны педагогов ДОУ.
9. Использование поощрений и похвалы для повышения уровня самооценки ребенка с ОВЗ, значительное укрепление в нем веры в собственные силы.
10. Использование заданий с опорой на образцы и доступных для детей инструкций.
В настоящее время есть достаточное количество предлагаемых демонстрационных материалов для работы с детьми ОВЗ: Нищевой Н.В., Ткаченко Т.А., Брежневой Е.А. и других авторов. Для изучения большинства лексических тем практически не имеется разработанного специализированного демонстрационного материала, за исключением предметных и сюжетных картин. Так как каждый детский сад работает по своим тематическим неделям, а для детей с ОВЗ должен быть выстроен процесс обучения так, чтобы весь наглядный и раздаточный материал был легко усвояемый и воспринимался детьми.
Поэтому для нас как для педагогов, работающих на группах с ОВЗ, а в нашем случае это дети с ТНР и ЗПР, возникла реальная необходимость в создании демонстрационного материала и методических рекомендаций по его использованию для изучения отдельных тематических недель.
В данном комплекте представлен материал для работы с детьми ТНР и ЗПР 5-7 лет, по теме «Весна».
Основная цель комплекта: Оказать практическую помощь педагогам в планировании и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ 5-7 лет.
Подготовить детей с ОВЗ к школьному обучению, решая задачи:
Обеспечить практическое усвоение лексико-грамматических категорий по теме «Весна» (обогащение и активизация словаря, использование различных вариантов словоизменения и словообразования);
Развивать психические процессы, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
Развивать навыки связной речи (развитие умения отвечать на вопросы и задавать вопросы; составление рассказов-описаний; заучивания и рассказывания стихов, объяснения фразеологизмов, пословицы);
Совершенствовать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, пространственно-временную ориентировку, конструктивный праксис;
формировать умения планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку;
Овладеть способностью к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Методологическую основу данного пособия составляют:
культурно-историческая теория Л.С. Выготского (основная идея – ориентирование на зону ближайшего развития ребенка);
теория деятельностного подхода А.Н. Леонтьева (основная идея – ведущая роль деятельности в гармоничном развитии личности, ее интеллектуального потенциала).
Предлагаемое пособие включает в себя пояснительную записку; перечень и описание демонстрационного материала, включающего в себя 11 дидактических игровых заданий по теме для фронтальных и подгрупповых занятий.
При разработке пособия учитывались общедидактические и специфические принципы, особенно:
- принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей (усвоение речевого материала должно идти не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач);
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи (Леонтьев А.Н.);
- принцип взаимосвязи формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (Левина Р.Е., Гриншпун Б.М.);
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов (Левина Р.Е., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.);
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка (осознанность является показателем степени сформированности речевых умений);
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Содержание демонстрационного материала, дидактических игр.
Тематический комплект весна. Наглядный материал.
1. Картинки по теме «Весна»
2. Артикуляционная гимнастика по теме «Весна»
Вариант 1.
Цель артикуляционной гимнастики: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
1.Упражнение на дыхание «Капель стучит по крыше»
Исходное положение:
1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке;
2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза.
2.Артикуляционная гимнастика:
Упражнение для челюсти:
«После зимней спячки». Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.) На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Упражнения для губ:
«Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться и т. д.
Упражнения для языка:
«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
«Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
«Лопаются почки на деревьях». Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
«Весенняя трель» - во время произнесения звука Д-Д-Д-Д, чистым пальчиком под язычком производить колебательные движения влево-вправо.
Вариант 2.
Цель артикуляционной гимнастики: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задание: На доске висит картинка «Весна», прикрепляем капельки (вырезать) и выполняем упражнение, изображенное на ней.
Демонстрационный материал: сюжетная картина «Весна», капельки (вырезать) с изображением артикуляционного упражнения.
Артикуляционные упражнения
«Лопата»
Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
«Чашечка»
Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
«Грибок»
Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.
«Блинчики»
Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
«Почистим зубки»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними или верхними зубами, активизировать кончик языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние или верхние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
«Заборчик»
Цель: развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
«Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик- так, тик-так». (10-12 раз)
«Киска сердится»
Цель: развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
«Парус»
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 - 6 раз.
«Качели»
Цель: отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.
«Маляр»
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-
назад.
«Лошадка»
Цель: укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх.
Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НАЙДИ ТЕНЬ»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения. Развивать познавательную деятельность, зрительное восприятие, внимание, мышление.
Задание: Взрослый заранее вырезает карточки. Задача детей - подобрать тень каждой картинке.
Демонстрационный материал: сюжетная картина с изображением «Весны», картинки (вырезать).
4. ВАРИАНТ 1.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ»
Цель: уточнить, закрепить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Задание: Предлагается детям картинка с изображением весны и весенних явлений. (светит солнце, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Педагог рассказывает, что наступила весна, называет приметы весны.
- Вы внимательно посмотрели и послушали о приметах весны, а теперь попробуйте сказать, какие изменения произошли в природе (дети называют приметы весны).
Демонстрационный материал: сюжетная картина по теме «Весна».
4. ВАРИАНТ 2.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛУШАЙ, ПОВТОРЯЙ, ЗАПОМИНАЙ»
Цель: уточнить, закрепить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Задание: Предлагается детям картинка с изображением весны и весенних явлений. (светит солнце, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.).
Педагог предлагает детям послушать, повторить, ответить на вопросы о весне:
—какое время года наступило;
—какие произошли изменения в живой и неживой природе весной;
—какая стала погода (стало теплее или холоднее), какой стал день (стал длиннее или короче);
—назови весенние месяцы.
Демонстрационный материал: сюжетная картина по теме «Весна».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ОШИБКИ ХУДОЖНИКА»
Цель: Развить внимание, аналитико-синтетическую деятельность, объяснительную связную речь.
Задание:
- Посмотрите внимательно на картинку.
- Все ли верно нарисовал художник.
- Попробуйте исправить его ошибки.
Вариант 1. Обведи в кружок признаки весны, которые забыл изобразить художник.
Вариант 2. Вырежи и приклей признаки весны, которые забыл изобразить художник.
Демонстрационный материал: сюжетная картина по теме «Весна».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПУТАНИЦА»
Цель: Развивать зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность. Активизировать словарь. Упражнять в узнавании признаков весны.
Вариант 1.
Задание:
1.Что нарисовано на картинке?
2.Отгадай Загадку.
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строим мы ему...(скворечник)
3.Найди отгадку среди весенней путаницы. Раскрась.
Вариант 2.
Задание: Найди на картинке: зонт, скворечник, тюльпан, грача, бабочку, пчёлку, бумажный кораблик, веточку вербы, сосульку с капелькой. Раскрась.
Демонстрационный материал: картинка «Путаница».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛОТО»
Вариант 1.
Цель: Закрепить признаки весны.
Задание: Ведущий ребенок достает из коробочки и называет признак весны, остальные закрывают признаки фишками на индивидуальных картах.
Демонстрационный материал: варианты индивидуальных карт с изображением признаков весны, карточки признаков весны для водящего, фишки.
Вариант 2. «Найди среди других»
Цель: Развитие внимания и зрительной памяти. Развитие аналитико-синтетической деятельности. Активизация словаря. Закрепление признаков весны.
Задание: Детям предлагается запомнить 6 или 9 признаков весны. Найти их на контрольной карте признаков весны, назвать, закрыть фишками (выложить ряд).
Демонстрационный материал: карты с изображением 9, 12 признаков весны, предметные картинки признаки весны, фишки.
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цель: активизация словаря.
Задание: Что лишнее? (КУРТКА, БЕРЕТ, САПОГИ, ШУБА), (СНЕЖИНКА, СОЛНЦЕ, СНЕГОВИК, ЁЛКА), (ПРОТАЛИНЫ, РУЧЬИ, ДЕТИ НА РЕКЕ, ЛЕДОХОД), (БОЖЬЯ КОРОВКА, СКВОРЕЦ, СНЕГИРЬ, ЖИВОТНЫЕ В ЛЕСУ). Докажи!
Демонстрационный материал: картинка с игрой.
9. - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО?»
Цель: Словоизменение имён существительных в родительном падеже множественного числа.
Задание: много чего весной? (много солнца, луж, насекомых, сосулек, подснежников, скворечников).
- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ ВЕСНОЙ?»
Цель: словоизменение имён существительных в родительном падеже
Задание: Назови, чего не бывает весной? (ЖЕЛТЫХ ЛИСТЬЕВ, СНЕГА, ЛЬДА). А что можно увидеть весной? (ПРОТАЛИНЫ, РУЧЬИ, ЛЕДОХОДЫ, ПОДСНЕЖНИКИ).
- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МНОГО ЧЕГО?»
Цель: Словоизменение имён существительных в родительном падеже множественного числа.
Задание: много чего можно встретить весной? (много солнца, луж, насекомых, сосулек, подснежников, скворечников).
10. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ГНОМИК И ВЕЛИКАН»
(«НАЗОВИ ЛАСКОВО»)
Цель: Совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание:
- Что увидел Великан и Гномик. Великан
Великана увидел солнце, а Гномик солнышко.
Великан увидел сосульку, а Гномик сосулечку.
Великана увидел куртку, а Гномик курточку.
Великан увидел птицу, а Гномик птичку.
Великана увидел ветку, а Гномик веточку.
Демонстрационный материал: картинка с игрой.
11. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ»
Цель: Закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными.
Задание: Дети по очереди берут из коробочки картинки и присоединяет к нужному домику.
Это мой ледоход. Это мой подснежник. Это мой скворечник.
Это моя ветка. Это моя куртка. Это моя птица.
Это моё гнездо. Это моё солнце. Это моё насекомое.
Это мои проталины. Это мои ручьи. Это мои сапоги.
Демонстрационный материал: картинка с игрой, картинки (вырезать).
Список литературы
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями. Пособие для логопеда в 2 ч. - М, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Морозова И.А., Пушкарева М.Л. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Морозова И.А., Пушкарева М.Л. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни. - М,1989.
Надежда