12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эльза Борисовна Дзуцева117
Педагог дополнительного образования высшей категории, преподаваемый предмет - вокальное искусство. Стаж педагогической работы 45 лет.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
1

Особенности обучения вокалу детей различных возрастных групп (методические рекомендации для педагогов по вокалу)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»












Особенности обучения вокалу детей различных возрастных групп

(методические рекомендации для педагогов по вокалу)








Составитель:

педагог дополнительного образования

Дзуцева Э. Б.








г. Владикавказ, 2019г.




Тема: Особенности обучения вокалу детей различных возрастных групп.


Вокальное воспитание детей – важнейшая часть всей творческой деятельности творческого учреждения. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг.

Пение – яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песен вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная информация другим путем. Основным условием правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя для занятий вокалом с обучающимися. Идеальным вариантом является тот случай, когда педагог сам обладает красивым голосом. Тогда вся его работа строится на показах, проводимых самим педагогом. Но и другие формы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях руководитель использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы. В каждом вокальном коллективе есть дети с красивыми тембрами, правильно поющие от природы, с правильным звукообразованием.

Систематически применяя, наряду с коллективной вокально-групповой работой, индивидуальный подход к обучающимся, мне как педагогу приходится постоянно следить за развитием каждого из них. И как показывает практика, даже при самой правильной постановке вокальной работы, она приносит самые разные результаты.

Важнейший принцип в вокальном воспитании – индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого. В любой момент каждый ребенок должен быть готов спеть тот или иной отрывок из разучиваемой песни, поэтому дети внимательно следят за показом педагога и товарищей. Пению, как любому искусству, надо терпеливо учиться.

Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос находится в постоянном развитии, изменении, в зависимости от роста организма ребенка. Поэтому вокальная работа в детском коллективе имеет свою специфику, в отличие от взрослого хора. Многолетний опыт показывает, что пение в детском возрасте очень полезно. Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Детскому организму вообще противопоказано громкое пение, даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца еще не сформирована.

У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физиологически оправданное певческое воспитание. Рабочий диапазон детей 6 – лет сравнительно невелик и колеблется между ре1 и ре2. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории, хотя известен опыт работы, когда руководитель специально разрабатывает крайние звуки певческого диапазона младших школьников.

У детей 9-11 лет переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей обладающих низкими голосами. У альтов и вторых сопрано при пении включается в работу средняя часть голосовых связок, звук становится глубже, сочнее приобретает смешанный (микстовый) характер. В этот возрастной период у ребенка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Однако в принципе этим не следует увлекаться, ибо именно в возрасте 10-11 лет существует опасность перетрудить самую развитую часть голосовых связок – ее середину. В результате у школьников наблюдается появление певческих «узелков», неровностей на краях связок. Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между сим и до2 – ре2.

Дети 12-13 лет-это младшие подростки, в подавляющем большинстве обладающие более или менее сформировавшейся голосовой мышцей, что создает для руководителя ансамбля дополнительные возможности исполнительской деятельности. Развитие голоса на данной возрастной стадии становления проходит скачкообразно. И это естественно, так как в рассматриваемый период приближается время «глобальных» возрастных изменений в голосе – мутации: появление нестойкой хрипоты, сипоты, покраснение голосовых связок, обнаруживающееся при фониатрическом осмотре, желание откашляться. У мальчиков подростков дисгармонично происходит развитие отдельных частей организма и в частности рост отдельных частей голосового аппарата. Например, голосовые связки у мальчиков могут, увеличившись в длину, остаться прежними по ширине, так как гортань растёт больше в продольном направлении, нежели в поперечном. Рост гортанных полостей отстаёт от роста гортани, бывает, что надгортанник у подростка остается детским. Поэтому происходит дискоординация в совместной работе частей голосообразующего аппарата. У девочек отмечается рост гортани в ширину, несмыкание связок, усталость голоса, тусклый звук. Диапазон голоса в этот период охватывает зону от до1 до ми2 – фа2. Как и на более ранних этапах певческого и возрастного развития детей, основой певческих требовании в это время остается высокое (головное) резонирование при умеренной силе звука. Если в ходе учебных занятий не соблюдать голосовой режим, у подростков может возникнуть, «ложно-альтовое» звучание, что чаще всего приводит к потере лёгкости, свободы звука.

Следует отметить еще одну существенную черту этого возраста. Неравномерность становления физиологических систем организма обусловливает иногда ухудшение самочувствия, а иногда внезапную потерю сознания.

У подростков 13-16-тилетнего возраста в данной возрастной зоне физическое развитие организма продолжает протекать весьма неравномерно. У одних перестройка происходит быстрее, у других – медленнее. Весьма индивидуально протекает и мутация. Такая неравномерность в развитии подростков создает для педагога определенные трудности, которые заключаются в необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства для индивидуального учёта голосовых изменений вокалистов. Поэтому педагог обязан знать индивидуальные голосовые особенности каждого из участников вокальной группы, своевременно советовать подростку воздерживаться от пения или петь в щадящем режиме – не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне forte, особо бережно относится к своему голосу.










Используемая литература


Богодуров В.А. Вокальное воспитание детей. Д., 1953.

Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 2009.

Илаин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 4.1. – М., 2008.

Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: АПН РСФСР, 1957.

Струве Г. Школьный хор: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1981 г. 42- 47с., 80-85 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.