Авторская программа дополнительного образования по вокалу для школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
«УТВЕРЖДАЮ»
___________ Е.В. Юрковская
«___» августа 2016 г.
Рабочая программа
дополнительной образовательной программы
общекультурной направленности
вокально-хорового пения
«Радуга»
1-4 класс
Срок реализации: 4 года
Разработчик: Т.Ю. Кузова,
учитель музыки
Обсуждена и согласована на методическом объединении Протокол № 1 от « 28» августа 2016 г.
|
Принята на Педагогическом совете Протокол № 1 от « 31» августа 2016 г |
2016 год
г. Петрозаводск
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования вокально-хорового пения «Радуга» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Концепции сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации.
Направление программы – общекультурное.
В системе дополнительного образования хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства.
Актуальность программы заключена в том, что она дает ребенку возможность войти в мир подлинной художественной культуры, постичь опыт песенного творчества, раскрывает для него в доступной форме секреты основ пения.
Программа ценна своей практической значимостью. В процессе ее реализации воспитанники получают опыт социального общения в разновозрастном детском коллективе и приобретают опыт социально-полезного действия во время благотворительной концертной деятельности.
Развитие хоровой культуры является гарантией развития страны в целом, гарантией её независимости, территориальной целостности, высокого международного авторитета. Только высокий уровень культуры народа может обеспечить высокие результаты в развитии науки, промышленности, образования, здравоохранения в поддержании и развитии патриотизма.
В настоящее время перед Россией одной из задач стоит повышение общего культурного уровня. Привлечение детей к регулярным занятиям, связанным с изучением хоровой культуры или участием в работе кружков, секций, студий окажет существенное влияние на общий культурный уровень страны.
Таким образом, институт хорового искусства является тем самым механизмом, который должен повлиять на нравственное здоровье нации, и который требует действенной государственной поддержки.
Пение - самый простой, естественный способ проявления себя в музыке, способ самовыражения, транслирующий народный многовековой опыт. Песенное богатство народа - это его духовное богатство. Ведь недаром на долю хорового искусства и хоровой культуры всегда выпадала обязанность сплочения нации, духовного объединения народа в процессе творческого самовыражения, формирования и сохранения индивидуальности, неповторимости личности при коллективной организации труда. Стратегия хорового пения как искусства ориентировано на ликвидацию в подсознании личности настроя на конфликтность и агрессивность, на формирование новых идеалов общества в рамках специфики национального самосознания и национальной культуры.
Хоровые занятия оказывают и здоровье сберегающее воздействие. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.
И на этом основании, эстетическая, духовно – воспитательная, развивающая, здоровьесберегаюшая значимость такого вида деятельности как пение неоспорима.
Но, к сожалению, в условиях общеобразовательной школы, время, отведённое на разучивание и исполнение песен на уроке музыки, ограничено, что не позволяет в полной мере реализовать преобразующие возможности в этой сфере. Вот почему сегодня встает вопрос об оптимальной связи между урочной и внеурочной деятельностью.
Цель программы: создание условий для развития эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, а так же творческого потенциала детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного, ансамблевого и хорового исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-содействовать формированию здорового образа жизни;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Реализация задач по обучению хоровому пению осуществляется в комплексе с другими видами музыкальной деятельности:
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие способности:
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
Используемые методы и приемы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- наглядно – слуховой (показ видео материалов, показ, исполнение педагогом, наблюдение, слушание аудиозаписи);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- практический (исполнение, импровизация, концертные выступления).
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.
Отличительная особенность данной программы в том, что содержательная линия занятий с 1 по 4 класс остаётся неизменной, но освоение программы за годом год осуществляется с большей степенью глубины и самостоятельности за счёт усложнения репертуара.
Объём: программа рассчитана на 4 года обучения обучающихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет: 1 класс – 30 минут, 2-4 класс – 40 минут. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1 класса, 34 часа в год для 2- 4 класса. Общий объём составляет 135 часов.
При наборе детей специального отбора не предполагается, но наличие музыкального слуха приветствуется. В начале каждого учебного года и в конце проводится ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.
Формы организации вокально-хоровой деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Форма подведения итогов реализации программы: отчетный концерт. Это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Результаты освоения программы
Обучение вокально-хоровому пению в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Планируемые результаты в процессе освоения программы
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к вокально-хоровому искусству;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений, воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;
- уметь петь мягким округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку;
- владеть правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу;
- владеть навыком пения;
- слышать себя в процессе пения, контролировать и оценивать качество звука своего голоса, а также качество звучания всего хорового коллектива в целом;
- петь чисто и слаженно;
- уметь петь каноны;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе слушания и исполнения русских народных песен, а также песен современного музыкального искусства России;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов исполнительской деятельности и личностного смысла участия в хоровом коллективе; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного и сольного исполнительства;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.
В результате 1-го года обучения:
1) у воспитанника ансамбля должны быть сформированы представления о:
- строении артикуляционного аппарата;
- особенностях и возможности певческого голоса;
- гигиене певческого голоса;
- месте дикции в исполнительской деятельности.
2) воспитанник ансамбля должен быть способен:
- по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
3) воспитанник ансамбля должен овладеть навыками:
- дыхания (правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, петь короткие фразы на одном дыхании, подвижных песнях делать быстрый вдох;
- певческими навыками (пение произведений с сопровождением, легким звуком, без напряжения, на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни, петь выразительно, осмысленно);
- метро-ритмическими навыками (уверенно петь в простых размерах);
- коммуникативными (принимать активное участие в концертах, фестивалях, конкурсах, участвовать в пропагандистской деятельности).
В результате 2-го года обучения:
1) у воспитанника ансамбля должны быть сформированы представления:
- об устройстве и принципах работы голосового аппарата;
- различных манерах пения;
- о средствах музыкальной выразительности
- об особенностях пения в унисон и а cappella;
- о сценической культуре.
2) воспитанник ансамбля должен быть способен:
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
3) воспитанник ансамбля должен овладеть навыками:
- певческой установки;
- дыхания (владеть коротким и рефлекторным дыханием);
- одноголосного ансамблевого пения (петь чисто и слаженно, исполнять одноголосные произведения и произведения с элементами двухголосия);
- метроритмическими (уверенно петь в простых размерах c музыкальным сопровождением и без него);
- аналитическими (давать оценку своему выступлению и выступлению великих вокалистов);
- сценическими (работать в сценическом образе с использованием элементов ритмики и движений под музыку);
- коммуникативными (принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива).
В результате 3-го года обучения:
1) у воспитанника ансамбля должны быть сформированы представления:
- об устройстве и принципах работы голосового аппарата;
- жанрах вокальной музыки;
- об основах техники пения в различных манерах.
2) воспитанник ансамбля должен быть способен:
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- соблюдать правила вокальной орфоэпии.
3) воспитанник ансамбля должен овладеть навыками:
- певческой установки;
- дыхания (владеть коротким, задержанным и рефлекторным дыханием, правильно распределять и использовать цепное дыхание в длинной фразе;
- двухголосного ансамблевого пения (петь чисто и слаженно, исполнять одноголосные и двухголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом;
- метроритмическими (уверенно петь в простых и сложных размерах cмузыкальным сопровождением и без него);
- аналитическими (давать оценку своему выступлению и выступлению других вокалистов);
- сценическими (работать в сценическом образе с использованием элементов ритмики и движений под музыку);
- коммуникативными (принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива).
В результате 4 -го года обучения:
1) у воспитанника ансамбля должны быть сформированы представления о:
- основных типах голосов;
- жанрах вокальной музыки и их метроритмических особенностях;
- типах дыхания;
- поведении певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитации при простудных заболеваниях;
- особенностях многоголосого пения.
2) воспитанник ансамбля должен быть способен понимать:
-функциональное значение своей партии;
- обоснованность сценического образа.
3) воспитанник ансамбля должен овладеть навыками:
- вокально-певческими навыками;
- всех видов вокально-хорового дыхания;
- дикции и артикуляции (грамотно произносить текст в исполняемых произведениях);
- уверенного интонирования (большие, малые и чистые интервалы в двухголосном хоровом звучании);
- исполнительскими (исполнять хоровые произведения гомофонногармонической и полифонической фактуры в сопровождении и а cappella, петь под фонограмму, исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу, исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно, навыки работы над воплощением сценического образа в пении,);
- метро-ритмическими (петь в простых, сложных сложно - составных размерах, держать ритм в контрапуктическом движении голосов);
- импровизаторскими и сценическими (импровизировать движения под музыку, используя элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве);
- коммуникативными (принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах, участвовать в пропагандистской деятельности).
Методические аспекты освоения программы
Содержание программы - песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей (исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных сказок, русских народных песен и прибауток) и делится по следующим направлениям:
- песни о школе, о детстве:
- песни о временах года и календарных праздниках;
- песни о дружбе, друзьях, доброте;
- песни о животных;
- песни о России, о Родине, о мире;
- песни о семье, о доме;
- шуточные песни.
На протяжении всего разучивания репертуара ведется комплексное ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков. Овладение певческими навыками является результатом большой работы руководителя и всего хора; задача педагога – упорядочить и воспитать вокальные возможности учащихся. К певческим навыкам относятся: правильное звукообразование, дыхание, дикция, стройность, ритмичность, выразительность и экспрессия. Певческие навыки, тщательно согласованные, взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга, должны представлять собой стройную систему. Для этого необходимо постепенно усложнять задачи, расширять диапазон певческих способностей детей.
Работа над звукообразованием:
работа над свободным, полетным, звонким, естественным звучанием;
работа над округлым звучанием гласных;
работа над ровностью и однородностью звучания голоса по всему диапазону;
выработка хорошего унисона;
освоение в пении динамических оттенков;
работа над протяженностью и сглаженностью гласных.
Работа над дыханием:
обучение короткому, энергичному, с небольшой задержкой вдоху;
формирование певческого выдоха за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы;
недопустимость смены дыхания в середине слова;
обучение вдоху в характере и темпе произведения;
сохранение вдыхательной установки в пении;
быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе;
цепное дыхание в длинных фразах.
В работе над дыханием используется дыхательная гимнастика, включая элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, а также упражнения, развивающие глубину вдоха и протяженность выдоха.
Работа над дикцией:
работа над расслаблением артикуляционного аппарата;
работа над округлостью гласных звуков и их протяженностью;
тщательное и быстрое произношение согласных при скоплении их в соседних слогах;
раздельное произношение двух одинаковых гласных звуков, стоящих рядом;
совершенствование у детей умения деления на “вокальные слоги” в пении;
правильное произношение текста, выделение логического ударения;
правильное соотношение ударных и безударных слогов;
соблюдение правил вокальной орфоэпии.
Работа над стройностью:
точное воспроизведение звуков данной высоты;
“звуковой диктант”;
повторение фраз различными способами: медленно, быстро, легато, стаккато, форте, пиано...
Работа над ритмичностью:
требовать от хора дружного, точного начала и окончания пения, соблюдения пауз и т. д.;
не делать отклонения в темпе;
не допускать искажения замысла композитора.
Работа над выразительностью и экспрессией (работа над художественным произведением в целом):
иметь ясное представление о характере и стиле исполнения;
наличие систематической работы над всеми вышеуказанными элементами хоровой звучности;
указывать на общий характер звучания;
обсуждение характера исполнения.
Так же в процессе работы над хоровым репертуаром дети знакомятся с музыкально-выразительными средствами:мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
пауза (долгая, короткая);
акцент (лёгкий, сильный);
гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
лад (мажорный, минорный, переменный);
темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
регистр (высокий, средний, низкий);
тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
Сценическая культура: должная (правильная) осанка, сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног, мимика.
Содержание программы
Первый год
Цели и задачи первого года обучения:
приобрести навыки коллективного пения;
привить любовь к пению;
развитие деловых качеств: ответственности, аккуратности;
привить навык самоконтроля за своим пением.
1.Вводное занятие. Пение любимых песен (1 час)
Знакомство с детьми, определение приоритетов в музыкальном искусстве (песни, музыкальные произведения, спектакли, кинофильмы), пение знакомых и любимых песен, игры, загадки) инструктаж по ТБ.
2.Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? (1 час)
Понятие голоса, его воспроизведении, для чего нужен голос в пении, представление о строении и составе голосового аппарата. Выполнение упражнений, которые можно использовать в качестве профилактики оздоровления голосового аппарата не только у учащихся, но и у взрослых. Упражнения дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой. Логоритмическая гимнастика «Лошадка», «Часики». Артикуляционные игры.
3.Хоровое пение. Упражнения (1 час)
Подготовка голосового аппарата (применяется на каждом уроке).
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
-Прослушивание голосов. Пение любой знакомой песни без музыкального сопровождения в удобной тесситуре (тон не задается), простучать заданный ритм; установить нижний предел голоса путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда, установить верхнего предела голоса - исполнить короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполнение беспрерывного восходящего звукоряда на гласный «а» в мажорной гамме.
4.Эмоциональная отзывчивость при исполнении песен различного характера. Разучивание песен.
Отзывчивость на музыку как один из путей формирования у учащихся соответственных нравственных качеств. В исследованиях, посвященных развитию эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в процессе восприятия музыки отмечается, что решение поставленной задачи связывается с принципом ''музыка - это жизнь''. Этот путь опирается на поясняющее слово учителя и коллективный характер совместных переживаний при слушании музыки, а потому не исчерпывает полностью специфику воздействия музыки на сферу гуманных чувств. Эмоционально - нравственная отзывчивость понимается как форма проявления гуманных чувств в ответ на эмоциональные состояния себе подобных или любого живого существа в ситуации непосредственного общения.
Особенности: Эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеется, зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт музыке и пр.).
Подготовка голосового аппарата.
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Знакомство с песней.
Вступление.
Задача: познакомить детей с композитором, автором слов, временем создания.
Требования: краткость, выразительность.
Методы и приемы работы: рассказ, демонстрация портретов, рассматривание иллюстраций.
Слушание.
Задача: вызвать у детей интерес к песне.
Требования: эмоциональность, увлеченность.
Методы и приемы работы: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.
Беседа.
Задача: узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания и музыкальной характеристики песни.
Требования: создание условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, внимательное отношение ко всем высказываниям детей, активизация словаря.
Методы и приемы работы: создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.
5.Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры (1 час)
Подготовка голосового аппарата (применяется перед каждым разучиванием и исполнением песни).
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
Впевание песни.
Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.
Требования: выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.
Методы и приемы работы: Пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение средствами иллюстрации: стих, фото- и видео материалы, метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.
Движения под музыку.
Инсценировка песни.
Задача: научить двигаться и петь одновременно под любую знакомую песню.
Игры: «Вот денек хороший», «Какие мы?», «Хоровод друзей», «Весёлая разминка».
Вокальные упражнения: «Андрей воробей…», «Динь-дон», «Ходит зайка по саду», «Как под горкой под горой», «Дили, дили, дон».
6.Хоровое пение. Упражнения на развитие голоса (1 час)
Подготовка голосового аппарата.
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
- Учимся расслаблять гортань
-Зарядка для лица
-Прорабатываем нижнюю челюсть
-Природный тон
-Совершенствование органов дыхания
-Упражнения для верхних резонаторов
-Скороговорки
-Выработка подвижности голоса
-Прогуживание, гудение.
7.Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков (1 час)
Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В. Емельянова.
Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.
Знакомство с длительностями звуков (целыми, половинными, четвертями, восьмыми, шестнадцатыми)
8.Хоровое пение. Вокальные упражнения. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания (1 час)
Понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его характер; умение видеть в нем определенное содержание; умение выделить некоторые средства выразительности (темп, громкость и пр.).
9. Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры (1 час)
Практика. Подготовка голосового аппарата.
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
Закрепление инсценировки песни.
Игры: «Вот денек хороший», «Какие мы?», «Хоровод друзей», «Весёлая разминка».
Вокальные упражнения: «Андрей воробей…», «Динь-дон», «Ходит зайка по саду», «Как под горкой под горой», «Дили, дили, дон».
10. Хоровое пение. Разучивание песен. Движения под музыку. Вокальные упражнения (1 час)
Подготовка голосового аппарата.
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Впевание песен.
11. Хоровое пение. Упражнения для развития голоса, игры (1 час)
Подготовка голосового аппарата.
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
12. Хоровое пение. Упражнения для развития голоса. Разучивание песен (1 час)
Разучивание песни:
Впевание.
Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.
Требования: выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.
Методы и приемы работы: Пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение средствами иллюстрации: стих, фото- и видео материалы, метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.
13. Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни (1 час)
Если в дирижерской доле замах является основным предупреждающим моментом, то момент «точки»— главным организующим.
«Точка» — это не остановка, а грань доли. Интенсивность «точки» зависит от характера музыки: она может быть то резкой, острой, то смягченной, пружинистой. Но всегда, при любом темпе и динамике, «точка» должна быть ясной и четкой.
Дети должны понимать такие понятия: точка в музыке, вступление. Понимать дирижёрский жест учителя.
Впевание песен.
14. Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры (1 час)
Подготовка голосового аппарата.
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Впевание песен.
15. Пение любимых песен (1 час)
Пение любимых песен по выбору учеников, тех песен, которые разучивали в начале учебного года, либо в прошлом году.
16. Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем (1 час)
17. Лад. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями (1 час)
Подготовка голосового аппарата.
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Впевание песен.
Знакомство с видами ладов в музыке. (мажор, минор)
Различение ладов в песнях.
18-19. «Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер (2 часа)
Цель: Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера; учить различать оттенки одного настроения в песнях.
Прослушивание шуточных песен. Анализ. Исполнение.
20. Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Звуковедение (1 час)
Вокальные упражнения.
Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время наилучшему усвоению репертуара. Например:
- нисходящие трёх-пятиступенные построения, начиная с середины регистра, то же в нисходящем движении, начиная с нижних звуков регистра.
- смена гласных на повторяющемся звуке;
- гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков);
- трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;
- небольшие мелодические обороты (отрывки песен, подсознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые попевки).
Перечисленные упражнения и другие (по усмотрению хормейстера) необходимо петь как в пределах тональности, так и меняя тональность, в хроматическом порядке, при условии хорошей подготовленности детей.
Звуковедение
В меру открытый рост, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных. Твёрдая атака. ровное звуковедение Протяжённость отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Преимущественно мягкая атака звука, Округление гласных.
21. Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями (1 час)
Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:
–различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.
Чистота интонации так же зависит от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации у детей я использую некоторые приемы:
Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
Использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни; Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования; Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга; Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения;
Фальшиво поющих детей я размещаю так, чтобы они ближе сидели ко мне и между поющими детьми, следили за моим исполнением, артикуляцией. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, стараюсь показать, как надо растянуть звук “потоньше”, какое положение придать губам и т. д.
22. Русские народные песни. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок (1 час)
Знакомство с русским народным жанром в музыке. Характерные черты этого жанра.
Исполнение народных песен.
23. Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля (1 час)
Цель: учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; ... не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.
24. Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев (1 час)
Задачи: Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Впевание патриотических песен.
25. Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры (1 час)
Цель: Разучить движения к патриотической песне.
26. Чистое интонирование. Работа над песнями (1 час)
Упражнения на интонированиеПоём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).
27. Музыкальные скороговорки. Работа над артикуляцией (1 час)
Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.
Практика. Вокально – хоровая работа над репертуаром.
28. Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры (1 час)
Подготовка голосового аппарата.
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Впевание песен.
29. Я хочу стать дирижером. Учимся понимать и дирижерские жесты. Кто такой дирижер (1 час)
Цель: Формирование у учащихся знаний о дирижерских жестах и их значении (внимание, дыхание, вступление, снятие), и умений правильно понимать их при исполнении песни.
Задачи: - познакомить с понятиями – дирижер и дирижерские жесты;
- научить четко произносить и пропевать слова в песне;
- добиться устойчивого интонирования одноголосного пения;
- развить чувство коллективного творчества;
- воспитать чувство эстетического вкуса.
30. Хоровое пение. Дыхательные упражнения (1 час)
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Дыхательные упражнения
Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
«Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.
31-32. Хоровое пение. Поиск выразительности фразы (2 часа)
Цель: Уметь петь в различных нюансах, выразительно.
Хоровое произведение делится на отдельные построения. В основе построения лежит музыкальная фраза. Разделение произведения на фразы, называется фразировкой. Фразы разделяются цезурами, во время которых, певцами берётся дыхание. Работая над произведением, дирижёр должен точно определить, в зависимости от фразировки, где певцам следует взять дыхание, а где нет. Логике развития музыкального произведения помогает динамика, т.е. сила звука. Смена динамики, называется нюансировка. Разнообразная нюансировка – обязательное условие выразительного исполнения. Умение петь в различных нюансах связано с хорошими вокальными навыками, например, крикливое пение - признак низкой исполнительской культуры хора.
33. Отчётное выступление
Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители)
Задача: создание необходимого эмоционального настроя
Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении, вдохновляющие слова на исполнение песни.
Поощрение: аплодисменты слушателей.
Содержание разделов программы
Второй год
Цели и задачи 2 года обучения:
Научить управлять своим голосом во время коллективного пения;
формировать культуру поведения в социуме;
развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.
развитие певческого голоса;
1.Вводное занятие (1 час)
Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.
2.Хоровое пение. Разучивание песен. Певческая установка и дыхание (1 час)
Цель: Рассмотреть разницу между певческим и обиходным дыханием.
Практика. Упражнения, тренирующие дыхание, отработка задержки дыхания и «цепного» дыхания.
Знакомство с песней.
Вступление.
Задача: познакомить детей с композитором, автором слов, временем создания.
Требования: краткость, выразительность.
Методы и приемы работы: рассказ, демонстрация портретов, рассматривание иллюстраций.
Слушание.
Задача: вызвать у детей интерес к песне.
Требования: эмоциональность, увлеченность.
Методы и приемы работы: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.
Беседа.
Задача: узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания и музыкальной характеристики песни.
Требования: создание условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, внимательное отношение ко всем высказываниям детей, активизация словаря.
Методы и приемы работы: создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.
3.Хоровое пение. Вокальные упражнения. Разучивание песен. Певческая постановка корпуса (1 час)
Подготовка голосового аппарата
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего.
Разучивание песни.
Задача: освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа.
Требования: разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.
Методы и приемы работы: применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая стих песни, показ иллюстраций – подсказок и видеоматериалов по теме песни, пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения.
Применение метода звуковысотного показа рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание хором (всей группой), подгруппами ( 3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке. Метод пропевания мелодии с плавным движением руки.
4.Хоровое пение. Разучивание песен. Певческая постановка корпуса и обучение дыханию (1 час)
Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Знакомство с навыками “цепного дыхания” (пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз).
Впевание.
Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.
Требования: выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.
Методы и приемы работы: Пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение средствами иллюстрации: стих, фото- и видео материалы, метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.
5.Хоровое пение. Развитие музыкального слуха и голоса. Распевание. Работа над песнями (1 час)
Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.
Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.
6-7. Хоровое пение. Звуковедение и дикция. Работа над песнями (2 часа)
Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.
Практика. Вокально – хоровая работа над репертуаром.
8-9. Хоровое пение. Развитие артикуляционного аппарата. Продолжение работы над песнями (2 часа)
Практика. Артикуляционная гимнастика В. Емельянова.
Впевание.
10. Хоровое пение. Разучивание новогодней песни (1 час)
Практика. Подготовительный этап - Знакомство с песней.
Вступление.
Задача: познакомить детей с композитором, автором слов, временем создания.
Требования: краткость, выразительность.
Методы и приемы работы: рассказ, демонстрация портретов, рассматривание иллюстраций.
Слушание.
Задача: вызвать у детей интерес к песне.
Требования: эмоциональность, увлеченность.
Методы и приемы работы: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.
Беседа.
Задача: узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания и музыкальной характеристики песни.
Требования: создание условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, внимательное отношение ко всем высказываниям детей, активизация словаря.
Методы и приемы работы: создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.
11. Хоровое пение. Работа над песней. Повторение изученных песен (1 час)
Практика. Пение (разучивание).
Задача: освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа.
Требования: разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.
Методы и приемы работы: применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая стих песни, показ иллюстраций – подсказок и видеоматериалов по теме песни, пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения.
Применение метода звуковысотного показа рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание хором (всей группой), подгруппами (3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке. Метод пропевания мелодии с плавным движением руки.
12. Хоровое пение. Вокальные упражнения. Повторение изученных песен. Разучивание новогодней песни (1 час)
Практика. Впевание.
Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.
Требования: выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.
Методы и приемы работы: Пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение средствами иллюстрации: стих, фото- и видео материалы, метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.
13. Хоровое пение. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями (1 час)
Практика.
Подготовка голосового аппарата
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
Впевание песни.
14. Хоровое пение. Работа над новогодней песней (1 час)
Практика. Подготовка голосового аппарата
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
Впевание. Работа над вокально-хоровыми навыками..
15. Хоровое пение. Ансамбль и строй (1 час)
Беседа о том, что необходимо при исполнении произведений слушать других исполнителей, стараться петь в унисон со своей партией.
Практика. Упражнения, песенный материал.
16. Игровой, задорный характер в музыке (1 час)
Практика. Цель: Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера; учить различать оттенки одного настроения в песнях.
Прослушивание шуточных песен. Анализ. Исполнение.
17. Хоровое пение. Выработка унисона (1 час)
Ознакомление ребят с понятием унисон.
Задачи:
1.Рассказать ребятам, что такое фонограмма и унисон;
2.Развивать творческую активность детей;
3.Воспитывать дружеское отношение в коллективе
18. Хоровое пение. Устойчивое интонирование одноголосного пения (1 час)
Цель: добиваться устойчивого интонирования одноголосного пения.
19. Хоровое пение. Разучивание патриотической песни (1 час)
Подготовка голосового аппарата
Знакомство с патриотической песней.
Вступление.
Задача: познакомить детей с композитором, автором слов, временем создания.
Требования: краткость, выразительность.
Методы и приемы работы: рассказ, демонстрация портретов, рассматривание иллюстраций.
Слушание.
Задача: вызвать у детей интерес к песне.
Требования: эмоциональность, увлеченность.
Методы и приемы работы: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.
Беседа.
Задача: узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания и музыкальной характеристики песни.
Требования: создание условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, внимательное отношение ко всем высказываниям детей, активизация словаря.
Методы и приемы работы: создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.
20. Хоровое пение. Работа над вокально-хоровыми навыками (1 час)
Подготовка голосового аппарата
Пение (разучивание).
Задача: освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа.
Требования: разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.
Методы и приемы работы: применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая стих песни, показ иллюстраций – подсказок и видеоматериалов по теме песни, пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения.
21-22. Вступление. Дыхание. Выразительность. Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью (2 часа)
Подготовка голосового аппарата
Работа над правильным дыханием в произведении.
Выразительно петь, передавая характер произведения эмоционально.
23. Работа над песней. Эмоциональность при пении (1 час)
24. Хоровое пение. Развитие голоса (1 час)
Практика. Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.
Освоение системы упражнений ФМРГ.
25-26. Хоровое пение. Гласные звуки. Правильное положение рта при пении гласных (2 часа)
Практика. Подготовка голосового аппарата
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
27-29. Звуки гласные и согласные в пении. Вокализ (2 часа)
Практика.
Цель: научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
Вокализ.
Цель: Познакомить детей с понятием вокализ.
Слушание вокализа. Анализ. Исполнение.
30-31. Артикуляционная гимнастика В. Емельянова (2 часа)
Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.
Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.
32-33. Интонационно-фонетические упражнения В. Емельянова (2 часа)
Цель: развить голос через упражнения В. Емельянова.
Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.
34. Отчётное выступление (1 час)
Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители)
Задача: создание необходимого эмоционального настроя
Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении, вдохновляющие слова на исполнение песни.
Поощрение: аплодисменты слушателей.
Содержание разделов программы
Третий год
Цели и задачи 3 года обучения:
Учить управлять своим голосом во время коллективного пения;
формировать культуру поведения в социуме, на сцене;
развитие певческого голоса;
развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.
развитие творческих способностей обучающихся.
1. Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ (1 час)
Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 3 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.
2. Правила вокально-хорового пения (1 час)
Теория. Беседа о том, как нужно соблюдать правильную певческую установку при пении, сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следить за кратковременной задержкой дыхания перед пением, сознательно следить за дыханием в песнях, исполняемых пиано и пианиссимо, при длительном ослаблении звучности. Менять характер дыхания в зависимости от характера песни или ее части.
3-4. Артикуляционная гимнастика В. Емельянова (2 часа)
Практика.
Цель: Развивать артикуляционный аппарат.
Выполнение упражнений (см. приложение)
5-6. Интонационно-фонетические упражнения В. Емельянова (2 часа)
Практика.
Цель: Развивать артикуляционный аппарат.
Выполнение упражнений (см. приложение)
7-9. Голосовые сигналы доречевой коммуникации (3 часа)
Практика.
Цель: Развитие певческого голоса путём выполнения упражнений.
Выполнение упражнений. (см. приложение)
10-13. Певческое вибрато – развитие механическим путем (4 часа)
Практика.
Цель: Обучать навыку пения на вибрато путем репетиционной работы.
Выполнение упражнений (способов механических) развития певческого вибрато. (см. приложение)
14-16. Ритм и ритмический слух (3 часа)
Практика.
Цель: развить чувство метра и ритма; привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.
Выполнение упражнений: «Спой свое имя», «Хор часов», «Колокольный перезвон».
17-20. Звуковысотный слух (4 часа)
Практика.
21. Тембр и резонаторы (1 час)
Теория. Рассмотреть разницу между певческими голосами по тембрам.
22-24. Самостоятельное исполнение произведений (3 часа)
Практика.
25. Пение лёгким звуком в оживлённом темпе. Работа над передачей весёлого, шуточного характера песни (1 час)
Практика.
26. Устранение сценического волнения (1 час)
Теория. Советы по стилю поведения на сцене и перед выступлением.
Практика. Психологические тренинги для снятия стресса и приобретения навыков самообладания.
27. Дыхание (1 час)
Рассмотреть разницу между певческим и обиходным дыханием.
Практика. Упражнения, тренирующие дыхание, отработка задержки дыхания и «цепного» дыхания.
28-31. Музыкально-образовательные беседы (4 часа)
Теория. Информирование учащихся о различиях певческих голосов.
Практика. Слушание примеров оперных голосов.
32-33. Тренировка певческого дыхания. Задержка дыхания (2 часа)
Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками “цепного дыхания” (пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз).
34. Отчётный концерт (1 час)
Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители)
Задача: создание необходимого эмоционального настроя
Содержание разделов программы
Четвёртый год
Цели и задачи четвёртого года обучения:
-
Учить управлять своим голосом во время коллективного пения;
формировать культуру общения, поведения в социуме, на сцене;
развитие певческого голоса;
развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.
развитие музыкальных и творческих способностей обучающихся.
1. Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ (1 час)
Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.
2.Правила вокально-хорового пения (1 час)
Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.
3-4. Артикуляционная гимнастика В. Емельянова (1 час)
Практика.
Цель: Развивать артикуляционный аппарат.
Выполнение упражнений. (см. приложение)
5-6. Интонационно-фонетические упражнения В. Емельянова (2 часа)
Практика.
Цель: Развивать артикуляционный аппарат.
Выполнение упражнений. (см. приложение)
7-8. Хоровое пение. Канон (2 часа)
Теория.
Практика.
9-10. Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией (2 часа)
Практика.
11. Хоровое пение. Умение слушать (и слышать) себя и товарищей (1 час)
Практика.
12-14. Хоровое пение. Дикция. Ясность и четкость произношения. Скороговорки в медленных и быстрых темпах (3 часа)
Теория. Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.
Практика. Вокально – хоровая работа над репертуаром.
15-21. Закрепление хоровых произведений (7 часов)
Практика. Впевание.
Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.
Требования: выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.
Методы и приемы работы: Пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение средствами иллюстрации: стих, фото- и видео материалы, метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.
22. Хоровое пение. Знакомство с Новогодней песней (1 час)
Практика.
Знакомство с песней.
Вступление.
Задача: познакомить детей с композитором, автором слов, временем создания.
Требования: краткость, выразительность.
Методы и приемы работы: рассказ, демонстрация портретов, рассматривание иллюстраций.
Слушание.
Задача: вызвать у детей интерес к песне.
Требования: эмоциональность, увлеченность.
Методы и приемы работы: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.
Беседа.
Задача: узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания и музыкальной характеристики песни.
Требования: создание условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, внимательное отношение ко всем высказываниям детей, активизация словаря.
Методы и приемы работы: создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.
23-25. Хоровое пение. Работа над вокально-хоровыми навыками в Новогодней песне (4 часа).
Практика
Пение (разучивание).
Задача: освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа.
Требования: разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.
Методы и приемы работы: применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая стих песни, показ иллюстраций – подсказок и видеоматериалов по теме песни, пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения.
Применение метода звуковысотного показа рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание хором (всей группой), подгруппами (3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке. Метод пропевания мелодии с плавным движением руки.
26. Охрана и гигиена детского голоса. Заболевания голосового аппарата (1 час)
Теория. Опасности мутационного периода. Как защитить свой голос.
27-28. Охрана детского голоса (2 часа)
Теория. Опасности мутационного периода. Как защитить свой голос.
29. Мужские голоса (1 час)
Теория. Информирование учащихся о различиях мужских голосов.
Практика. Слушание примеров оперных голосов.
30. Женские голоса (1 час)
Теория. Информирование учащихся о различиях женских голосов.
Практика. Слушание примеров оперных голосов.
31. Упражнения на дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Пение лёгкое, подвижное, без напряжения (1 час)
32-33. Что такое мутация? (2 часа)
Теория.
Цель: Дать понятие мутация. Беседа о том когда происходит мутация, чем оно обусловлено у девочек и у мальчиков.
34. Отчётный концерт (1 час)
Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители)
Задача: создание необходимого эмоционального настроя
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Теор.часы |
Практ.часы |
Итого часов |
1 |
Вводное занятие. Пение любимых песен. |
- |
1 |
1 |
2 |
Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? |
- |
1 |
1 |
3 |
Хоровое пение. Упражнения. |
- |
1 |
1 |
4 |
Эмоциональная отзывчивость при исполнении песен различного характера. Разучивание песен. |
- |
1 |
1 |
5 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
- |
1 |
1 |
6 |
Хоровое пение, упражнения на развитие голоса. |
- |
1 |
1 |
7 |
Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. |
- |
1 |
1 |
8 |
Хоровое пение. Вокальные упражнения. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания. |
- |
1 |
1 |
9 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
- |
1 |
1 |
10 |
Хоровое пение. Разучивание песен. Движения под музыку. Вокальные упражнения. |
- |
1 |
1 |
11 |
Хоровое пение. Упражнения для развития голоса, игры. |
- |
1 |
1 |
12 |
Хоровое пение. Упражнения для развития голоса. Разучивание песен. |
- |
1 |
1 |
13 |
Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни. |
- |
1 |
1 |
14 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
- |
1 |
1 |
15 |
Пение любимых песен. |
- |
1 |
1 |
16 |
Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. |
- |
1 |
1 |
17 |
Лад. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями. |
- |
1 |
1 |
18-19 |
«Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. |
- |
2 |
2 |
20 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Звуковедение. |
- |
1 |
1 |
21 |
Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями. |
- |
1 |
1 |
22 |
Русские народные песни. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок. |
- |
1 |
1 |
23 |
Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля |
- |
1 |
1 |
24 |
Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев. |
- |
1 |
1 |
25 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
- |
1 |
1 |
26 |
Чистое интонирование. Работа над песнями. |
- |
1 |
1 |
27 |
Музыкальные скороговорки. Работа над артикуляцией. |
- |
1 |
1 |
28 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
- |
1 |
1 |
29 |
Я хочу стать дирижером. Учимся понимать и дирижерские жесты. Кто такой дирижер. |
- |
1 |
1 |
30 |
Хоровое пение. Дыхательные упражнения. |
- |
1 |
1 |
31-32 |
Хоровое пение. Поиск выразительности фразы. |
- |
2 |
2 |
33 |
Отчётное выступление. |
- |
1 |
1 |
|
Итого |
- |
33 |
33 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п |
Тема урока |
Теор.часы |
Практ.часы |
Итого часов |
1 |
Вводное занятие. |
- |
1 |
1 |
2 |
Хоровое пение. Разучивание песен. Певческая установка и дыхание. |
- |
1 |
1 |
3 |
Хоровое пение. Вокальные упражнения. Разучивание песен. Певческая постановка корпуса. |
- |
1 |
1 |
4 |
Хоровое пение. Разучивание песен. Певческая постановка корпуса и обучение дыханию. |
- |
1 |
1 |
5 |
Хоровое пение. Развитие музыкального слуха и голоса. Распевание. Работа над песнями. |
- |
1 |
1 |
6 |
Хоровое пение. Звуковедение и дикция. Работа над песнями. |
- |
1 |
1 |
7 |
Хоровое пение. Звуковедение и дикция. Продолжение работы над песнями. |
- |
1 |
1 |
8 |
Хоровое пение. Развитие артикуляционного аппарата. Продолжение работы над песнями. |
- |
1 |
1 |
9 |
Хоровое пение. Развитие артикуляционного аппарата. Повторение песен. |
- |
1 |
1 |
10 |
Хоровое пение. Разучивание новогодней песни. |
- |
1 |
1 |
11 |
Хоровое пение. Работа над песней. Повторение изученных песен. |
- |
1 |
1 |
12 |
Хоровое пение. Вокальные упражнения. Повторение изученных песен. Разучивание новогодней песни. |
- |
1 |
1 |
13 |
Хоровое пение. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями. |
- |
1 |
1 |
14 |
Хоровое пение. Работа над новогодней песней. |
- |
1 |
1 |
15 |
Хоровое пение. Ансамбль и строй. |
- |
1 |
1 |
16 |
Игровой, задорный характер в музыке. |
- |
1 |
1 |
17 |
Хоровое пение. Выработка унисона. |
- |
1 |
1 |
18 |
Хоровое пение. Устойчивое интонирование одноголосного пения. |
- |
1 |
1 |
19 |
Хоровое пение. Разучивание патриотической песни. |
- |
1 |
1 |
20 |
Хоровое пение. Работа над вокально-хоровыми навыками. |
- |
1 |
1 |
21-22 |
Вступление. Дыхание. Выразительность. Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью. |
- |
2 |
2 |
23 |
Работа над песней. Эмоциональность при пении. |
- |
1 |
1 |
24 |
Хоровое пение. Развитие голоса. |
- |
1 |
1 |
25-26 |
Хоровое пение. Гласные звуки. Правильное положение рта при пении гласных. |
- |
2 |
2 |
27-29 |
Звуки гласные и согласные в пении. Вокализ. |
- |
3 |
3 |
30-31 |
Артикуляционная гимнастика В.Емельянова. |
- |
2 |
2 |
32-33 |
Интонационно-фонетические упражнения В.Емельянова. |
- |
2 |
2 |
34 |
Отчётное выступление. |
- |
1 |
1 |
|
Итого |
- |
34 |
34 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Тема урока |
Теор.часы |
Практ.часы |
Итого часов |
1 |
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. |
1 |
- |
1 |
2 |
Правила вокально-хорового пения. |
1 |
- |
1 |
3-4 |
Артикуляционная гимнастика В. Емельянова. |
- |
2 |
2 |
5-6 |
Интонационно-фонетические упражнения В. Емельянова. |
- |
2 |
2 |
7-9 |
Голосовые сигналы доречевой коммуникации. |
- |
3 |
3 |
10-13 |
Певческое вибрато – развитие механическим путем. |
- |
4 |
4 |
14-16 |
Ритм и ритмический слух. |
- |
3 |
3 |
17-20 |
Звуковысотный слух. |
- |
4 |
4 |
21 |
Тембр и резонаторы.
|
1 |
- |
1 |
22-24 |
Самостоятельное исполнение произведений. |
- |
3 |
3 |
25 |
Пение лёгким звуком в оживлённом темпе. Работа над передачей весёлого, шуточного характера песни. |
- |
1 |
1 |
26 |
Устранение сценического волнения. |
- |
1 |
1 |
27 |
Дыхание. |
- |
1 |
1 |
28-31 |
Музыкально-образовательные беседы. |
2 |
2 |
4 |
32-33 |
Тренировка певческого дыхания. Задержка дыхания. |
- |
2 |
2 |
34 |
Отчётный концерт. |
- |
1 |
1 |
|
Итого |
5 |
29 |
34 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема урока |
Теор.часы |
Практ.часы |
Итого часов |
1 |
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. |
1 |
- |
1 |
2 |
Правила вокально-хорового пения. |
1 |
- |
1 |
3-4 |
Артикуляционная гимнастика В. Емельянова. |
- |
2 |
2 |
5-6 |
Интонационно-фонетические упражнения В. Емельянова. |
- |
2 |
2 |
7-8 |
Хоровое пение. Канон. |
1 |
1 |
2 |
9-10 |
Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией. |
- |
2 |
2 |
11 |
Хоровое пение. Умение слушать (и слышать) себя и товарищей. |
- |
1 |
1 |
12-14 |
Хоровое пение. Дикция. Ясность и четкость произношения. Скороговорки в медленных и быстрых темпах. |
- |
3 |
3 |
15-21 |
Закрепление хоровых произведений. |
- |
7 |
3 |
22 |
Хоровое пение. Работа над вокально-хоровыми навыками. |
- |
1 |
1 |
23-25 |
Хоровое пение. Работа над вокально-хоровыми навыками. |
- |
3 |
3 |
26 |
Охрана и гигиена детского голоса. Заболевания голосового аппарата. |
- |
1 |
1 |
27-28 |
Охрана детского голоса. |
2 |
- |
2 |
29 |
Мужские голоса. |
1 |
- |
1 |
30 |
Женские голоса. |
1 |
- |
1 |
31 |
Упражнения на дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Пение лёгкое, подвижное, без напряжения. |
- |
1 |
1 |
32-33 |
Что такое мутация? |
2 |
- |
2 |
34 |
Отчётный концерт. |
- |
1 |
1 |
|
Итого |
9 |
25 |
34 |
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение
Занятия проходят в кабинете музыки. В кабинете имеется комплект мебели, компьютер, м/м проектор, доска, фортепиано, синтезатор.
Оснащение образовательного процесса:
записи фонограмм в режиме + и -;
записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.
Список литературы для учителя Апраксина О. Методика развития детского голоса. Учебное пособие. – М., 1983. Виноградов В.П. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 1967. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С.–П., 1997. Емельянов В. Фонопедические упражнения для голосового аппарата, профилактики и устранения расстройства певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков. Методическая разработка. – М., 1987. Казачков С.А. От урока к концерту. – Казань, 1985. Самарин В.А., Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1999. Соколов В. Работа с хором. – М., Музыка, 1983. Стулова Г.П. Детский хор. – М., Музыка, 1978. Стулова Г.П. О певческом дыхании в детском хоре. Музыкальное воспитание в школе. В.9. – М., Музыка, 1974. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992. Стулова Г.П. Теория и практика вокальной работы в школе. Учебное пособие для учителей. – М., 1983. Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сб. научно-методических трудов. – Иркутск, 2003. |
Приложение1
Примерный репертуар для 1- 4 класса
Песни о школе, о детстве: «Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина;
«Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана;
«Вот тогда ты пожалеешь Кулакова». Муз. Г. Струве, сл. Ф.Лаубе;
«Игра». Муз. Шаинского, сл.Р.Рождественского;
«Петь приятно и удобно» сл. и муз. Т.Абелян;
«Дважды два-четыре» сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаински;
«Совсем наоборот». Сл.Т. Волгина, муз. А.Филиппенко.
Песни о временах года и календарных праздниках: «Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.
«Если б не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина;
«Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева.
«5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева;
«Наши мама самые красивые»;
«Когда моя бабуля приходит в гости к нам»;
«Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.
«Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова,
«Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.
«Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова;
«Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.
«Песенка тёплого лета». В. Ударцев;
«За окошком снова непогодица».
Песни о дружбе. друзьях, доброте: «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского;
«Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского, сл. М.Танича ;
«Ты, да я, да мы с тобой». Муз. В.Иванова, сл. М.Пляцковского из к/ф «Тихие троечники»;
«Про дружбу» (из серии "Весна пришла" м/ф "Маша и медведь"). Муз. В. Богатырёва, сл. Д. Червяцова;
«Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского,
«По законам доброты». Муз. Б.Савельева, М.Пляцковского,
«Шире круг». Ольга Полякова.
Песни о России, о Родине, о мире, о победе. «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского;
«Россиночка-Россия». Е. Зарицкая
«Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова.
«Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского;
«И всё о той весне», сл. и муз. Е. Плотниковой.
Песни о семье, о доме: «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной; «Папа может». Муз. В.Шаинского, сл. М.Танича;
«Золотая свадьба». Муз. Р.Паулса, сл. И.Резника;
«Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,
Песни о животных: «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной;
«Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского;
«33 коровы». Муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева,
«Станция слонов». В. Ударцев.
Шуточные песни: «Посиделки» муз. А.Варламова;
«Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и сл. Е. Егорова
Приложение 2
Артикуляционная гимнастикапо системе В.Емельянова
(Каждое упражнение выполнить по четыре раза).
1.Чок, чок, чок, чок,
Покусаем язычок. ( По четыре раза слегка прикусывать кончик языка. )
2.Язычок свой без приказа
Покусаем до отказа. (Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая от начала языка).
3.Жвачки все мы пожуём (покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его).
4.Танец выполнять начнём:
Меж зубами и губами
Языка начнём круженье.
Выполняй скорей движенье!
(Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении).
5.Язычком мы словно шпагой
Поработаем с отвагой .( Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, как бы протыкая насквозь.)
6. Язычком активно щёлкай.
Как лошадка звонко цокай . (Пощёлкать языком, изменяя форму рта).
7. Что – то нам обидно стало,
Настроение пропало.
(Вытянуть нижнюю губу, обнажив дёсны.)
Постарайтесь улыбнуться,
От обиды отвернуться.
( Приподнять верхнюю губу, обнажив дёсны).
9.Массажируем лицо,
Сразу видно мастерство.
(Пройтись по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами
круговым разминающим массажем.)
10. Пальчиками поколотим
Чтоб лицо зарделось очень.
(Пройтись по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев, чтобы лицо загорелось).
11. Пальцы ставим под глаза,
Играем мышцами лица.
(Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза, пытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя активность мышц.
Интонационно – фонетические упражнения.
1. Раскрыть рот, показав зубы и дёсны – «А». Показ рукой на уровне рта.
Каждый звук по четыре раза:
Ш,С,Ф, К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.( Рот активен.)
П и Б – вытянутыми в трубочку губами («Пух», «Бух».)
2. «Страшная сказка» - У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. (Произносить без видимых движений губ и челюсти).
3. Как №2 – (вопрос - ответ.)
4. Штро – бас (А). хххА; хххАО; хххАОУ.
5.Рисуем динозаврика.
Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Упражнение 1. Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным.
Упражнение 2. «Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со все возрастающей силой тона, увеличением объема ротоглоточной полости. На штро-басе – язык на нижней губе. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих все большую высоту вздымающейся волны.
Упражнение 3. «От шепота до крика».
Упражнение 4. «Крик – вой». Исходное положение: сильно открытый рот. После бесшумного вдоха надо перевести крик «А» восходящей интонацией через регистровый порог на гласную «У» с широким открытым ртом (почти «О»). Звук на «У» должен иметь характер громкого воя.
Упражнение 5. Упражнение представляет собою соединение в одном движении упражнение «Волна» и «Крик – вой». После «воя» на гласной «У» интонация резко идет на штро-бас и гласный «А» с расслабленным языком на нижней губе.
Упражнение 6. «Крик – вой – визг». При переходе с «воя на визг» возможно срабатывание еще одного регистрового порога, переводящего гортань из фальцетного в свистковый регистр.