Методические рекомендации «Методы развития чистоты интонирования на занятиях по вокалу»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования города Владикавказа»
структурное подразделение
«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
«Методы развития чистоты интонирования на занятиях по вокалу»
(методические рекомендации)
Исполнитель:
педагог дополнительного образования:
Дзуцева Эльза Борисовна
2023г
Вокальное исполнительство – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Занятия вокалом объединяют детей, создают условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке.
На занятиях вокалом реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Занятия пением способствуют не только художественно-эстетическому, но и социально-коммуникативному развитию, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой стороны – пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, отраженное в песнях. В процессе пения активизируются умственные способности учащихся. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Занятия вокалом влияют на общее состояние организма ребенка, вызывают реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение рассматривают как средство укрепления организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну их форм музыкотерапии, воздействующую на возникновение различных эмоциональных состояний.
Цель данной работы - обобщение опыта работы и оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, занимающихся вокально-хоровой деятельностью в разных видах исполнительского искусства по вопросам формирования вокально - певческих навыков.
Сегодня тема моего выступления – методы развития чистоты интонирования на занятиях по вокалу.
Проблема формирования навыка чистого интонирования в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики.
Чистота певческой интонации зависит от многих факторов, в первую очередь, от степени развития музыкального слуха, и в дальнейшем уже от степени развития певческих навыков.
Прежде всего, дадим определение понятию «чистота интонирования». Точное интонирование или чистая интонация – верная передача высоты музыкальных звуков. Как же его добиться?
В пении всё взаимосвязано. Развитие одних вокальных навыков помогает развиваться другим вокальным, а также творческим, музыкальным навыкам. Такое взаимодействие постепенно формирует голосовой аппарат.
Умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.
Однако специальные исследования показали, что умение петь отнюдь не являются единственным доказательством музыкальной одарённости. Кроме того, есть и другие признаки наличия музыкальных способностей. При этом основные музыкальные способности могут проявляться с различной силой, но все они поддаются развитию. Музыкальные способности развиваются успешно в результате планомерного педагогического воздействия на детей, учитывая индивидуальные особенности их музыкальности.
Но музыкальные способности – приобретаемое свойство личности, не заложенное в человеке от рождения. Предпосылками музыкальных способностей являются задатки. Разные задатки по-разному развиваются, но даже при минимальном воздействии на их развитие и при неблагоприятных условиях – задатки, к примеру, высокого уровня могут развиваться достаточно быстро. наличие музыкальных задатков, а также строение артикуляционного и дыхательного аппаратов, объем глотки – все это предпосылки успешного обучения навыкам вокала.
Отсутствие чистоты интонирования еще не указывает на неспособность к пению. Это высказывание относится к дошкольному и младшему школьному возрасту, когда большинству детей очень сложно правильно передать мелодию песни только потому, что они ранее совсем не пели или не задумывались над правильной интонацией.
Умение правильно передавать мелодию связывается с развитием мелодического слуха, который определяется как «музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии».
Главные компоненты мелодического слуха:
ладовое чувство — эмоциональный компонент музыкального слуха;
музыкальные и слуховые представления.
Одно из проявлений ладового чувства — интерес и любовь к слушанию музыки. Ладовое чувство так же проявляется в узнавании мелодии, в чувствительности к точности музыкальной интонации. Исследования доказали, что при восприятии мелодии у слушающего имеется ладовая настройка, благодаря которой он воспринимает мелодию как нечто целое, а не как простую последовательность отдельных интервалов. Проведённые опыты доказали, что не только взрослые, но и дети воспринимают мелодию как комплекс звуков в их соотношении с тоникой.
Развитие ладового чувства осуществляется на основе развития музыкальных представлений в процессе неоднократного восприятия музыки.
Музыкальные и слуховые представления - представление звуковысотного и ритмического движения мелодии.
Вместе с тем и представление мелодии только тогда становится точным, когда в нём сохраняются и звуковысотные, и ритмические соотношения.
Поэтому нельзя развивать ладовое чувство и музыкальные представления отдельно от музыкально-ритмического чувства.
Умение чисто интонировать возникает только на определённом этапе развития музыкальных представлений, сначала при опоре на непосредственное восприятие мелодии, когда пение поддерживается инструментом или голосом педагога, дающим точное звучание.
Более высокой ступенью является самостоятельное пение знакомых мелодий без сопровождения (без опоры на фортепиано или педагога).
Когда мелодия поётся сразу после прослушивания, но без сопровождения, можно считать, что уже есть элементы пения по представлению, но близко связанные с восприятием и поющий опирается на свежее впечатление.
Способность произвольно, т. е. сознательно, по своему желанию, пользоваться слуховыми представлениями без опоры на их восприятие определяется как «внутренний слух». Пение без сопровождения возможно только при развитом «внутреннем слухе».
Путь развития у детей «внутреннего слуха» в случае слабой способности пользоваться слуховыми представлениями: наиболее целесообразно начинать развивать внутренний слух с наиболее естественной и лёгкой формы его проявления – с представлений, непосредственно связанных с восприятием и имеющих опору в реальном звучании.
У детей с сильным слуховым (репродуктивным) компонентом музыкального слуха «свободные» представления ярко проявляются уже в ранние годы, тогда как у других они возникают лишь в результате большой педагогической работы.
Чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. В пении очень важно умение сохранить правильное певческое звучание. Сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании. Хорошее открывание рта, активная работа губ и языка в соединении с правильным звукообразованием и дыханием облегчает правильное произношение слов и способствует точной, чистой интонации.
Причины неверного вокального интонирования:
отсутствие слухо-голосовой координации;
нарушение строения голосового аппарата;
слаборазвитый музыкальный слух;
плохая артикуляция;
неудобная тональность;
внутренняя зажатость;
невнимательность.
Для устранения проблемной интонации мною была рассмотрена и успешно применяется методика Виктора Вадимовича Емельянова.
Профессиональный вокалист в прошлом и педагог, Виктор Вадимович Емельянов разработал и описал свой фонопедический метод развития голоса в трудах «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования» и «Развитие голоса. Координация и тренинг». ФМРГ направлен на развитие физиологической координации голосового аппарата. Фонопедичность данного метода заключается в том, что его можно использовать в развивающих, профилактических или восстановительных целях. Упражнения фонопедического метода способствуют:
углублению насыщенности звучания голоса;
увеличению диапазона;
приданию полетности звука;
преумножению силы звучания;
и в целом раскрепощенное, свободное звучание при процессе пения.
Данный методический комплекс включает в себя шесть групп упражнений, связанных между собой:
гимнастика артикуляционного аппарата;
интонационно-фонетические упражнения;
тренаж голосовых сигналов доречевой коммуникации;
упражнения для грудного регистра у женщин и детей;
тренировочная программа на переход из грудного в фальцетный регистр;
упражнения фальцетного регистра у женщин и детей.
В изучении вопроса развития интонации обучающихся особенно интересна вторая группа упражнений, предлагаемых Емельяновым.
Упражнение 1. Согласные звуки «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж» произносить активно, каждый по четыре раза. Между звуками рот должен возвращаться в исходное положение: максимально открыт, форма прямоугольника.
Упражнение 2. Носит название «страшная сказка». У обучающегося должен быть испуганный вид, рот открывается словно выдвижной ящичек, движением вперед-вниз. Незаметными движениями губ произносить следующие гласные: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ».
Упражнение 3. Положение рта то же. Суть упражнения заключается в переключении регистров с грудного на фальцетный и обратно, легкими, скользящими глиссандными интонациями.
Упражнение 4. Расслабленное состояние лицевых мышц, язык лежит на нижней губе. В таком расслабленном состоянии со слегка приоткрытым ртом издаем скрипящие звуки по звучанию между «А» и «Э». Звук неопределенной звуковысотности, рокочущий.
Упражнение 5. Отличается от предыдущих тем, что не нуждается в определенном положении, состояние при выполнении повседневно-комфортное. Сначала фальцетом издается высокий полетный звук, при помощи глиссандо спускаемся в грудной регистр к скрипящему звуку из предыдущего упражнения. Польза упражнения состоит в развитии связи пространственного ощущения с голосообразующими движениями.
В детской вокальной педагогике также незаменимы эмоционально-образные методы обучения. Они подбираются соответственно возрасту детей. Примеры подобных методов можно найти в работах Малининой Е.М., Марковой Е.В., Демченко А.Д. и многих других авторов.
В процессе вокального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет необходимые методы и способы, нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, ассоциации.