Особенности работы учителя русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения
Особенности работы учителя русского языка и литературы
в условиях дистанционного обучения
Аннотация: В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения русскому языку и литературы в образовательном процессе гимназии г. Уржума.
Ключевые слова: дистанционное обучение, самостоятельная работа, онлайн-занятие, чат-общение, карта урока, обратная связь.
В статье 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится о возможности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
А далее поясняется, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Да, до апреля 2020 года дистанционное образование было составной частью учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения и реализовывалось в большей или меньшей степени, в зависимости от информационной подготовки учителя, его желания, готовности к переменам и от технических (финансовых) возможностей школы.
Весна 2020 года выбора уже не оставила: в спешном порядке перестраиваться (читайте: изменяться, совершенствоваться), искать пути выхода из, казалось бы, безвыходной ситуации пришлось всем участникам образовательных отношений: учителям, ученикам и их родителям. Система обучения претерпела значительные изменения.
Безусловно, это был очень трудный во всех отношениях период в жизни страны и нашего образования в частности. Через год, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на все сложности, с которыми мы столкнулись, задачи, поставленные перед педагогическими коллективами, были выполнены: школьники смогли учиться, находясь дома в течение почти 2 месяцев. Хотя понятно, что это было настоящим испытанием на прочность всех участников образовательного процесса.
Хочу поделиться своим опытом работы в условиях дистанционного обучения.
Конечно же, за 2 недели объявленных в стране каникул учителями - классными руководителями была проделана большая предварительная работа. На личной странице классного руководителя в социальной сети ВКОНТАКТЕ были созданы беседы по всем изучаемым предметам, в них были приглашены все обучающиеся класса и учитель-предметник. Кроме этого, пришлось регистрироваться в Скайпе (Skype), осваивать работу и создавать групповые чаты для каждого класса, в котором работаешь.
В нашей гимназии учебные занятия в период пандемии проводились в следующих формах: самостоятельная работа; онлайн-занятие; чат-общение. Учитель сам определял, какая форма для конкретного урока в конкретном классе наиболее приемлема и эффективна. Урок, в соответствии с нормами СанПиНа, длился 30 минут. Большинство учителей, в том числе и я, работали из дома.
В чём же особенность названных выше занятий?
1. Урок в форме самостоятельной работы проводился, как и все другие, в соответствии с расписанием, которое выкладывалось ежедневно на сайте гимназии. Взаимодействие учителя и обучающихся происходило через социальную сеть ВКОНТАКТЕ (как в нашем случае) или по специально созданной школьной электронной почте (была создана техническими специалистами гимназии через некоторое время после начала дистанционного обучения). Накануне ученикам в беседе ВК выкладывалась КАРТА УРОКА (Смотри приложение №1) по определённой теме с алгоритмом работы. В случае необходимости прикреплялся электронный учебник, скриншот задания, давалась ссылка на интерактивное упражнение. Дети изучали материал в довольно свободном, удобном для них режиме, однако должны были выполнить задания и отправить его учителю ДО УКАЗАННОГО СРОКА. Все появившиеся вопросы можно было задать таким же образом: по электронной почте или в предметной беседе.
2. Урок в форме чат-общения проходил в социальной сети ВКОНТАКТЕ, в предметной беседе. Для него также была обязательно нужна КАРТА УРОКА, которую выкладывали примерно за 20-30 минут до урока. В начале такого урока ребята отмечали своё присутствие (ставили + в начале занятия). Учитель и ученики общались посредством голосовых сообщений или переписки в течение 30 минут урока.
Вот скриншот урока – защиты публичного выступления на общественно значимую тему через голосовые сообщения (Русский язык, 10 класс, тема «Жанры публицистического стиля речи»).
3. Онлайн-занятия для основной и старшей школы проводились в скайпе или на выбранной учителем образовательной платформе. Дети отмечались перед занятием в чате. Я проводила уроки через голосовую связь с включением демонстрации экрана, что давало возможность активно использовать презентации, видеофрагменты, электронные учебники. Считаю, что видеосвязь лишь мешает нормальному течению урока, отвлекая всех его участников от дела, поэтому её не использовала. Для онлайн-занятий карты уроков уже были не нужны, а вот явка всегда проверялась.
В начале дистанта многие учителя пытались найти такую образовательную платформу, на которой можно было бы работать с классом онлайн и которая отвечала бы образовательным потребностям учителя и обучающихся. Я познакомилась со многими и выбрала Российскую электронную школу (РЭШ).
Однако очень скоро стали понятны преимущества и недостатки различных форм учебных занятий. Я вела уроки русского языка и литературы в четырёх классах: в 7-м, двух 9-х и в 10-м и довольно быстро определилась в способах и формах своей работы. К сожалению, образовательные платформы не были готовы к системной работе с образовательными организациями в силу отсутствия такого опыта и других объективных причин (в основном, это несоответствие предлагаемых занятий рабочей программе). Положительная динамика стала обозначаться лишь к концу учебного года, когда появилось общее видение ситуации, обозначились явные пути действий и решился кадровый вопрос со скиперами видеотрансляций.
Таким образом, довольно быстро стало очевидно, что наиболее эффективны при дистанционном обучении онлайн-уроки в скайпе, даже несмотря на то, что именно они наиболее зависимы от технических условий и возможностей участников УВР (наличие микрофона у детей, хорошего интернета и устойчивого сигнала связи). Поэтому ВСЕ уроки литературы в 9 и 10 классах (Уроки по «Войне и миру» Л. Н. Толстого и «Мёртвым душам» Гоголя) я вела только в скайпе. При серьёзной их подготовке это позволяло изучать великие произведения классики в сложившихся условиях достаточно полноценно. По этой же причине изучение важного раздела «Стилистика» по русскому языку в 10 классе и подготовку к ОГЭ в 9-х классах перенесла в Скайп и лишь иногда в чат-занятия.
Уроки же самостоятельной работы проводила, в основном, в 7 классе и наравне с двумя другими формами.
Безусловно, ни о какой эффективности занятий речи бы не шло, если бы не было главного условия подобного обучения – наличия ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, которая предполагает постоянное взаимодействие ученика и учителя: системного выполнения заданий учеником и системного контроля и коррекции ЗУН учителем.
Вот основные требования, которые должны при этом выполняться: конкретность, корректность; достаточность; своевременность; система контроля.
Да, трудно пришлось и школьникам, особенно с низкой мотивацией и не имеющим привычку много и упорно трудиться, и учителю, который оказался завален фотоотчётами и скриншотами домашних работ, часто низкого качества. Старалась проверять часто, притом не выборочно, а у всего класса. Иногда проверка работ затягивалась до 2 часов ночи, но отказаться от неё было нельзя: это бы перечёркивало весь остальной титанический труд учителя и дезорганизовало обучающихся.
Вот некоторые примеры нашей переписки.
Сначала проверяла домашнюю работу по фотографиям и скриншотам, что было крайне трудоёмко: снимки были низкого качества, для комментирования оценки и ошибок (особенно пунктуационных) надо было делать часто большие записи к сообщениям, на что уходило много сил и времени. Позднее же стала просить учеников набирать работы в Word, особенно сочинения. Это дало возможность наглядно ПОКАЗАТЬ детям допущенные ошибки с помощью заливки и цвета текста и значительно увеличить результативность проверки. (Смотри приложение № 2).
Подобное решение позволило также проверять самостоятельность сочинений учеников на сайтах антиплагиата (Не секрет, что многие дети предпочитали пользоваться ГДЗ!), что очень немаловажно. 9 сочинений – портретных очерков обучающихся 10 класса, написанных во время пандемии, были выложены мной (благо, набирать не надо!) на сайте Урок.рф с уникальностью от 95 % в период с 02.05 по 05.05. 2020 года.
Пример одного из них:
https://урок.рф/library_kids/interesnij_chelovek_162836.html
Кроме того, обучение в новых условиях обнажило ещё одну проблему: показало учителю, как СЛОЖНО подобрать материал для текущего и итогового дистанционного контроля. Да, находясь в классе, мы можем контролировать самостоятельность выполняемой учеником работы. Но как это сделать на расстоянии? В Интернете можно найти практически всё, что нужно! Спасали фотографии из старых книг и дидактические материалы из личной библиотеки. И тогда, весной 2020 года, я начала создавать собственные интерактивные задания тренировочного и контролирующего характера. На помощь мне пришли замечательные сервисы – конструкторы интерактивных заданий https://learningapps.org и https://onlinetestpad.com/ Достаточно было дать классу ссылку на задание и впоследствии посмотреть результат:
Вот пример одного упражнения по литературе. В данный момент на двух названных выше ресурсах мной создано более 100 интерактивных заданий, все они размещены на сайте Урок.рф.
А это часть заданий, созданных на сервисе https://onlinetestpad.com/ .
Обратите внимание на количество их решений.
Подводя итог, ещё раз назову основные принципы работы учителя в условиях дистанционного обучения, которые делают учебно-воспитательный процесс успешным:
- тщательная подготовка к каждому занятию;
- поиски оптимальных методов и приёмов для создания уроков;
- чёткие инструкции для обучающихся;
- тесное взаимодействие учителя и ученика;
- поощрение активных методов обучения;
- наличие эффективных инструментов обратной связи;
- удобные временные рамки работы учащихся;
- чёткие стандарты условий работы;
- обратная связь с родителями.
Итак, дистанционное обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь, кардинально изменило её и заняло прочное место в её реалиях. Ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного обучения детей за школьными партами, именно оно даёт фундаментальные знания и формирует необходимый опыт, но ясно также и то, что в 21 веке обойтись без технологий дистанционного обучения невозможно. Они не должны полностью вытеснить очное обучение, они должны органично вписаться в учебно-воспитательный процесс, дополняя и совершенствуя традиции классической школы, открывая поле деятельности для обучения смешанного.
Благодарю за внимание к публикации!
Примечание.
1. В качестве приложения добавляю карту урока русского языка в 10 классе и пример дистанционной проверки сочинения 9.3 из ОГЭ в 9 классе.
2. Классы в названиях предметных бесед ВК на скриншотах не соответствуют названным в статье (кроме 9-х), так как были измены для работы в 2020 - 2021 учебном году.
Интернет–источники:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/
Вебинар учебного центра Урок.рф «Смешанное обучение в практике цифрового учителя» – Режим доступа: URL: https://урок.рф/course/535
Изображения:
https://www.уц-кадры.рф/assets/images/cources/0006-011-.png
Ссылка на интерактивное упражнение:
https://learningapps.org/view10663163
Ссылка на публичную страницу на сайте - конструкторе тестов:
https://app.onlinetestpad.com/profile/public
Юлия Васильевна Воробьева
Потамошнева Наталья Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Гагаринова Ирина Викторовна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна