Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации. Однако многие дети не имеют возможности посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а индивидуальное обучение не позволяет изучить программу в полном объёме. Системное использование технологий дистанционного обучения – одно из решений проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Моделирование уроков и использование различных дидактических моделей их проведения с применением сетевого образовательного ресурса имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности учащихся:

способствуют индивидуализации учебного процесса;

способствуют развитию активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

направлены на развитие творческо-поисковой деятельности учащихся по добыванию и конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений;

повышают мотивацию учебной деятельности;

построение сетевых учебных курсов (гипертекстовая организация, введение рубрикатора, наличие мультимедийных объектов и т. п.) позволяет при моделировании уроков учитывать разнообразные виды учебной деятельности учащихся, а также представить большой объём учебной информации, чётко структурированной и последовательно организованной;

наличие мультимедийных объектов (аудио-, видеофайлы, различный иллюстративный материал, динамические модели и т.п.) позволяет усилить визуальное восприятие учебного материала, тем самым облегчая его усвоение.

Дистанционное обучение – это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, которые выполняют функцию связующего звена между учениками и учителем, находящимися на расстоянии. Расстояние возникает, когда в школе нет учителя и учащиеся вынуждены обращаться за помощью к учителям, находящимся в других населённых пунктах, когда дети болеют и не могут посещать школу, когда требуется организовать внеклассные индивидуальные занятия для нестандартного ребёнка. Возможно, вы назовете и другие ситуации, в которых дистанционное обучение может стать если не единственной, то очень востребованной формой педагогического общения.

 

Дистанционная форма обучения предоставляет обучающимся возможность освоения образовательных программ в удобное для них время и независимо от их местонахождения, в любом месте, где есть компьютер и Интернет.

Дистанционное обучение алгебре активно использует различные типы ЦОР, в том числе комплекты гипертекстовых мультимедийных материалов, тестовые системы. В дистанционном обучение также возможно использование различных виртуальных конструкторов.

И таких материалов в распоряжении учителя сегодня достаточно много. В рамках различных федеральных программ, нацеленных на развитие российского образования, был разработан большой массив цифровых образовательных ресурсов по всем школьным дисциплинам, в том числе и по алгебре.

Дистанционное обучение может включать и работу с различными нецифровыми материалами. В этом случае в системе дистанционного обучения фиксируются только результаты деятельности обучающегося, например полученные ответы.

Одну из моделей дистанционного обучения алгебре нам предстоит освоить в ходе работы этого мастер-класса, испытав на себе все ее достоинства и недостатки. 

Дистанционное обучение является важнейшей формой образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в учреждения образования современных средств ИКТ.   

Дистанционное обучение представляет собой совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей.  Дистанционная форма обучения не регламентирует временные и территориальные требования к реализации учебного процесса.

Необходимым условием успешной организации дистанционного обучения является:

- описание ожидаемых от ученика действий;

- отбор материала по содержанию;

- структурная организация учебного материала, включение его в процесс обучения;

- выбор типов упражнений (раздел «Теория», «Практика», «Контроль»);

- применение интерактивных информационных обучающих систем;

- комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений.

Применение интерактивных информационных средств обучения повышает эффективность  уроков, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения.

 

Учитель, планирующий дистанционный урок сам должен понимать:

- какие цели он ставит перед собой при разработке урока;

- чему он хочет научить ученика;

- как  сформулировать их для учащегося.

Используя дистанционные технологии педагоги применяют разнообразные формы работы с детьми, среди которых Skype-занятия, web-занятия, где ребята самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания, а педагог его проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию при личной встрече. Ученики постоянно выступают в активной роли. Формы обучения каждого урока соответствуют особенностям восприятия и мыслительной деятельности детей, целям и задачам конкретных занятий.

При такой организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Задача учителя – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Таким образом, создание информационно-образовательной среды обеспечивает доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями и способствует социальной коммуникации и адаптации. Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное – захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.

Инклюзивное образование в общеобразовательной школе дает возможность применять дистанционное обучение с использованием интернет-технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью дистанционного обучения является развитие ребенка посредством неограниченных возможностей сети Интернет и новейших технических средств. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

При дистанционном обучении учитель использует следующие методы:

информационно-рецептивный,

репродуктивный,

проблемное изложение,

эвристический,

исследовательский.

Общение ученика с учителем и учеников между собой является неотъемлемой частью дистанционного обучения. В дистанционном обучении с использованием Интернет-технологий возможно применение различных типов общения с использованием возможностей компьютерных сетей, возможностям сетевых коммуникаций:

общение типа «один с одним»;

общение типа «один со многими»;

общение типа «многие со многими».

Общение типа «один с одним» используется при проведении индивидуальных консультаций, когда преподаватель отвечает одному обучающемуся или один обучающийся — другому. Основной признак этого типа общения — приватность, которая предполагает, что содержание сообщений недоступно остальным участникам образовательного процесса.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в дистанционной форме: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от сложности учебного материала.

При дистанционном обучении учитель «ведет за руку» каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет: прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Как происходит обучение? Учитель в назначенное время звонит ученику в skype. Начинается урок. Как было сказано выше, уроки могут быть как индивидуальными, так и в режиме видеоконференции. В первом случае в обучении участвует один ученик, во втором случае несколько учеников из одной параллели, имеющих одинаковый уровень обученности и обучаемости. Кратко технологию обучения можно представить таким образом: учитель объясняет учебный материал, показывая посредством графического планшета алгоритмы, способы и методы решения на примере задач. После того, как ученики поняли ход решения, можно предложить им для самостоятельной работы задания. Для этого сначала их сканируем, а затем файл отправляем в сообщении в программе skype. Далее можно работать по-разному:

1. Можно зайти через программу Tiam Viewer в компьютер ученика и в режиме реального времени увидеть, как он решает задачу, печатая в документе Microsoft World. В данном случае кроме обучения математике ученик осваивает еще один предмет – информатику.

2. Ученик может подключить к своему компьютеру графический планшет и решать в нем. Учитель увидит решение в режиме реального времени, зайдя в компьютер ученика через программу Tiam Viewer.

3. Ученик может решать в тетради, затем отсканировать и отправить свое решение на проверку по skype.

Нужно отметить, первые 2 варианта наиболее продуктивны, так как они экономят время и позволяют контролировать процесс освоения учеником новых знаний, дабы избежать нежелательных ошибок, которые во время закрепления материала имеют тенденцию становиться привычными. Во время решения ученик проговаривает свои действия, что способствует более эффективному обучению.

По своей структуре такие занятия приближены к традиционным урокам классно-урочной системы. В дистанционном обучении учитель может использовать авторские учебные курсы, которые размещает на специальных платформах. Например, существует платформа www/e-km-school, которая позволяет учителю разрабатывать собственный дистанционный курс с использованием готовых интерактивных мультимедийных блоков, опросников, кнопочных тестов. Данная платформа требует небольших материальных затрат (1200 руб. в год) и позволяет учителю получить доступ к огромной мультимедийной базе этой платформы с целью создания собственных заданий, а так же целых курсов на любые учебные темы школьной программы, которые ученики будут проходить самостоятельно, результаты обучения (результаты тестовых заданий) учитель увидит в своем «личном кабинете». Кроме этой платформы интернет предлагает сайт для учителей www/learning, на котором учитель может создавать авторские задания в виде викторин, игры «Как стать миллионером», ленты времени и т.д. Имея опыт создания таких интерактивных заданий, могу с уверенностью сказать, что мотивация учеников при использовании таких игровых средств обучения значительно повышается, им нравиться учиться, обучение проходит «легко, быстро, весело». Они с нетерпением ждут этих занятий, одновременно получая крепкие знания и положительные эмоции.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитель сталкивается с такими проблемами как:

- психологические проблемы обучающихся;

- неумение пользоваться современными техническими средствами;

- низкая скорость Интернет.

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране находится на начальном этапе своего развития. Обладая рядом особенностей, оно позволяет эффективно организовать взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуется через специфичные средства, дает возможность получить качественное образование детям с ОВЗ и направлено на развитие интеллекта, а также на их социализацию и самореализацию.

Особенности обучения детей-инвалидов с использованием сетевых образовательных ресурсов.

Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода

Реализация дистанционного обучения предусматривает проектирование сетевым учителем уроков по специальной технологической карте, используемой как механизм индивидуализации учебного процесса через применение различных индивидуально-ориентированных моделей организации урока, учебных планов в соответствии с образовательными потребностями и возможностями детей - инвалидов.

Гибкость организационной структуры учебной деятельности

В условиях обучения детей с ОВЗ особенную важность приобретает приоритетная задача образования - сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Для учащихся, осваивающих учебные программы по индивидуальным учебным планам образовательное пространство I- Школы предусматривает различные конфигурации построения индивидуальной образовательной стратегии — пошаговое или модульное освоение учащимися учебных программ.

Возможность организации групповой работы.

В условиях дистанционного обучения детей-инвалидов особую роль играет организация групповых форм обучения. Во-первых, учащиеся получают возможность общаться, что для данной категории школьников очень ценно, во-вторых, не посещая школу, ребята имеют возможность сотрудничать в учебном пространстве с одноклассниками. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет сформировать виртуальный класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути её решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения.

Возможность интенсификации процесса обучения

Планирование индивидуальной учебной деятельности является предметом обсуждения и согласования каждого учащегося со своим сетевым преподавателем. Дети с ОВЗ нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения

Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.

При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигм образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Таким образом, дидактические свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.

Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов:

Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.

Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой.

Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат.

            Дистанционный урок – это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определённых временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. Данный способ обучения особенно актуален при обучении детей с ограниченными возможностями.

            Основой для построения урока является совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам учащегося, быть ориентированным на их практическую деятельность ( нынешнюю и будущую), развивать мышление и практические навыки учащегося. Каждый урок имеет свои отличительные черты и особенности.

            Каждый школьник обеспечен необходимыми аппаратными средствами и программным продуктом, но, не хватает документ-камеры, что позволит контролировать запись обучающегося в рабочей тетради и облегчит учителю объяснение новой темы, особенно на уроках математического цикла.

            Сетевые образовательные ресурсы,  являясь средством дистанционного учебного процесса, по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют ставить и решать сложные задачи педагогики в процессе обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. На своих уроках использую задания для работы в вставить какие я использую сайты и ресурсы Такие разработанные задания являются одной из особенностей дистанционного урока. Задание можно начать выполнять на уроке, а закончить самостоятельно. К сожалению, и здесь есть «подводные камни» как то: предусматривается работа с текстовым редактором Word, в то время как на компьютере установлен NeoOffise, далее, предусмотрена работа в поисковой системе, но фильтры не дают доступа к ней.

            При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией ( презентаций и демонстраций таблиц) повышают усвоение материала до 65% (для сравнения: во время обычного объяснения материала усваивается только 5%).

         Актуальным остается интерактивное обучение ученик-учитель. Использование сервиса Team Weaver позволяет учителю использовать контрольный блок так, чтобы ответив на вопросы теста, обучающийся сразу получил оценку. Данным сервисом пользуюсь, как для объяснения новой темы, так и для исправления ошибок в работе ребенка во время урока.

            Сценарий дистанционного урока может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.

            Например: технологическая карта дистанционного урока математики с использованием ЦОР

 

Предмет, класс

Математика

ФИО учителя

Зыбёнкина Татьяна Витальевна

Тема урока,

урока по теме

Деление десятичных дробей

Актуальность использования средств ИКТ

возможность представления материала в мультимедийном виде; визуализация материала; формирование коммуникативных навыков

Цель урока

 

 

 

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 

 

Помочь обучающимся в осознании социальной и практической значимости учебного материала; обеспечение развития умений сравнивать и классифицировать познавательные объекты. 

Воспитание ответственности и терпения

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

ПК, программные средства: MSPowerPoint, Team Weaver

Методическое описание использования ЦОР на уроке

Обучающие, проверяющие, демонстрационные.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1

Организационный момент

Цель

Настроить обучающегося на активную работу на уроке, мотивировать на восприятие материала, подготовка начала урока ( отметить начало урока)

Длительность этапа

2 мин

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции учителя на данном этапе

Организация самостоятельной работы учащегося в сети

Этап 2

Актуализация и проверка ранее усвоенных знаний

Цель

Проверка знаний

 

Выполнение тестовых заданий

Длительность этапа

5 мин

Форма организации деятельности обучающегося

Индивидуальная

Функции учителя на данном этапе

Организатор, координатор

Основные виды деятельности учителя

Побуждает к формулированию учебной цели и задач, организует самостоятельную работу учащихся с ЦОРами, усиливает мотивацию обучающегося к предмету и изучаемой теме

Этап 3

Изучение нового материала

Цель

Познакомить обучающегося с новыми понятиями

Длительность этапа

15 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа с презентацией «Деление десятичных дробей»

Форма организации деятельности обучающегося

Индивидуальная

Функции учителя на данном этапе

Организатор, консультант

Основные виды деятельности учителя

Помогает обучающемуся самостоятельно осмыслить новые математические понятия

Этап 4

Этап закрепления и обобщения знаний

Цель

Закрепить полученные знания. Проверить степень усвоения фактического материала.

Основной вид деятельности

Организация работы обучающегося

Форма организации деятельности обучающегося

Отвечает на вопросы

Функции учителя на данном этапе

Контролирующая, консультационная

Длительность этапа

5 мин

Этап 5

Итог урока

Цель

Самоанализ результата работы на уроке

Длительность этапа

2 мин

Форма организации деятельности обучающегося

Индивидуальная

Функции учителя на данном этапе

Побуждать обучающегося к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений

Основные виды деятельности учителя

Анализирующая, направляющая, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание: п 37, ресурс

Ссылка ресурса, № ?

 

            Критерии оценки и требования к проведению дистанционного урока математики включает в себя внешний и внутренний порядок урока. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание урока. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время урока. Внутренний порядок урока ( его структура), целесообразное распределение урока на этапы, т.е. урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую обучающихся, стимулирующую процесс обучения, побуждающий мотивацию, т.е. обучающиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить.

            Каждый урок должен соответствовать дидактическим принципам; наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному уроку.

            Для того, чтобы урок имел результат, необходима активность обучающихся. В первую очередь нужно создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться обучающимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока. Мотивация достигается реальными целевыми установками обучающихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться «странные истории», неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация позволяет включать обучающихся в осознанный процесс познания. Например, соединять познание с опытом обучающихся, побуждать обучающихся к познанию и решению проблем. Характер урока должен носить частично – поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющие учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи.

            Домашнее задание может выполнять различные функции; закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала, устранения пробелов в знаниях. При подготовке материалов для домашнего задания предусматривается разноуровневая подготовка обучающихся (дифференцированный, индивидуальный подход).

            Использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной практике учителя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовать дифференцированный подход к обучающимся с различным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения.

Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЗ базовому курсу математике актуален, но недостаточно изучен, особенно для детей данного контингента. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик.
















Список литературы

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (Электронный ресурс).

Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»  (Электронный ресурс).

Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному. – М., 2000 .

Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие. – Казань, КГТУ, 2004

Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование . – СПб, 1996.

Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». – Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005

Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М. : Академия, 2004

А.Н. Анисимов, Работа в системе дистанционного обучения. – М., 2009.

А.В. Белозубов, Д.Н. Николаев. – Система дистанционного обучения. Учебно – методическое пособие. – М., 2007.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации