Статья «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
На сегодняшний день приоритетными направлениями в обеспечении непрерывного повышения квалификации кадров является подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и эффективными педагогическими технологиями.
Методическая работа – важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность последипломного образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.
В межкурсовой период педагоги начального звена нашего района повышают свой профессиональный уровень на семинарах в РМО и ШМО. Стало традицией проведение семинаров на базе школ с целью изучения и распространения опыта по различным проблемам образования.
Представленные материалы адресуется руководителям методических объединений и молодым специалистам.
В методических рекомендациях представлены требования к современному уроку письма в первом классе, структура урока письма в подготовительный и букварный периоды обучения грамоте, гигиенические правила письма, упражнения по подготовке руки к письму, методика обучения письму цифр в первом классе, методический комментарий к написанию цифр и тд.
В классе должны быть обеспечены санитарно-гигиенические условия:
- достаточное освещение класса;
- предпочтение тона окраски стен кабинета — зеленые, желто-зеленые, зеленовато-голубые;
- соблюдение температурного и воздушного режимов;
- разумное помещение комнатных растений, чтобы они не мешали естественному освещению.
Психогигиенические взаимоотношения учителя с учеником:
- спокойное общение;
- ребенка называем по имени;
- не провоцируем стрессовые ситуации;
- инструкцию даем один раз, четко её проговаривая, начиная с простой, затем переходим к более сложным;
- задавая вопрос, ждем не менее 10с, давая время подумать;
- хвалим при всех, делаем замечания — наедине
Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% того, что читают;
- 26% того, что слышат;
- 30% того, что видят;
- 50% того, что видят и слышат;
- 70% того, что обсуждают с другими;
- 80% того, что основано на личном опыте;
- 90% того, что проговаривают в то время, как делают;
- 95% того, чему они обучаются сами.
На уроках нужно проводить различные виды гимнастик. Несколько раз за урок проводятся физкультминутки. С целью расслабления проводятся релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность.
Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его. Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика.
Полезно послушать фонограмму шума волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.
Учитель, владея этими знаниями и методиками, может организовать обучение младших школьников без перегрузок.
Как подготовить урок
Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Как же построить урок, который вызывал бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировал их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь в подготовке урока.
Четко определить и сформулировать для себя его тему:
- Определить место темы в учебном курсе;
- Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, посмотреть на урок ретроспективно.
Определить цели
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Спланировать учебный материал урока
- Подобрать литературу по теме
- Подобрать учебные задания, целью которые является:
- Узнавание нового материала;
- Воспроизведение;
- Применение знаний в незнакомой ситуации;
- Творческий подход к знаниям;
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
- Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- Задания, способствующие закреплению материала учеником.
Продумать «изюминку» урока
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже неизвестному.
Сгруппировать отобранный учебный материал
Продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
Контроль за деятельностью учащихся
Продумать:
- Что контролировать;
- Как контролировать;
- Как использовать результаты контроля
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
Оборудование урока
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения.
Домашние задания
Продумать содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
Конспект урока
Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект, который должен содержать три основные части:
- Формальную;
- Содержательную;
- Аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Дата Урок №
Тема:
Цели:
Оборудование:
Последовательность отдельных этапов урока.
Литература
Содержательная часть
Тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом: зафиксирована на каждом этапе деятельность учителя и учеников.
Аналитическая часть – обратите внимание.
Заполняется после урока – самоанализ урока.
Самоанализ урока
Организация учебного процесса
- Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудования к уроку
- Начат ли урок со стимулирующего введения (создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации)
- Сообщена ли тема урока или подводите учащихся к самостоятельному определению ее, опираясь на их жизненный опыт и уже имеющиеся знания
- Ставите ли перед учащимися цель урока, даете ли установки перед выполнением заданий, завершенность этапов урока, акцентируете ли внимание учащихся на подготовке и раскрытии алгоритма темы
- Имеют ли место логические переходы от одного этапа урока к другому, значимость этапов урока в формировании знаний, умений учащихся с учетом поставленных целей
- Позволила ли система предлагаемых вопросов, заданий выявить типичные пробелы в знаниях учащихся и оперативно устранить их. На сколько качественно усвоили учащиеся алгоритм темы
- Подведен ли итог урока; смогли ли учащиеся выделить главное в теме, ее алгоритм и значение его знания в системе знаний учащихся
- Выполнялись ли психолого-гигиенические, эстетические требования, требования ТБ, проводилась ли физкультминутка (начальные классы)
- Рационально ли использовано время урока, выполнен ли намеченный план, насколько обоснованы отступления от плана
Дидактическая и методическая деятельность
- Формируете ли понятие на простом и частично известном материале, используете ли при этом наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации, модели), проводите ли опыты
- Побуждалась ли учебная активность учащихся (не менее двух активных методов). Проводите ли словарную работу с целью осознания учащимися учебного материала
- Ставите ли перед учащимися учебную проблему, даете ли установку слушать, выполнять действия на понимание и запоминание
- Развиваете ли у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять алгоритм темы (в практических заданиях и действиях учащихся)
- Имели ли место самостоятельные творческие работы, создаются ли в процессе обучения проблемные и нестандартные ситуации
- Разработаны ли виды проверки контроля знаний учащихся (не менее двух рациональных методов); осуществляется ли обратная связь, ее эффективность
- Обеспечено ли при проверке знаний учащихся воспроизведение ими основных признаков изучаемого материала, понятий, связей; насколько качественно усвоили учащиеся ранее изученный и новый материал
- Использовалось ли дифференцированное обучение, насколько адресно и эффективно оно было (проводится обычно при индивидуальной проверке знаний, самостоятельной работе; учитывать объем и сложность заданий)
- Требуете ли от учащихся полных ответов; уровень монологической речи
Дидактическая и методическая деятельность
- Сочетались ли на уроке словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся с разными формами мышления
- Путем реализации знаний, создавались ли проблемные ситуации и разрешались ли они путем: проблемного объяснения; совместного с учителем разрешения; самостоятельного решения при руководящей роли учителя; самостоятельно
- Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся
- Учебная деятельность на уроке разнообразна (не менее двух-трех рациональных видов): индивидуальная, фронтальная, групповая, сочетание фронтальной с групповой, индивидуальная с фронтальной, работа в парах
- Учитель побуждает учащихся к самопроверке, самоанализу и самокоррекции организует взаимопроверку; учит умению давать объективную самооценку и оценку знаний товарищей, учит обосновывать
- Тон ведения урока доброжелательный, уверенный; просматривается четкость, деловитость организованность
- Учитель корректно и объективно подходит к оценке деятельности учащихся, тактично отмечает слабые места. Несовершенства в ответах, примерах, предложениях и действиях, провоцирует на вопросы и с благодарностью их принимает
- Текущий контроль проводится на полном доверии, учитель не вмешивается на каждом шагу в работу учащихся, лишь при необходимости дает советы, рекомендует, проводит индивидуальную работу
- Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях; насколько качественно
Подготовка учителя к уроку
- Место урока в системе других уроков тематического плана
- Является ли первоопределяющим плана целеполагание и мотивация обучения (учебные, развивающие и воспитывающие цели урока)
- Намечены ли пути реализации образовательных, развивающих и воспитывающих задач
- Имели ли место в планировании инновационные методы, приемы работы, дифференциация в обучении
- Учтены ли объем учебного материала и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся класса
- Планируется ли на уроке использование наглядностей (ТСО, таблиц, опорных схем, иллюстраций, моделей, демонстрация опытов).
- Использовалась ли обратная связь
- Способствует ли структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей и умению пользоваться алгоритмом темы
- В системе ли планируется повторение ранее изученного материала, имеют ли место связь ранее изученного материала с новым
- Объем и сложность домашнего задания, учтены ли учебные возможности класса и отдельных учащихся, подготовлено ли оно к результативному выполнению
Оценка деятельности учащихся
- Активность и работоспособность учащихся на уроке
- Умение учащихся организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями и задачами урока
- Умение мобилизовать себя на восприятие и переработку информации, уровень организованности и активности в учебной деятельности
- Насколько самостоятельно и эффективно смогли применять полученные ранее знания в оформлении новых понятий, связей, отношений
- Умение планировать, организовывать, устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью
- Умение учащихся распознать и выделять новое содержание, применять новые знания к объяснению явлений, связи между ними, законов, правописаний; умение использовать эти знания в практических заданиях
- Умение осуществлять проверку, самопроверку, взаимопроверку, давать самооценку и объективную оценку знаний товарищей; уметь обосновать
- Умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию
- Корректность, коммуникабельность, умение работать фронтально, индивидуально и в группах
Итог урока и домашнее задание
- Насколько прочно учащиеся усвоили алгоритм темы и их умение применять его в заданиях, практических, самостоятельных и творческих работах
- Отмечена ли значимость темы урока и урока в формировании системы знаний учащихся
- Дана ли характеристика работы класса (показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки). Краткость и емкость анализа
- Умение учителя охватить типичное в успешности усвоения и недостатков; умение учесть реальные возможности класса
- Имела ли место на уроке формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями и задачами урока, акцентировать при подведении итога
- Имело ли место коррекция объема и содержания домашнего задания, его дифференциация с учетом учебных возможностей класса и отдельных учащихся
- Даны ли четкая инструкция и методические советы по выполнению домашнего задания, привлекались ли знания и умения учащихся
- Работа по инструктированию домашнего задания в рамках времени урока
Записаны ли на доске и в дневниках параграф, номера задач и заданий, главы тем, страницы, давно ли задание по повторению материала.
Что помогает молодому специалисту быстрее адаптироваться в условиях начинающейся педагогической деятельности
1. Наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении. Необходимо прислушиваться к мнению каждого учителя, мастера и немастера, опытного и стремящегося в этому, ответственного и безынициативного, но не спешить с выводами и заключениями, а тем более с оценками работы коллег. Однако это не означает безликость специалиста в отношениях с коллегами. Свою точку зрения надо уметь отстаивать, но достаточно аргументировано, без лишней горячности, с соблюдением такта. Но и прятать себя не стоит. Справедливость всегда побеждает.
2. Знание предмета, личное трудолюбие и ответственность в деле. При этом очень важно безупречно, со всей серьезностью выполнять общественные поручения. Выполнять любое общественное поручение нужно с душой, т.е. так, чтобы оно оставило след в душах питомцев. Это помогает учителю уже с первых шагов педагогической работы утвердиться в качестве серьезного и вдумчивого специалиста, умелого воспитателя.
3. Разумная требовательность и педагогический такт. Эти качества характеризуются и сопровождаются личным примером в деле. Разумная требовательность предполагает также объективность в суждениях и оценках. К любому совету, даже неквалифицированному, нужно прислушиваться. А отстаивать свою точку зрения правомерно лишь на основе проверенных фактов. При этом надо помнить, что одно и то же действие в различных условиях проявляется по-разному. Молодому учителю важно как можно больше учиться опыту общения с детьми у опытных учителей, чаще посещать их уроки.
4. Чуткость и доброжелательность в отношении с коллегами по работе, уравновешенность в поведении, идейность во всем. При этом никогда не следует занимать выгодную для себя позицию, если приходится иметь дело даже с большинством недобросовестных и нечестных работников. Надо постоянно руководствоваться целями дела, интересами общества и государства. Моральный капитал возвышает человека в любой обстановке, украшает его жизнь, делает человека нужным и счастливым.
Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем
1-я группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися:
1) проявление невнимания к одаренным детям;
2) проявление невнимания к отстающим детям;
3) предъявление непосильных требований к учащимся;
4)необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных учащихся;
5) нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать "дешевый" авторитет;
6) проявление фактов грубого обращения с детьми;
7) стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния "учитель – ученик";
8) неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях;
9) незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися;
10) стремление завоевать авторитет "любой ценой";
11) невыполнение данных учащимся обещаний;
12) неоправданная апелляция по мелочам к руководству школы;
13) излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении к детям;
14) жалобы на детей родителям, классному руководителю, учителям.
2-я группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями:
1) неуважение к опыту и мудрости старших
2) бестактность в обращении со старшими;
3) стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;
4) пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;
5) неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;
6) обсуждение учителей "за глаза".
3-я группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой:
1) необъективная оценка результатов работы своих товарищей;
2) отсутствие критического отношения к поведению товарищей;
3) нетребовательность друг к другу;
4) неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо "Вы" – "ты", вместо "Людмила Тимофеевна" – "Люда").
4-я группа. Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя:
1) стремление переложить порученное дело на другого;
2) невыполнение прямых обязанностей;
3) отсутствие инициативы и творческого начала в работе;
4) недисциплинированность;
5) нарушение норм и правил этикета.
5-я группа. Ошибки, связанные с недостаточной общей и "технической" подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе:
1) недостаточное знание предмета и методики изложения;
2) неумение управлять своим состоянием;
3) отсутствие навыков общения;
4) неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;
5) неумение правильно действовать в различных ситуациях;
6) медленная реакция, рассеянность на уроке;
7) мышечные зажимы, скованность.
6-я группа. Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей:
1) самоуверенность, выражающаяся в неприятии советов, рекомендаций учителей;
2) высокомерие, выражающееся в неприятии советов, рекомендаций учителей;
3) формальное отношение к выполнению своих обязанностей;
4) категоричность суждений.
Советы молодому специалисту
- Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
- Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
- Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.
Источники:
https://razvitum.ru/articles/masters/2015-08-14-08-12-27