Особенности слушания музыки в условиях дистанционного обучения
ОСОБЕННОСТИ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Савран Я.М., учитель музыки
МОУ «Средняя школа №59 города Макеевки», учитель первой категории
Слушание музыки в современной школе признано самым доступным видом учебной деятельности на уроках музыки. Современная жизнь и информационно-коммуникационные средства сделали слушание музыки общедоступным, ее можно слушать в исполнении как великих мастеров, профессионалов, так и любителей. В работах многих психологов, педагогов-исследователей, авторов программ по музыке слушание рассматривается как сложный, многофункциональный вид деятельности, обеспечивающий в единстве с решением задач музыкально-эстетического воспитания осуществление задач всестороннего развития личности ребенка, совершенствования его нравственного облика. Поэтому актуальность процесса слушания музыки на уроках заключается в том, что музыка призвана помогать ребенку не только понимать прекрасное, но и создавать его самому.
Цель данной работы - изучить особенности слушания музыки в условиях дистанционного обучения, рассмотреть методы и приёмы слушания музыки в современной школе.
Музыкальное восприятие – процесс углубленный, малодоступный при внешнем наблюдении, что усложняет как диагностику усвоения музыки учениками, так и руководство им. Поэтому большое значение имеет такая организация деятельности слушателя, которая дала бы возможность контролировать и стимулировать её в сторону адекватного отображения идейно-эстетического содержания произведения. Уместно вспомнить высказывание Д.Б. Кабалевского, который сказал, что “слушать музыку надо учиться”. «Стенографией чувств» назвал музыку Л.Н. Толстой, в «звуках выраженная жизнь души» сказал о ней А.Н. Серов, «от сердца к сердцу» - идеал воздействия героической музыки Бетховена.
Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка заставляет каждого переживать, сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, правду, красоту, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект. Чтобы понимать музыку, надо больше соприкасаться с ней: участвовать в ее рождении, пропускать через себя, исполнять.
Слушание музыки – действенное средство музыкально-эстетического, нравственного воспитания учащихся, глубоко воздействующее на чувства, мысли и волю, благотворно влияющее на формирование личности в целом. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствуют развитию интересов учеников, формированию их музыкальных потребностей. Слушая музыку, ребенок всегда воспринимает намного больше содержания, заложенного композитором, слышит то, что создает его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного его восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя.
Для младших школьников творчество и фантазия – дело привычное, они с удовольствием сочиняют музыкальные сказки, стихи и мелодии, придумывают различные танцевальные движения, движения руками, ногами, головой. Если в процессе слушания музыки опираться на изобразительное искусство, драматизацию, хореографию и художественную литературу, творческая деятельность детей станет более продуктивной. Взаимодействие музыки, слова, движения, иллюстраций помогает восприятию и пониманию музыкального произведения. Восприятие, переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств видов искусств способствует овладению сложным музыкальным языком.
Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дает возможность познакомить детей с произведениями, особенностями жизни и творчества известных композиторов, исполнителей, получить знания о средствах музыкальной выразительности, а правильная организация слушания музыки учит различать музыкальные произведения по общему характеру и по выразительным средствам, по жанрам и стилям, понимать и переживать содержание музыки, хранить ее образы в памяти, представлять ее звучание.
Выделяют следующие этапы организации процесса слушания музыки на уроке:
вступительное слово с характеристикой особенностей музыкального произведения;
слушание исполнения произведения учителем или в записи;
анализ-разбор музыкального произведения;
повторное прослушивание произведения для лучшего запоминания и обогащения новыми наблюдениями и впечатлениями;
закрепление представлений о прослушанном произведении.
В условиях дистанционного обучения возникает необходимость изменения, преображения данных этапов урока. Так, вступительное слово учителя может быть представлено в печатном виде либо в записи. Анализ-разбор музыкального произведения можно провести в форме постановки вопросов, ответы на которые учащиеся могут найти в справочном материале, предложенном учителем, или самостоятельно. Что касается закрепления представлений о прослушанном произведении, то на этом этапе для учителя и учеников предоставляется очень много разнообразных форм:
рисование музыки;
моделирование музыки;
написание рассказа, сочинения, сказки, загадки, эссе и т.д;
музыкально-дидактические игры;
музыкально-исследовательские задания;
придумывание музыкально-ритмических движений;
составление кластеров и сенквейнов;
подбор стихотворений, репродукций картин к прослушанному произведению;
создание афиш, эскизов декораций, костюмов к изучаемым сценическим произведениям.
Все виды искусства связаны между собой крепкой, неразрывной связью, поэтому создание музыкально – художественного образа в цвете – одна из самых популярных форм работы при восприятии музыкального произведения. Использование цветомузыкального моделирования показывает и доказывает, что работа по музыкальному воспитанию может проводиться многолико, ярко. С его помощью можно научиться создавать какой-либо образ, опираясь на ассоциативное мышление, ощутить гармонию окружающего мира, все его краски и звуки посредством музыкальных звуков. Рисование музыки –самый любимый вид деятельности не только младших, но и старших школьников. Дети с удовольствием создают иллюстрации к прослушанным произведениям, создают эскизы декораций и костюмов, афиши к операм, балетам, мюзиклам.
П.И. Чайковский «Времена года» П.И. Чайковский «Щелкунчик»
«Октябрь»
«Музыкальный орнамент»
При прослушивании симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк» можно предложить нарисовать орнаменты, определяющие звучание отдельных инструментов, на примере флейты. Комбинации звуков можно ассоциировать с повторами и ритмами, существующими в орнаментальных композициях.
«Нарисуй музыку»
Послушайте музыкальный отрывок и определите его характер (темы феи Карабос и феи Сирени из балета П. Чайковского «Спящая красавица»)
Изобразите эти контрастные музыкальные образы.
Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» (или другую из «Времен года»). Выберите одну из четырех красок для иллюстрации этого произведения, дайте название своему рисунку (синяя, зеленая, красная, желтая)
«Цветовые пятна»
С помощью цветовых пятен учащиеся выражают свои чувства после прослушивания музыкальных произведений. Можно предложить первоклассникам показать свои впечатления после ознакомления с пьесами П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» из «Детского альбома» с помощью цветовых пятен («Болезнь куклы»- серое, чёрное пятно, «Новая кукла»- оранжевое, желтое)
При прослушивании Вальса до минор Ф.Шопена предлагаю учащимся подобрать палитру оттенков или составить цветовую гамму. Для грустной музыки подойдут сине-зеленые, холодные и неяркие цвета, для жизнерадостной — светлые, тёплые и насыщенные.
Примером таких изображений могут стать репродукции картин Микалоюса Чюрлениса. «Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии», - писал Вячеслав Иванов. Учитель предлагает рассмотреть репродукции картин М.К.Чюрлёниса и описать, как «звучит» картина.
М.К.Чюрлёнис. Фуга. М.К.Чюрлёнис. Соната солнца
«Музыкальная графика»
Послушайте внимательно музыкальное произведение «Первая утрата» Р.Шумана. Сравните звуки музыки с красками в живописи. Выберите тот цвет карандаша, который по вашему восприятию максимально соответствует содержанию этого музыкального произведения, прислушайтесь к ритму и настроению музыкального произведения, представьте себе образ, о котором рассказывает музыка, затем изобразите его экспрессивно (с помощью каракулей, клякс, линий, точек, пятен, отпечатков и др.).
«Моделирование музыки»
В процессе ознакомления с музыкальными формами можно предложить учащимся моделирование музыки с помощью геометрических фигур, различных картинок, смайликов. Так, после прослушивания пьесы Людвига ван Бетховена «Весело. Грустно» дети изображают модель произведения с помощью смайликов.
Познакомить учащихся с понятием «кульминация» можно тоже с помощью рисунков-моделей: изображение полусферы из солнышек (утро, полдень, вечер, ночь), где кульминацией является полдень; зарисовки распускания одного и того же цветка, где кульминацией является распустившийся цветок.
При изучении темы «Музыкальные формы» можно использовать это задание как ключ к пониманию формы: сделать рисунок в виде трехчастной формы, в виде формы рондо или вариаций.
«Цветочное рондо»
«Рондо новогодних шаров»»
«Музыкальная кардиограмма»
С помощью разных линий попробуйте передать движение основной мелодии произведения. Отрывок нотной записи «Каприс №24» Николо Паганини с «музыкальной кардиограммой»:
«Музыкальный редактор»
Данное задание можно предложить учащимся после изучения творчества композитора или какого-либо циклического музыкального произведения
Исправь ошибки Незнайки, запиши названия частей «Детского альбома»
П.И Чайковского правильно:
«Болезнь деревянных солдатиков» «Марш куклы» «Игра в куклы» «Летнее утро» «Неаполитанская сказка» «Шарманщик на гармонике играет» | «Марш деревянных солдатиков» «Болезнь куклы» «Игра в лошадки»» «Зимнее утро» «Неаполитанская песенка» «Мужик на гармонике играет» «Шарманщик поёт» |
«Музыкальная копилочка»
Предлагаем ребятам нарисовать копилочку и «сложить» (записать) в неё слова, которые характеризуют прослушанное музыкальное произведение.
«Ассоциативный ряд
После прослушивания музыкального произведения ученики должны записать слова, относящиеся к произведению. Далее можно предложить написать мини-сочинение, опираясь на перечисленные понятия. Например: «Патетическая соната Бетховена» – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
«Музыкальные истории»
Предлагаем детям сочинить историю о пьесе Э. Грига «В пещере горного короля», пользуясь предложенными эпитетами:
вкрадчиво
яростно
затаённо
дико
колдовски
страшно
таинственно
агрессивно
«Выбери слова»
Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Утренняя молитва». Расскажите о своих мыслях: что вы можете сказать о музыке, её настроении? Запишите слова, которые можно отнести к услышанному произведению?
буйная
боевая
громкая
возвышенная
тихая
лёгкая
печальная
светлая
энергичная
грозная
«Составь кроссворд»
Можно предложить учащимся готовый кроссворд, а можно усложнить задание таким образом:
«Кар Карыч, герой мультфильма «Смешарики», купил журнал с музыкальными кроссвордами. Крош случайно разорвал страничку с кроссвордом. Помогите ему восстановить ее».
Кроссворд по музыкальной сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».
По вертикали:
1. Инструмент, изображающий выстрелы охотника.
2. Инструмент, исполняющий тему кошки.
3. Инструмент, исполняющий тему птички.
По горизонтали:
4. Инструмент, изображающий выстрелы.
5. Инструменты, исполняющие тему волка.
6. Инструмент, исполняющий тему дедушки.
7. Инструмент, исполняющий тему утки.
«Микрофон»
Учитель предлагает дописать предложения после прослушивания музыкальных произведений:
«Если бы я был художником…»
«Если бы я был композитором…»
«Если бы я был писателем…»
«Если бы я был поэтом…»
Очень часто творчески одарённые учащиеся передают свои впечатления в поэтическом слове. М.К.Чюрлёнис - композитор, художник и мастер слова- в своих литературных зарисовках так описал море:
Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.
Целое небо обводит своею голубизной твои волны,
А ты…дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет
конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,
твоё бытие бесконечно.
Велико, могуче, прекрасно море!
Творческая работа учащейся
О море, море!
Величаво танцуешь ты, и как всегда,
Красиво плещется вода.
В волнах твоих всегда прекрасных,
То мутных, то янтарно-ясных
Свет солнца, неба отражён.
Их бегом я заворожён! ( Анна Хомякова, 5-А класс)
«Путь мысли»
Правила написания сенквейна:
1. Одно слово: существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
2. Два слова: прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
3. Три слова: глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
4. Фраза из четырех слов, которая выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
5. Одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
М.К Чюрленис «Море»
Море
Спокойное, бескрайнее
Бушует, шумит, волнуется
Завораживает своей красотой и мощью
Стихия
Задания повышенной сложности
«Киностудия»
После прослушивания музыкального произведения предлагаем учащимся создать презентацию, диафильм или снять свой рисованный фильм, который состоит всего из 3-5 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки. Например, «Встреча с горным королем» (Э.Григ «В пещере горного короля»), «В гостях у Бабы Яги» (М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П.И Чайковский «Баба Яга»), «Счастье в сирени живет»
(С.В. Рахманинов «Сирень»), «Заколдованный замок» (М.П.Мусоргский «Старый замок») и др.
«Аукцион театральных билетов»
Данная форма работы направлена на повышение мотивации школьников к посещению концертов, оперных представлений, балетов и т.д. Оценивание такого участия школьника должно происходить на максимально высоких баллах, так как подобная включенность в мир искусства оказывает максимальное эмоциональное воздействие, вводит в атмосферу произведения. Критерием оценивания могут выступать количество посещений и эмоциональный отклик учащегося, оформленный в виде письменного сообщения по итогам просмотра и прослушивания произведений.
Таким образом, предложенные задания помогают раскрыть личностно-творческий потенциал каждого обучающегося общеобразовательной школы, приобщая их к работе с виртуальным пространством и фонографическими элементами звучания. Слушание музыки становится одним из эффективных методов решения воспитательных задач, способствует формированию социальных качеств личности, позволяет реализовать общеобразовательные цели, повысить уровень познавательного интереса обучающихся к дисциплине «Музыка».
.
Список литературы
1. Асафьева, Б.В.Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки [Текст] / Б.В.Асафьева. - М.: Дрофа, 2002. – 65с.
2. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей учащихся[Текст]/ Н.К. Винокурова. – М.: Завуч.,1998.-№4. - 34 с.
3. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст / Л.С. Выгодский.- М.:Искусство в школе.1998 – 81 с .
4. Пинина, Л. Семь нот на ладони [Текс]/ Л. Панина. – М.:Народное образование.1996.-№2.-223с.
5. Смолина, Е.А Современный урок музыки: творческие приемы и задания [Текст]/Е.А. Смолина.- Ярославль : Академия развития, 2007.- 128с.