12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Вервейн21
0

Научно-исследовательская работа «Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

Вервейн Ольга Владимировна – старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Улыбка» общеразвивающей и компенсирующей направленности» (Железногорск); e-mail: ulybka-6224@rambler.ru

Пасменко Татьяна Дмитриевна – педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Улыбка» общеразвивающей и компенсирующей направленности» (Железногорск); e-mail: tahaktd07@rambler.ru

О.В. Вервейн, Т.Д. Пасменко

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семья, взаимодействие, формы.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, возникающие в семьях воспитывающих детей с ОВЗ. Представляются формы взаимодействия ДОУ и семьи.

O. V. Verveyn, T.D Pasmenko

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF INTERACTION BETWEEN KINDERGARTEN FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

Key words: children with disabilities, family interaction, forms.

Abstract: the article deals with the problems arising in families raising children with disabilities. Are the forms of interaction between DOU and family.

Философия взаимодействия детского сада и семьи сегодня заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Согласно ФГОС ДО, педагоги должны профессионально оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [3, 6]. Особенно актуально это в отношении семей, воспитывающих детей с ОВЗ. По многочисленным исследованиям (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) выявлено, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившийся жизненный уклад: меняются психологический климат и супружеские отношения [4, 17]. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей и не всегда знают, как их решить.

Согласно исследованию, были выявлены проблемы, возникающие в семьях воспитывающих детей с ОВЗ в нашем детском саду:

Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

Гиперопека. Дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания. Часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ.

Отказ родителей от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание. Либо гиперболизация проблем ребенка.

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ. Это не позволяет родителям создавать оптимальные, а иногда и специальные условия для развития ребёнка в домашних условиях.

Коллектив нашего детского сада оказывает поддержку таким семьям, которая выражается в квалифицированной консультативной помощи всех специалистов, психолого-педагогической поддержке, в повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования детей с ОВЗ, охраны и укрепления их здоровья.

Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ проходит поэтапно.

Первичная диагностика ребёнка и его семьи.

На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. Важно создать доверительные отношения, заинтересовать родителей в участии процесса развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

Далее психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) на основе диагноза и диагностических данных специалистов составляет программу индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут с которым знакомят родителей.

Составление плана взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.

Непосредственная работа с родителями.

В неё входят различные формы сотрудничества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Наряду с традиционными формами: беседы, консультации, родительские собрания, буклеты целью которых является информирование родителей об этапах и закономерностях развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, используем и нетрадиционные формы работы.

Семейные проекты, клубы, круглые столы по исследованию и продвижению семейных традиций позволяют родителям эффективно взаимодействовать с ребёнком, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Участие в мастер-классах, совместных праздниках, развлечениях, флеш-мобах, акциях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Часто родители, одушевленные увиденным и услышанным, получив практические умения, самостоятельно организуют выставки в детском саду, выпускают стенгазеты и делятся своими знаниями через сайт детского сада, месенджеры.

Об эффективности работы с родителями детей с ОВЗ проводимой в дошкольном учреждении свидетельствуют:

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей возникающими в ходе встреч ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся личности ребенка, его особенностей;

- повышение их активности в проведении совместных мероприятий.

Совместная деятельность, построенная таким образом, помогает родителям выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.


Список использованной литературы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)

3. Партнерство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.

4. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. – М.: ВЛАДОС, 2008.

5. Работа с родителями: пособие для педагога ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с. : ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования). – ISBN 978-5-09-032968-2.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.