Статья на тему «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровне образовательной организации»

1
0
Материал опубликован 4 November 2020

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Травкина Марина Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Вологды, Россия

Красильникова Надежда Валерьевна,

учитель-логопед муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Вологды, Россия

 

Тезис к публикации

В статье показана система работы с детьми с особыми возможностями здоровья в общеобразовательной школе, показан комплексный подход в работе специалистов, основные направления работы. Статья может быть интересна руководителям образовательных организаций, педагогам для практического применения.

 

В нашей школе с 1996 года созданы классы для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями на начальной ступени образования. В разное время они назывались по-разному, сейчас - это классы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) по варианту 5.2, в нашей школе реализуется 1 отделение. Это отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях. 2 отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи в нашей школе отсутствует.

Все эти дети считаются детьми с ОВЗ, ограниченными возможностями здоровья, так как к нам в школу они попадают через ПМПК. Именно ПМПК определяет образовательный маршрут ребёнку, какую программу будет усваивать ребёнок общеобразовательную или адаптированную, таким образом присваивая статус. Ребёнком с ОВЗ считается обучающийся, который должен усваивать адаптированную общеобразовательную программу (АООП) начального общего образования НОО. В заключении ПМПК прописывается: какие нарушения выявлены у этого ребёнка, какой вариант адаптированной программы нужен, какие специалисты нужны этому ребёнку для успешного освоения программы.

Кто такие дети с ОВЗ? Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

У них наблюдается:

1. Низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

7. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

С 1 сентября 2016 года реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. ФГОС НОО предполагает варианты адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ различной нозологии.

Категории детей с ОВЗ:

Глухие дети (варианты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4)

Слабослышащие дети (варианты 2.1, 2.2, 2.3)

Слепые дети (варианты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4)

Слабовидящие дети (варианты 4.1, 4.2, 4.3)

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (варианты 5.1, 5.2)

Дети с НОДА (варианты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4)

Дети с ЗПР (варианты 7.1, 7.2)

Дети с РАС (варианты 8.1, 8.2, 8.3, 8.4)

В этом учебном году 5 классов, в которых учатся 68 человек. Разработана адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) начального общего образования (НОО) для детей с ОВЗ. Эта программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО.

Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития.

Обучение детей в этих классах в нашей школе осуществляется 4 года, так все дети получали логопедическую помощь в дошкольном возрасте. Правда сроки обучения в этих классах по ФГОС могут быть продлены на 1 год (пролонгированные сроки обучения) и это не будет считаться второгодничеством. Такого случая у нас в школе еще не было, дети справляются со школьной программой.

Кроме этого, в нашей школе есть инклюзивные классы. Классы, обучающие по основной образовательной программе, в которых учатся дети с ОВЗ. Какие варианты встречаются? По начальной школе 5.1, 5.2, 6.1, 7.2, 8.2, по старшей школе это дети с ЗПР и НОДА, слабослышащие или позднооглохшие (так как стандарт не введён).

Есть ещё одна группа детей, требующая особого внимания. Это дети-инвалиды. Инвалидность присваивается медико-социальной экспертизой, выдаётся справка об инвалидности и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка), где прописываются и мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.

В нашей школе разработана программа по сопровождению детей-инвалидов, которая называется «Мы вместе». Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей – инвалидов, включающей в себя профилактические и реабилитационные мероприятия, прослеживается индивидуальный маршрут ребёнка, учебная нагрузка, создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребёнка.

Управление образования запрашивает данные по всем этим детям. Они делятся на 3 группы: дети с ОВЗ (75 человек), дети-инвалиды (15 человек), дети-инвалиды с ОВЗ (11 человек). Всего в нашей школе 101 человек с особыми потребностями на данный момент. И с каждым годом таких детей становится всё больше.

Каким образом происходит организация работы с такими детьми? Организация образовательного процесса в классах по адаптированной программе начального общего образования для детей с ТНР регламентируется учебным планом, составляется расписание занятий. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.

Содержание образования в этих классах определяется образовательной программой для общеобразовательных классов, адаптированной к особенностям психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся. В нашей школе обучение организуется по учебникам общеобразовательных классов УМК «Перспективная начальная школа».

Реализация АООП НОО для обучающихся с ТНР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР применяются специальные учебники, приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях. Освоение содержания коррекционно-развивающей области и программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием

Как уже говорилось, с 1 сентября 2016 года реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598). В целях реализации права каждого человека на образование, создаются необходимые условия для получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), реализуются новые подходы в образовании, используются специальные образовательные и коррекционно – развивающие программы.

Опираясь на данные психолого – педагогических исследований и собственный практический опыт, в школе разработали модель сопровождения образовательного процесса в классах с целью оказания эффективной помощи учащимся. Все специалисты службы сопровождения работают в постоянном взаимодействии, выявляя сильные и слабые стороны учеников, создавая оптимальные условия и предъявляя единые требования. Ключевым звеном является создание в школе психолого – медико – педагогического совета.

Как же осуществляется логопедическая коррекция речевых нарушений у детей в условиях нашей школы?

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи.

К нам приходят дети с тяжёлыми нарушениями речи, у которых нарушены все речевые компоненты, поэтому у всех детей стоит диагноз общее недоразвитие речи (ОНР). Бывает, что все звуки ребёнок уже произносит правильно, но звуки на слух не различает, сильно нарушены слоговая структура речи, слова друг с другом не согласовывают, бедный словарь. Всё это естественно отражается на письме и чтении. Кроме орфографических ошибок на письме дети делают специфические ошибки, которые не объяснить правилами.

Одной из главных особенностей логопедической работы с такими детьми является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный подход, предполагающий учёт возрастных и прочих индивидуальных особенностей ребёнка. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются как по уровню развития речи, всех фонематических процессов, так и по степени выраженности нарушений. Нет классов, где у всех детей был бы однородный речевой дефект. В этом случае оправдывает себя практика внедрения индивидуально-личностного подхода в логопедической работе с данным контингентом детей.

В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя три этапа: первый – диагностический (2 недели),

второй – коррекционный этап (29 - 30 недель), третий – оценочный (2 недели)

По результатам диагностики осенью на каждого ребёнка заводятся речевые карты, куда заносятся данные, с которыми ребёнок приходит в начале года. Выявляются пробелы, над которыми предстоит работать. Эта карта ведётся на протяжении 4 лет обучения.

В начале каждого учебного года после проведения диагностических процедур все ученики класса занимаются в соответствии с поставленными задачами по коррекции устной и письменной речи. Проводятся коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы занятий. По новому ФГОС в 1 и 2 классах коррекционно – развивающая программа делится на 2 курса: «Произношение» и «Развитие речи». Коллективные занятия по каждому курсу проводятся 2 раза в неделю по 35 – 40 минут. В 3 и 4 классах коррекционно – развивающая программа состоит из курса «Развитие речи», коллективные занятия проводятся 4 раза в неделю по 40 минут. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и групповые занятия по устранению трудностей в освоении программного материала проводятся не менее 2 раз в неделю по 20 - 25 минут.

Недельный учебный план для 1-4-х классов (вариант 5.2) (1 отделение) составляет 8 часов. Помимо логопедических занятий еженедельно проводится занятие «Логоритмика» и занятие психолога.

Основные направления работы с детьми:

1. Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.

2. Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

4. Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

5. Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.

6. Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

7. Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

8. Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

9. Работа над связной устной и письменной речью.

10. Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

11. Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений.

Логопед не дублирует работу учителя по русскому языку и литературному чтению. Мы идём другими путями и методами, у нас много своих задач. В работе пользуемся методиками таких авторов как: Садовникова И. Н., Волкова Г.А., Ефименкова Л. Н., Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., Мисаренко Г.Г., Ткаченко Т.А., Козырева Л.М. и других.

Результаты освоения содержания коррекционных курсов и подгрупповой/индивидуальной логопедической работы определяются уровнем речевого развития (I уровень, II уровень, III уровень по Р.Е. Левиной), видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание и пр.), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.

В конце года снова проводится диагностика, выявляется динамика развития.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

В школе ориентируем образовательный процесс:

- на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР;

- на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий;

- на обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов;

- на формирование оценки достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО.

Особенностями системы оценки достижений планируемых результатов являются:

1) реализация системно-деятельностного подхода к оценке освоения содержания учебных предметов, специальных курсов, обеспечивающего способность решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;

2) реализация уровневого подхода к разработке системы оценки достижения планируемых результатов, инструментария и представления их;

3)использование системы оценки достижения планируемых результатов, предусматривающей оценку эффективности коррекционно-развивающей работы не только в поддержке освоения АООП НОО, но и в формировании коммуникативных умений и навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

4) критерии эффективности освоения АООП НОО устанавливаются не в сопоставлении с общими нормативами, а исходя из достижения оптимальных (лучших для данного обучающегося в данных конкретных условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения.

На каждого ребёнка заведён дневник наблюдений (карта развития), где с 1 класса отслеживается вся работа с ним и его семьёй: социальные условия, особенности здоровья, учебная нагрузка и внеурочная деятельность, результаты диагностики, достижения.

Все специалисты службы сопровождения: учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный педагог и учителя начальных классов тесно друг с другом взаимодействуют, вырабатывают единые требования, ищут оптимальные подходы и приёмы в работе с такими детьми. Применяем психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Корректируем задачи в области работы с детьми с ОВЗ, применяем эффективные технологии, в том числе и информационные, транслируем, обобщаем опыт работы. Участвуем в конкурсе образовательных программ. С 2012 года являемся информационно-консультационным центром по реализации образовательных проектов издательства «Академкнига/Учебник».

Делая вывод, хочется отметить, что структура комплексной коррекционно-развивающей работы, построенной в нашей школе, систематическое эффективное взаимодействие педагогов и специалистов, направленное на всестороннее развитие ребёнка, коррекцию речевых и психических нарушений, оказывает существенное влияние на повышение качества обучения в начальных классах для детей с тяжёлой патологией речи и позволяет добиться хороших результатов. Наши дети с тяжёлыми нарушениями речи участвуют в городских, региональных и всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях и занимают призовые места. Они в своём развитии догоняют своих сверстников, а иногда и опережают их, переходят в типовые классы, где достаточно успешно обучаются, после окончания школы поступают в ВУЗы.

10

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации