12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Широкая Елена Викторовна2370
Окончила МГЛУ (МГПИИЯ им. Мориса Тореза), имею высшую квалификационную категорию, педагогический стаж 21 год, работаю преподавателем иностранного языка в ГБПОУ МО "Авиационный техникум имени В.А. Казакова".
Россия, Московская обл., Жуковский








Особенности организация и проведения занятия по «Иностранному языку в профессиональной деятельности» в дистанционном формате

























Преподаватель иностранного языка


Широкая Е.В.















2021 г.




В настоящее время стоит вопрос о необходимости обновления как содержания образования, так и требованиий к современному учителю. В связи с тем, что традиционные технологии обучения теряют свою актуальность, сужается роль и значимость репродуктивных видов деятельности, на смену им приходит активно-деятельностный подход, творческая инициативность и готовность к непрерывному обучению.


Дистанционные образовательные технологии - это совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств для обеспечения и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Зависимость инновационной экономики от степени модернизации образовательной системы и профессиональной деятельности педагога подчеркивается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В указанном нормативном документе находят свое отражение следующие аспекты работы современного педагога:

владение новыми технологиями и инновациями и постоянное внедрение их в образовательную деятельность;

гибкость и быстрая адаптация к запросам постоянно меняющегося мира;

знание нормативно-правовых документов на которых базируется педагогическая деятельность;

способность осуществлять личностное и профессиональное самообразование в целях опережающего характера развития образования;

поддержка инициативы обучающегося, ориентация на формирование практических навыков и фундаментальных умений;

непрерывное повышение квалификации и участие в программах переподготовки педагогов.

Исходя из современной политической и экономической ситуации сегодня дистанционные образовательные технологии как никогда актуальны.

Преподаватели, являясь проводниками государственной политики в области обучения и воспитания подрастающего поколения, видят в процессе информатизации образования возможность оптимизации методов обучения, более полную реализацию методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.

Основная цель занятий по иностранному языку согласно стандарту ФГОС СПО – это формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.

Повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов является одной из важнейших задач системы профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития образования и ожиданиями работодателей. Обществу нужны выпускники, которые готовы включиться в дальнейшую жизнедеятельность и способны решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы на практике. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

Я считаю, что целесообразность внесения изменений в действующую квалификационную характеристику (или программу учебного предмета) под влиянием стандартов WorldSkills продиктована востребованностью данной компетенции на рынке услуг по преподаванию английского языка.

Преподавание иностранного языка в дистанционном формате позволяет преподавателям иностранного языка продемонстрировать владение профессиональными и общекультурными компетенциями в современных условиях дистанционного обучения. Модули задания раскрывают методологические и практические аспекты деятельности преподавателя, демонстрируют инновационные образовательные технологии, широко внедряемые на сегодняшний день в языковое образование.

Специалист должен знать и понимать английский язык в рамках чтения и понимания официальной технической документации по своей специальности. Из этого следует, что студенту специальности «Сетевое и программное администрирование» необходимо показать владение профессиональным английским языком, на котором общаются зарубежные программисты, системные администраторы, разработчики веб-сайтов, специалисты по ремонту и обслуживанию компьютерной техники. Он должен продемонстрировать свои профессиональные умения и навыки делового общения, а также владение грамотной технической устной и письменной речью. Студент специальности «Производство и обслуживание авиационной техники» п процессе обучения должен овладеть профессиональным английским по своей специальности.

Одна из особенностей технического английского языка заключается в том, что понимание иностранных терминов есть суть профессиональных знаний. Качественное усвоение компьютерных терминов происходит во время учебы и в процессе учебной практики.

Дистанционное обучение дает уникальную возможность получать новые знания, самостоятельно планируя место и время обучения. Интернет-технология дистанционного обучения позволяет проводить лекции, семинары и консультации в режиме видеоконференции и обеспечивает управляемую самостоятельную работу студентов.

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

в режиме on-line с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;

в режиме off-line. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.

Кроме существующих традиционных форм преподавания (классно- урочной, зачётной), использование ИКТ открывает перед преподавателем иностранного языка возможность проведения уроков в новых для себя и для учащихся формах. Это могут быть:

уроки-презентации;

уроки с использованием компьютерных обучающих программ;

общение преподавателя со студентами через Интернет в режиме электронной почты;

проведение дистанционных уроков на специальных платформах.

Для проведения занятия в дистанционном формате преподавателю требуется техническая и методическая подготовке к уроку, а также умение организовать работу студентов так, чтобы была постоянная обратная связь, сформировать умение работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с преподавателем и между собой.

Готовые материалы урока должны содержать следующие компоненты:

раздаточные и иные материалы для студента в формате, пригодном для совместной работы на уроке в дистанционном формате;

план урока, пояснения и комментарии для учителя;

целевые лексические единицы урока в формате, необходимом для добавления в электронный словарь для самостоятельного изучения и отработки студентом;

описание технических средств и ПО, необходимых для проведения урока, а также альтернативных средств.

Специфика урока заключается в том, что групповое занятие проводится в образовательной on-line среде, а это значит, что требуется провести некий алгоритм действий перед началом занятия как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов:

Перед началом занятия необходимо проверить оборудование.

Проверка оборудования осуществляется за 5 минут до начала занятия.

Установка чувствительности микрофона;

Проверка работоспособности веб-камеры;

Проверка ПО.

После осуществления проверки работоспособности оборудования участники образовательного процесса непосредственно переходят к занятию.

Преподавателю также необходимо произвести видео и аудиозапись занятия в соответствии с выбранной темой урока, используя соответствующее ПО.

По окончании урока для проверки предоставляется Отчет (видеозапись урока).

Занятие в дистанционном формате может быть проведено только в том случае, если преподаватель и студенты имеют возможность работы за компьютером как в компьютерной аудитории с необходимым программным обеспечением и выходом в Интернет, так и в домашних условиях.

Контроль за выполнение учащимися заданий осуществляется через платформу Цифровой колледж Подмосковья, которая предполагает их оперативную обработку.


План проведения дистанционного занятия «Российские зарубежные авиакомпании» на платформе ZOOM

Специальность: 25.02.06 «Производство и обслуживание авиационной техники»

Дисциплина: ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности Межпредметные связи: Структура аэропорта

Формируемые компетенции в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Оснащение: ПК с выходом в Интернет, платформа ZOOM

Тема: Аэропорт. Структура аэропорта

Длительность занятия: 90 минут

Цели занятия:

методическая: формирование коммуникативных умений обучающихся;

образовательная: подготовить студентов к самостоятельному чтению и интерпретации аутентичных текстов в соответствии с профессиональными целями деятельности;

содержательная: ознакомить обучающихся с особенностями и трудностями технического перевода, развить у обучающихся навыки самостоятельной работы с иностранными техническими источниками;

Дидактические задачи:

развить монологическую речь (употребление новых лексических единиц в своих речевых высказываниях по данной теме);

способствовать развитию знаний (навыков) и умений в области технического перевода;

сформировать навыки выборочного чтения;

развить познавательные и творческие способности обучающихся через использование ИКТ;

сформировать умение ориентироваться в потоке информации, осуществлять поиск, обработку и передачу необходимой информации;

повысить ответственность обучающихся за свою учебу.

Воспитательные задачи:

воспитание интереса к иностранному языку в профессиональной деятельности

Развивающие задачи:

развитие навыка общения с преподавателем дистанционно, навыка самостоятельной работы и самоконтроля, коммуникативных компетенций;

развитие языковых и познавательных способностей студентов;

развитие творческих способностей (создание проектов, презентаций по данной теме);

развитие навыков ориентации и поиска необходимой информации в Интернете;

формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);

развитие способности к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.

Ведущая технология:

Дистанционное обучение;

Коммуникативно-ориентированное обучение

t1618412479aa.gifТип занятия: комбинированный

Вид занятия: формирование лексических / грамматических навыков и совершенствования речевых навыков

Методы обучения:

интерактивный

коммуникативный

частично поисковый (эвристический) метод

учебная дискуссия.

Средства обучения:

технические: ПК; платформа ZOOM

информационно-коммуникационные: ИКТ, мультимедийная презентация

Межпредметные связи: русский язык, терминалы аэропорта.


Преимущества дистанционной формы обучения:

возможность доступа к различным источникам информации;

возможность получения информации разнообразной по объёму и содержанию;

возможность оперативной обратной связи и передачи на любые расстояния информации любого объема и вида;

возможность изучения и выполнения заданий в индивидуальном режиме;

возможность перехода от вербальных методов обучения к методам частично-поисковой, исследовательской и творческой деятельности учащихся;

возможность существенно повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка, воздействуя на память, эмоции, мотивационную сферу

возможность овладения навыками работы за компьютером.


Недостатки дистанционной формы обучения:

Отсутствие прямого зрительного контакта между преподавателем и студентом. Очень сложно осознать, что студенту в объяснении понятно, а что нет;

Формат экрана, презентации не позволяет давать длинные тексты на чтение;

Технические проблемы: задержка звука, плохое качество видеоизображения из-за Интернет-соединения, отсутствие камеры/микрофона у некоторых студентов и т.д.;

Невозможность полноценно проконтролировать работу студента на вероятность списывания при выполнении самостоятельной, контрольной работы, или при пересказе без опоры на текст;



План учебного занятия:


Этап учебного занятия

Время, отводимое на этап

Организационный момент:

проверка явки студентов, готовность к занятию

5 минут

Актуализация

знаний:

-введение в тему;

сообщение целей и задач урока;

-мотивация к изучению темы, активация навыков устной речи-вопросы, устный ответ

10 минут

Начальная мотивация учебной деятельности.

Просмотр видеоролика по теме «Аэропорт»

Введение лексического материала и терминов по теме. Ответы па вопросы по просмотренному материалу. Краткое изложение материала. Анализ просмотренного материла. Оценка просмотренного материала.

17 минут






Отработка пройденного материала. Чтение и перевод текста «Аэропорт». Выполнение упражнений к тексту:

-описать структуру аэропорт;

-кратко пересказать содержание текста;

-оценить описываемую структуру аэропорта;

-изложить свой вариант модернизации описываемой структуры;

-проведение дискуссии на данную тему.



55 минут

Подведение итогов и рефлексия.

Совместно обсуждаются итоги занятия, заполняется лиси рефлексии.

3 минуты

Итого:

90 мин


Критерии оценки деятельности обучающихся:

Деятельность обучающихся оценивается по балльно-рейтинговой системе с учетом:

- качества выполнения учебных заданий;


-приобретенных знаний теоретического материала учебной программы и способности к концептуальному анализу;


- владения практическими навыками;


- владения дополнительными материалами, не входящими в учебную программу;

- творческой активности на занятиях;


- способности найти правильное решение типичных и нетипичных задач;


- умения работать в коллективе и формирования коммуникативных и навыков,


- своевременное выполнение установленных видов работ.


Организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы позволяет рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу студентов по освоению учебного материала;


ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ



ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

РЕЗУЛЬТАТ

Организационный момент

Зал ожидания.

Проверка явки студентов, готовность их к занятию.

Приветствие на АЯ, готовятся к занятию

Интерактивный платформа ZOOM

Готовность к занятию

Актуализация знаний

Познакомить с целью и задачей занятия.

Сформировать понятие о структуре аэропорта, сервисах аэропорта.


Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

коммуникативный интерактивный платформа ZOOM презентация

Описывают структуру аэропорта


Описывают основные сервисы аэропорта

Начальная мотивация учебной деятельности

Обучить новым ЛЕ и РО.


Развить умение употребления их в УР.


Сформировать умение обобщения новых знаний.

Дают определения новым терминам и аббревиатурам Комментируют высказывания Сравнивают употребление новых терминов

коммуникативный интерактивный платформа ZOOM презентация

Формулируют определения основных составляющих аэропорта, называют виды сервиса.

Обобщают новый материал Комментируют ответы

на вопросы

Закрепление пройденного материала

Закрепить знания и умения употребления новых ЛЕ и РО в устной и письменной речи.


Развить навыки аудирования.

Демонстрируют новые знания Закрепляют новую лексику Выполняют л-г задания Демонстрируют умение воспринимать и понимать речь на слух

Интерактивный платформа ZOOM аудиофайл

Демонстрируют понимание иноязычного текста через аудирование

Подведение итогов и рефлексия

Научить решать нетиповые задачи. Подвести итоги занятия, объявление оценки

Обсуждают совместно итоги занятия, заполняют лист рефлексии.

Прием незаконченного предложения


платформа ZOOM

Закрепляют новый

материал через рефлексию

Критерии оценки деятельности обучающихся


Деятельность обучающихся оценивается по балльно-рейтинговой системе:


Присутствие на лекциях - 1 б.

Чтение и ответы на вопросы - 1 б.

Умение обобщить пройденный материал - 1 б.

Выполнение л-г заданий – 1 б

Аудирование - 1 б.




В заключении хочу назвать методы и приемы, реализуемые мною в процессе дистанционного обучения с учетом требований стандартов WORLDSKILLS:

Частично поисковый (эвристический) метод. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Сущность этого метода обучения сводится к тому, что не все знания учащимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно; деятельность преподавателя заключается в управлении процессом решения проблемных задач.

Учебная дискуссия. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса. Студенты учатся выражать свою точку зрения, считаться со взглядами других студентов.

Работа с учебно-практическим пособием - один из важнейших методов обучения. Отрабатываются навыки чтения ЛЕ, РО и терминов. Студенты усваивают учебный материал и накапливают опыт работы с текстами, овладевают различными приемами работы с учебным пособием.

Демонстрация видеоролика Студенты знакомятся с новыми лексическими единицами и оборотами, описывают структуру аэропорта, отвечают на вопросы преподавателя, передают содержание видеоролика в краткой форме.

Исследовательский метод обучения. Данный метод предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы. Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но и для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Мозговая атака - метод обучения, направленный на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Студенты выдвигают свои идеи, предложения по совершенствованию структуры аэропорта. Все предложенные идеи обсуждаются. Этот метод учит культуре совместного обсуждения идей, преодолению стереотипов и шаблонов в мышлении; раскрывает творческий потенциал студента.


Информационное обеспечение:

Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1572 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44942) http://zhat.ru/sveden/edustandarts

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р

Современный урок в условиях реализации Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие

// cост. В.С. Зайцев. – Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. – 59 с. ISBN 978-5-93162-099-2

https://www.menobr.ru/article/65496-qqq-2018-m8-metody-i-priemy -

https://youtu.be/d_aTC0iKO68

УЧЕБНО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Сборник текстов для чтения по авиационной тематике Минакова Е.Г. Широкая Е.В. 2018 г

Образовательный портал ИДПО ПЕнзГТУ https://dpo.penzgtu.ru/mod/assign/view.php?id=27769



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.