Статья «Особенности работы педагога в дистанционном формате»

2
0
Материал опубликован 9 May 2023

Особенности работы педагога в дистанционном формате

В силу различных обстоятельств образовательным учреждениям иногда приходится переходить на дистанционный формат образования. Как правило, для проведения занятий в онлайн-режиме в учреждениях имеется все необходимое: учебники в цифровом формате, планшеты или электронные книги, онлайн-доски, набор различных интернет-ресурсов, а также электронный журнал. Такой формат образования регламентирован законодательно трудовым кодексом РФ [1], а также Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [4].

Образовательная организация может полноценно перейти на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, а также может использовать частично в комбинации с электронными средствами и офлайн-ресурсами. Занятия в дистанционном формате проводятся в виде видеоконференции в реальном времени с использованием различных платформ, рекомендованных Министерством образования РФ [2]. Также возможно и электронное обучение: в этом случае учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет, как усвоен материал и общение как бы отложено во времени. Практика работы в дистанционном формате позволила понять, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях. Безусловно, это имеет определенные плюсы: учащиеся могут посещать занятия, не выходя из дома - это удобно, безопасно, а главное – обучение продолжается.

Каким бы ни был подход, позволяющий педагогу и обучающимся общаться, изучать новое, получать обратную связь, – может быть применен.

При составлении расписания занятий в дистанционном формате администрация должна руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [3].

При использовании в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на занятиях следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Безусловно, при обучении в дистанционном формате есть положительная сторона, но также есть и определенные риски. Рассмотрим некоторые из них.

Преимущества дистанционного обучения.

1. Ребенок учится самообразовываться – это очень важный аспект в наше время.

2. Мобильность и доступность - можно заниматься в любом месте и в любое время, независимо от географического и временного положения как ученика, так и педагога.

3. Социальное равноправие - равные возможности при получении образования независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности.

4. Социализация - в очном формате чаще всего в классе бывает шумно. Некоторым детям это не нравится, и они говорят: «Я сижу дома, мне комфортно перед компьютером, занимаюсь», а у стеснительных учеников появляется возможность активно проявлять себя в онлайн-уроках, ведь перед ними нет аудитории, значит, можно вести себя свободно.

5. Время - у детей появляется больше времени, не нужно тратить время на дорогу, можно увеличить продолжительность сна.

6. Безопасность - даже если в школе нет проблемы буллинга, всё равно детям не всегда комфортно. Домашняя среда больше защищает.

7. У педагога появилась возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные как для обучающихся, так и для себя. Возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, видео- и аудиоконтента, что способствует удержанию внимания ребят, развитию их мышления.

8. Учитель может записать собственный урок, это важный момент, потому что ребенок может отсутствовать на занятии по каким-либо причинам, можно отправить ему ссылку на видео. Также занятия в дистанционном формате позволяет использовать геймификацию, ведь дети любят играть, им становится интересно, да и педагогу позволяет попробовать что-то новое, получить опыт и применить на занятии.

В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками.

Но, не смотря на множество положительных сторон дистанционного обучения, существуют определенные минусы и риски.

Риски и минусы:

1. Отсутствие очного общения: всегда важно личное взаимодействие, где можно и нужно отрабатывать гибкие навыки. Конечно, их можно продублировать онлайн, но это иллюзия. Процесс социализации ребенка проходит через непосредственное общение, и образование во многом завязано на общении. Конечно, можно обмениваться сообщениями, но результат этого общения совершенно другой. Поэтому онлайн хорошо работает там, где нужна передача информации. В сложных аспектах образования онлайн значительно проигрывает. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

2. Отсутствует постоянный контроль. Большой класс контролировать онлайн сложнее, как в школе не получится. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей нужен высокий уровень сознательности. На дистанционном обучении ученикам придется больше работать самостоятельно, самим искать информацию, а также нет гарантии того, что ребенок все выполнил и решил самостоятельно.

3. Зачастую в семьях не один, а сразу два или три ученика, семьи, где родители сами являются педагогами, при этом организовать сразу всем детям и себе дистанционное обучение физически сложно, а иногда и невыполнимо.

4. Большинство педагогов никогда не практиковали дистанционное обучение и умения строить онлайн-уроки, многие из них не различают дистанционное и электронное обучение. Нет опыта в организации дистанционного обучения у самого учителя, приходится много времени тратить на техническую организацию урока, а также в силу возраста неготовность учителей к дистанционной работе.

5. В онлайн-уроке сложнее становится контролировать вовлеченность детей в процесс, даже организовать диалог или дискуссию, максимум участия принимают 10–15% ребят.

6. Ученикам самостоятельно усвоить сложный материал очень трудно.

7. Методы, используемые в определённых темах предметов, где необходимы построения фигур с помощью циркуля и линейки, оказываются неэффективными при дистанционном обучении.

8. Зачастую, объём материала в онлайн-формате меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного занятия, проведённого очно.

9. Для управления образовательным процессом в дистанционном формате очень часто необходим отдельный интернет-ресурс или сайт.

10. А также существуют технические риски: что-то перестанет работать, интернет отключат, да и сервисы не рассчитаны на огромное количество людей.

11. Возрастает нагрузка и на родителей - они должны следить, чтобы дети выполняли все, что говорит учитель. Для учеников есть риск не быть услышанными. Учитель может не уследить за всеми сообщениями.

12. Не надо следить за своим внешним видом, участвовать в различных мероприятиях (школьные линейки, дежурства по классу или по школе и т.п.).

Конечно, дистанционное образование - вещь удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

Многие семьи и школы оказались не готовы к такому формату обучения. Учителя устали от огромной нагрузки и неорганизованности школьников, а родители стонут от бесконечных домашних заданий, выполнение которых им теперь приходится постоянно контролировать, а зачастую и выполнять вместе с ребенком. Родители обязаны проследить, чтобы их чадо не просто сидело за компьютером, а действительно занималось. Далеко не всем детям дается новая тема при самостоятельном разборе, им приходится просить помощи у родителей, но и не каждый родитель может разобраться в некоторых темах по математике. Внезапное погружение в дистанционное обучение выявило различные плюсы и минусы такой системы обучения.

 

Источники:

[1] ТК РФ Глава 49.1. особенности регулирования труда дистанционных работников

[2] https://hr-elearning.ru/top-besplatnykh-sistem-distancionnogo-obucheniya-personala/?ysclid=lhfygpzcsm922008973

[3] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).

[4] Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации