Особенности проведения дистанционных уроков в системе Moodle
Особенности проведения дистанционных уроков в системе Moodle.
В настоящее время проблема организации дистанционного обучения становится все более актуальной. С прошлого года такое обучение заняло прочное место в образовательной системе. При переходе на дистанционное обучение пришлось выбирать различные формы обучения на основе дистанционных технологий. Наряду с использованием таких образовательных порталов как Якласс, Гугл формы, эл. почта я применяла и систему дистанционного обучения Moodle. Я расскажу об особенностях организации обучения с применением системы дистанционного обучения Moodle.
Рассмотрим структуру дистанционного урока в сравнении с традиционным.
Традиционный урок | Дистанционный урок |
1. Мотивационно-целевой этап | 1. Мотивационный блок |
2. Ориентировочный этап | 2. Инструктивный блок |
3. Поисково - исследовательский этап | 3. Информационный блок |
4. Практический этап | 4. Контрольный блок |
5. Рефлексивно-оценочный этап | 5. Коммуникативный и консультативный блок |
Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:
• Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Для мотивации большое значение имеет четко определенная цель и задачи урока.
Целью мотивационного блока также является погружение в атмосферу предмета. В этом могут помочь такие элементы как Опрос, который позволяет задать студентам какой-то вопрос с выбором из нескольких вариантов ответов.
• Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока). С помощью инструмента Пояснение можно дать краткую аннотацию к занятию, разместить изображение либо короткий видеоролик, предназначенный для общего знакомства с темой. Для активизации познавательной деятельности на начальном этапе занятия можно использовать увлекательные игровые материалы, например мультимедийные интерактивные упражнения.
• Информационный блок (система информационного наполнения).
В этом блоке обычно предлагается новая тема, которая может быть представлена в виде текстового материала, видео, аудиофайлов. Большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала, он должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. При создании данного блока можно использовать элемент Страница, который очень хорошо подходит для того чтобы размещать там видео различной тематики и задания к ним. Здесь используются такие ресурсы как Глоссарий (для введения новой лексики), Лекция (для объяснения грамматики или обучения различным видам чтения), Книга (если материал, который нужно представить достаточно объемный).
• Контрольный блок (система тестирования и контроля).
Этот блок представлен элементами, позволяющими произвести оценивание приобретенных студентами знаний. При планировании урока, важно предусмотреть различные варианты контроля полученных знаний обучаемыми, в т.ч.: письменного опроса, решения тестов, контрольных и самостоятельных работ с разноуровневыми заданиями. Для реализации задачи проверки знаний обучающихся очень удобно использовать элемент Тест с множеством типов вопросов: числовой, с коротким ответом, эссе, с множественным выбором и т.д. Все результаты подсчитываются системой автоматически, что существенно экономит время преподавателя. Элемент Задание предоставляет возможность студенту представить ответ на задание в виде текста или файла. Очень важно в контрольном задании четко прописывать критерии оценивания.
• Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с преподавателем и между собой).
Данный блок необходим для организации обратной связи со студентами. Основные элементы Чат и Форум, которые позволяют задавать и отвечать на вопросы, вести дискуссии в процессе обучения, являясь основным средством связи между преподавателем и обучающимися. В чате всем участникам курса необходимо находится в режиме онлайн в одно время, в отличие от форума, где участники оставляют сообщения в удобное для себя время. Коммуникативный блок ставит своей целью формирование навыков общения, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию, а также дает возможность обеспечить качественную рефлексию и обратную связь во время проведения занятия и для подведения итогов.
Таким образом, мы можем подготовить и провести полноценный урок со всеми его этапами. Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися: он-лайн и офф-лайн.
В любом случае в системе Moodle существует возможность увидеть все действия студента (сколько времени выполнялось задание, все ли элементы урока пройдены, как выполнены задания и т.д.) Никому не удастся отлынивать от работы. Moodle не только дает возможность отслеживать прогресс в прохождении курса, но и отображает точную дату, когда тот заходил на сайт в последний раз и время, потраченное на выполнение.
Также есть возможность запрограммировать так ход урока что выполнять все задания придется последовательно, и нет возможности выполнить контрольное задание не пройдя все этапы занятия.
Системный подход в построении учебного материала способствует развитию у учащегося навыка самообразования, продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности.
Таким образом, система Moodle является эффективной и удобной для проведения уроков дистанционного обучения.