Статья на тему «Организация воспитательной деятельности в школе в дистанционном формате»

0
1
Материал опубликован 11 November 2021

О.А. Беляева


Организация воспитательной деятельности в школе

в дистанционном формате


Приоритетная задача школы в сфере воспитания детей в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется как «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1].

Педагогическая деятельность, реализуемая в школьном образовательном учреждении, которая направлена «на развитие личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно­нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2, Ст. 2], многогранна и многоаспектна. Согласно Концепции воспитания юных петербуржцев «Петербургские перспективы», основополагающего документа, определяющего основные параметры организации воспитания подрастающего поколения в Санкт-Петербурге на 2020-2025 годы, эта деятельность должна обеспечить [3]:

адаптацию воспитанников к социальным требованиям общества посредством изучения, освоения и соблюдения законов, норм и правил поведения в различных сферах жизни;

ориентацию на базовые национальные ценности, которые направлены на расширение ценностно-смысловой сферы личности школьников;

развитие социальной компетентности обучающихся и создание условий для роста личностных достижений в различных видах деятельности за счет включения в проектную и исследовательскую деятельность;

индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение процесса взросления юных петербуржцев;

педагогическую поддержку детских инициатив и сопровождение самостоятельной деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что социально-культурное развитие современного школьника зависит не только от усилий педагогов, но и от образовательного уровня родителей и их участия в жизни школы и общества.

Взаимодействие между субъектами образовательного процесса (педагоги ‑ учащиеся ‑ родители) значительно обогащает и расширяет воспитательную среду, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если формы взаимодействия интерактивны, соответствуют современным технологиям (информационным и телекоммуникационным); подвижны (т.е. зависят от потребностей участников взаимодействия и содержательной стороны контактов между школой и семьей) [4].

Указанные аспекты организации воспитательной работы в школе, которые отражают приоритетные положения современных нормативных документов, требуют от педагогических коллективов поиска эффективных способов их реализации на практике.

Выстраивая систему взаимодействия с участниками образовательного процесса, педагогический коллектив лицея при планировании форм и методов работы остановил свой выбор на дистанционных технологиях.

Сделаем акцент на то, что организация интегративной и целенаправленной воспитательной работы в дистанционном формате на основе применения современных цифровых технологий не является массовым явлением, в отличие от дистанционного обучения.

Дистанционные образовательные технологии – это особые методы и способы осуществления педагогической деятельности, предполагающие, что взаимодействие педагога и ребенка будет частично опосредованным. Именно это отсутствие прямого контакта больше всего беспокоит педагогов и родителей обучающихся, которые понимают, что помехой эффективному дистанционному взаимодействию часто бывает недостаточная мотивация обучающихся. Школьник, удаленный от педагога, может надолго отвлекаться и даже выключиться из воспитательного процесса.

При отсутствии наставника далеко не все обучающиеся могут (в силу возраста) грамотно организовать свою работу. Кроме этого, обучающийся может столкнуться с различными техническими сложностями: медленной скоростью Интернета, сбоями в сети, ограниченностью умений взаимодействия с современными гаджетами и пр. Но более всего взрослых волнует вопрос: не помешает ли искусственно созданная дистанция нравственному и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Вот почему в нашем лицее мы обратили внимание на те аспекты применения дистанционных образовательных технологий, которые предполагают максимальную интерактивность, позволяют обеспечить обратную связь между педагогом и учеником. Для достижения максимального образовательного эффекта необходимо создать благоприятную атмосферу.

На сайте лицея представлен новый интерактивный механизм «Дистанционная школа развития», развивающий интеллектуальный потенциал и коммуникативные компетентности участников образовательного процесса.

Пространство «Дистанционной школы развития» ‑ это возможность совместной работы над проектами лицея всех участников образовательного процесса в удобное для них время. Одним из модулей «Дистанционной школы развития» является «Дискуссионный клуб». Работа дискуссионного клуба проходит в двух форматах: дистанционном и очном.

Для проведения он-лайн заседания «Дискуссионного клуба» на сайте школы размещаются тема дискуссии, текст, подводящий к сформулированным вопросам для обсуждения. В течение 2-х недель все участники (ученики, учителя и родители) имеют возможность высказать свои мысли и рассуждения по заявленной теме, обменяться мнениями друг с другом, сравнить взгляды по тому или иному вопросу.

Вот лишь некоторые темы дискуссионного клуба: «Портрет идеального школьного учителя 21 века», «С любимыми не расставайтесь…», «Семейные ценности». По итогам заочного обсуждения становится ясно, кто какую точку зрения поддерживает. Это даёт возможность куратору «Дискуссионного клуба» в дальнейшим распределить участников по командам для участия в очном заседании.

Ещё одним интересным форматом общения в дистанционном режиме стали личные страницы классов - портфолио, где они публикуют новости класса, отзывы о прошедших мероприятиях. У каждого класса есть фотография или визитная карточка, а также блок комментариев. Для реализации полноценных отзывов очень пригодилась возможность вставлять в комментарии фотографии и видеозаписи. Оставлять отзывы могут как ученики и их родители, так и учителя.

От совместной работы выигрывают все: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. А дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее и увереннее, в результате чего имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Еще одним способом организации взаимодействия учеников, учителей и родителей стал виртуальный музей, разработанный на основе музейной выставки в рекреации второго этажа. Проект по его оформлению создавался как исследовательский – результатом поисковой работы стала мультимедийная презентация «На месте слободы смоленских ямщиков», размещенная на сайте лицея в рубрике «Страницы истории лицея», и исследовательская работа «Из истории лицея 329». В тоже время проект стал социальным – в результате оформлена выставка «От коммерческого училища до лицея 329».

Виртуальный музей создавался с целью расширения музейного пространства и представления всех накопленных материалов методического и исследовательского характера. Основная цель виртуального музея – сохранение исторической памяти и культурного наследия родного отечества. Его средствами педагогический коллектив решает несколько задач, но основной из них мы считаем формирование ценностного отношения учащихся к истории малой родины, нашего города и всей страны в целом. Актуальными являются и другие задачи по развитию у учащихся чувства гражданской ответственности и культуры петербуржца. Немаловажным является совершенствование музейной культуры учащихся и повышение их познавательной активности через актуализацию знаний.

Основная структура, выбранная при создании виртуального (цифрового) музея – это тематические виртуальные выставки. На главной странице музея по графическому изображению можно выбрать интересующую тему. Графическое изображение отображает главную линию содержания каждой страницы виртуального музея.

Для цифрового музея Интернет – это всего лишь витрина, через которую музей показывает то, чем он богат. Если музей живет, то он постоянно обновляется, создает событийную онлайн-историю. В этом возможности виртуального музея безграничны. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что виртуальный музей – это практически новый институт, который взаимодействует с посетителями по-новому, предлагает музейную коллекцию оцифрованных исторических архивных документов, фотографий; фондохранилище с соответствующим учетом музейных материалов.

На основе коллекций и концепции музея разрабатываются методические материалы, классные часы, виртуальные экскурсии, способствующие реализации образовательно-воспитательной функции музея, возникает интерактивное пространство для диалога.

Материалы виртуального музея используются в учебной и внеурочной деятельности, являются основой для новых проектов, мастер-классов, интересных встреч и в то же время появляются новые «экспонаты» как результаты поисковой и исследовательской деятельности.

Очень часто знакомство с некоторой историей выливается в глубокое исследование и воплощается в проектной работе, которая разрабатывается индивидуально или в группе. К выполнению проектов часто присоединяются и родители учащихся.

Одним из направлений проектной деятельности в лицее является издательская деятельность. С 2007 года в лицее издается газета «Перемены», содержание которой во многом изначально и сегодня определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не просто как информационное, хотя и эта задача очень важна, а, прежде всего, воспитывающее, объединяющее учеников, учителей и родителей. В газете существует Главная тема и постоянные рубрики, некоторые из них напрямую связаны с различными исследованиями по истории Невского района, Санкт-Петербурга, некоторые страницы посвящены семейным историям. Есть тематические выпуски, посвященные Дню полного освобождения Санкт-Петербурга от блокады и Дню Победы.

Но наибольший интерес вызывает рубрика «Непростая тема», в которой обсуждаются наиболее значимые для подростков темы: «Учитель: друг или диктатор», «Агрессия как проявление свободы», «Почему подростки употребляют нецензурную лексику», «Что значит быть свободным в школе», «Домашнее задание», «Школьная форма», «Легко ли быть классным руководителем», «Конфликт поколений: мы и наши родители». Газета также является интерактивной, т.к. на сайте лицея можно не только познакомиться с ее выпусками, но и высказать свое мнение по любой статье.

Немаловажной частью издательской деятельности лицея является ежегодный выпуск Лицейского календаря. В 2009‑2017 годах в лицее существовал фотокружок. Его участники в течение нескольких лет создавали шедевры фотографического искусства и составляли из своих снимков «Лицейский календарь». Проект собрал множество наград, в том числе и в крупном районном конкурсе «Диалог с компьютером». В проекте участвуют наши ученики, их родители, учителя и другие сотрудники.

С 2020 года проект издания календаря расширил свои границы и стал интерактивным международным проектом – на его страницах появились рисунки учащихся лицея и гимназии № 2 г. Волковыска республики Беларусь.

Продолжением направления издательской деятельности стал проект по разработке школьного дневника, но дневника не совсем обычного в понимании простого обывателя. На страницах дневника кратко представлена история лицея, рассказ о выдающихся выпускниках лицея, достижения его учеников и учителей. Подразумевалось, что дневник такого формата может стать настоящим подарком ученикам, имеющим высокие достижения в учебе и олимпиадном и конкурсном движении, а также может быть подарен первоклассникам.

К столетию Невского района, которое праздновалось в 2017 году была разработана интерактивная игра «Невская застава», посвященная достопримечательностям Невского района. В первую очередь игра разрабатывалась для уроков по истории Санкт-Петербурга в помощь учителям истории. Но часто используется и на классных часах.

По материалам музея и истории лицея разрабатываются и творческие проекты. Мы можем с уверенностью сказать, что такие проекты становятся не просто творческими, а скорее интегрированными, т.к. перед выполнением творческого проекта учащиеся занимаются исследованием и подборкой материала для выполнения проекта, например: работа по выполнению батика по творчеству Ольги Берггольц для школьного музея и батика на тему «Школы блокадного Ленинграда». Учащимися было проведено исследование по выполнению батика с помощью подручных средств.

В результате работы над проектами учащиеся посетили несколько школ Санкт-Петербурга, которые работали в блокадные годы, побывали в музее АППО и выполнили батик, который сейчас является одним из экспонатов музея образования Академии профессионального постдипломного образования.

Непростое время весной 2020 года привело актив музея лицея к проведению интерактивных акций, посвященных 75-летию Великой Победы. Одна из них – «Голос памяти», в рамках которой учащиеся записывали видеоролики с чтением стихов о Великой Отечественной войне и ролики с чтением стихов Ольги Берггольц. В акции приняли участие учащиеся с 1 по 11 класс, педагоги и родители. Акция «Журавлик Победы» - акция-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с праздником. Акция «Звезда в окне» также была посвящена 75-летию Великой Победы.

К 100-летию со дня рождения Ольги Берггольц был проведен конкурс фотоколлажей «Так хочется мир обнять», материалами для творческих работ стали материалы виртуального музея.

В 2020 году творческой группой педагогов лицея разработан проект «Истоки жизни – Невская застава», для реализации которого разработан адрес-календарь на несколько лет.

Реализация проекта будет проводиться через организацию и расширение сетевого сотрудничества с учреждениями культуры Санкт-Петербурга, музеем «Невская застава», образовательными учреждениями в рамках регионального и международного сотрудничества. Основная цель проекта – разработка одного из направлений воспитательной системы школы на основе материалов виртуального музея. Уже проводится разработка классных часов по истории Невского района и лицея 329, планируется проведение конкурсов, фестивалей и конференций, выполнение проектов., например: «С чего начинается Родина?», «Мы рисуем свой мир». Впрочем, не будем раскрывать все секреты.

Ожидаемые результаты проекта по созданию виртуального музея «Истоки, прошлое, настоящее, будущее» вы видите на слайде. Мы надеемся, что виртуальный музей лицея станет еще одним виртуальным пространством для коммуникации всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей и педагогов.

Учащиеся лицея активно осваивают Культурное пространство Санкт-Петербурга, активно включаются в исследовательскую и проектную деятельность, проявляют инициативу и самостоятельность в выборе тем для исследования, в планировании работы над проектом и совершенствуют навыки групповой работы.

Именно поэтому мы можем с уверенностью сказать, что музей в лицее способствует социализации подростков, является средством их творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно – исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Знакомство с героическим периодом в жизни страны и народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.

Заключение. Воспитание – неотъемлемая составляющая школьного образовательного процесса. Современные компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать приоритетными инструментами для организации целостного образовательного процесса, включающего в себя, как процесс обучения, так и воспитания школьников, обеспечивающего:

достижение современных социально востребованных образовательных результатов;

расширение спектра направлений воспитательной работы и форм воспитательных мероприятий;

повышение привлекательности для школьников воспитательных мероприятий и их педагогической эффективности;

содействие адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;

противодействие имеющимся деструктивным влияниям современного глобального информационного пространства.

Представленный в статье опыт работы нашей школы может быть педагогически интерпретирован в других образовательных учреждениях для целенаправленного выстраивания воспитательной деятельности, обеспечивающей реализацию приоритетных направлений современной образовательной политики.

Список литературы

1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019).

3. Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы». Утв. Распоряжением Комитета по образованию СПб от 16.01.2020 № 105 р.

4. Современные формы и методы организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (педагоги ‑ учащиеся ‑ родители) с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. – СПб: Стратегия будущего, 2016. – 102с.


Беляева О.А., Организация воспитательной деятельности в школе в дистанционном формате.


В статье рассматриваются вопросы практической реализации ключевых положений федеральных и региональных нормативных документов в сфере воспитания школьников на основе применения современных цифровых технологий. Внимание уделено организации воспитательной работы со школьниками в дистанционном формате.

Представлен опыт работы ГБОУ лицей № 329 Невского района Санкт-Петербурга по организации воспитательной деятельности в дистанционном формате, ориентированной на интерактивное взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность в школе, воспитательная деятельность в дистанционном формате, интерактивные технологии, дистанционные ресурсы, интерактивные проекты, дискуссионный клуб, виртуальный музей.



Беляева Ольга Александровна, учитель истории ГБОУ лицей № 329 Невского района Санкт-Петербурга.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за представленный опыт работы

11 November 2021