12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья163
Россия, Омская обл., Омск

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Дамер Н.А. преподаватель ин.яз

БПОУ ОО “Омский техникум мясной и молочной промышленности»



Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего, способностью преподавателя создать условия и организовать ситуации, в которых студенты осваивают иностранный язык как средство общения. В педагогическом, учебном сотрудничестве выделяют 3 вида взаимодействия: взаимодействие преподавателя и студента, взаимодействие студентов друг с другом в совместной учебной деятельности и взаимодействие преподавателей в системе межпредметных связей. [2].

Для модели обучения, признанной сегодня приоритетной, характерна ориентация учебной деятельности обучающихся не на усвоение готовых знаний, сообщаемых преподавателем, а на самостоятельный поиск и усвоение информации в ходе наблюдения и активной мыслительной деятельности студентов. Считается, что коммуникативная модель учебной деятельности является оптимальной при практической направленности обучения, а максимальная передача инициативы учащимся в ходе занятий способствует созданию творческой атмосферы на уроке. Такая модель успешно реализуется в рамках концепции обучения в сотрудничестве [3].

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Опыт обучения иностранному языку показывает, что эффективность урока иностранного языка зависит, прежде всего, от способности педагога создать условия и организовать ситуации, в которых студенты осваивают иностранный язык как средство общения. [1].

Щукин А.Н. отмечает, что технология обучения в сотрудничестве базируется на идее взаимодействия учащихся в группе, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика. В отличие от фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя», за свои успехи и неудачи, а взаимоотношения с преподавателем носят субъект-субъектный характер, при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности [3].

Работа в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку «ученик – группа» предполагает объединение студентов в небольшие (3-4 человека) группы. Если дать обучающимся одно общее задание, оговорить роль каждого обучающегося в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый студент отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. При этом группы формируются таким образом, чтобы в ней были участники с разным уровнем коммуникативной компетенции. Все студенты разные: одни быстро “схватывают” все объяснения педагога, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всей группе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. При обучении в сотрудничестве слабые студенты стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый студент, досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. При этом особенно важно, что исходной точкой коллективной деятельности является индивидуальная самостоятельная работа каждого участника группы. [3].

Применение новых педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает самооценку студентов, дает обучащимся хороший опыт социализации, укрепляет коллектив. Существенно меняются отношения учитель – ученик. Приоритет учительской позиции меняется на подлинное партнерское сотрудничество. Во взаимодействии педагога и студента особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Преподаватель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на иностранном языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае педагог опирается на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой.

Взаимодействие учителя и учащихся на уроке – процесс двусторонний. Он протекает гармонично, когда поставлены реальные цели, четко сформулированы задания, выбрана оптимальная форма организации деятельности для достижения поставленных задач. Учитель всегда помнит, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Таким образом, специфика учебно-педагогического взаимодействия в процессе обучения иностранному языку сводится к двум основным моментам. Во-первых, педагог должен способствовать развитию личности студента, учитывать его индивидуальные особенности, в связи с этим в своей профессиональной деятельности он должен отказаться от догматизма, авторитарности. Однако, это не отменяет ведущей роли учителя на уроке. И это второй момент, который характеризует специфику взаимодействия на уроке иностранного языка. Задача педагога сводится к тому, чтобы регулировать и направлять процесс взаимодействия внутри учебной группы таким образом, чтобы это способствовало достижению учебных задач, прежде всего через создание доброжелательной атмосферы общения. В соответствии с коммуникативной направленностью занятий по иностранному языку приоритет отдается групповым формам работы на уроке, благодаря чему и создается атмосфера взаимодействия, позволяющая добиться высокого уровня эффективной коммуникации, речевого развития обучающихся и успешного развития каждого студента. [1].

Библиографический список:

Барабанова З.П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимся // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 1. С. 40-42.

Голуб Л.А. О проблеме взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях иностранного языка // «Науки об образовании» 2018 С. 14-18 / https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-vzaimodeystviya-prepodavateley-i-studentov-na-zanyatiyah-inostrannogo-yazyka/viewer

Щукин А.Н.. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. 2014



Дата проведения: 23 декабря 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.