Материал на проверке

Особенности психологии дошкольника

0
0
Материал опубликован Сегодня в 13:48



Статья

«Особенности психологии дошкольника»

Введение

На данный момент проблема развития ребёнка в разные периоды жизни очень актуальная. Особенно учёных и психологов интересует дошкольный период, так как он является довольно длительным и ответственным периодом психического развития ребёнка. Возрастная периодизация относит дошкольный период развития ребёнка к первому детству и охватывает детей в возрасте 3-7 лет. В дошкольный период не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Цель: изучение особенностей психологии ребёнка в дошкольный период

развития.

Задачи:

Рассмотреть социальную ситуацию развития.

Изучить ведущую деятельность дошкольника.

Изучить новообразования дошкольника.

Изучить особенности познавательных процессов.

Изучить особенности общения.

Изучить кризис 7 лет.

Рассмотреть психологическую готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника.

Рассмотреть факторы, которые отрицательно сказываются на развитии дошкольника.

Определить, что влияет на развитие психики дошкольника.


Социальная ситуация развития

Отделение ребёнка от взрослого к концу раннего возраста создаёт предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития дошкольника происходит по формуле: ребёнок – общественный взрослый. Ребёнок стремиться войти в мир взрослых и сталкивается с невозможностью осуществить это желание. Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце дошкольного периода, - феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и, прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.


Ведущая деятельность

Противоречие между желанием ребёнка быть взрослым и его возможностями разрешается в особом виде деятельности дошкольника - в игре. Игра в дошкольный период становиться ведущим видом деятельности. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берёт на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Игра - социальное зеркало, с помощью которого ребёнок может взглянуть на отношения взрослых и на возможность своего участия в этих отношениях.

Выделяют следующие значения игры:

Развивается воображение, произвольная память, речь.

Возникают более сложные мотивы, чувства, произвольность.

В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

Дошкольник учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

Закономерности онтогенеза игровой деятельности:

Развитие предметных действий, замена реального предмета игровым от отдалённого сходства.

Развитие сюжета от бессюжетных игр.

Развитие игровых отношений: от маленькой группы - к всё более многочисленных; от неустойчивых группировок – к всё более устойчивым; от игры «по-своему» - к игре, где действия описаны ролями.

Изменение роли: изменение мотива принятия роли.

Игра - не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков и т.п. Общим для всех этих видов деятельности является создание того или иного результата, продукта - рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особыми способом действий, особыми умениями, и главное - представления о том, что ты хочешь сделать.

В дошкольный период возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются, бегают на перегонке и т.п. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное - получить результат, то есть изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали. Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете.

Другой формой продуктивной деятельности дошкольника является конструирование - целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Ребёнок может строить замок из кубиков, собирать из деталей машины и т.п. Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических средств. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.


Готовность дошкольников к обучению в школе

Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. В отличие от продуктивной, учебная деятельность направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя - на приобретение новых знаний и способов действия. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

В дошкольном возрасте становится возможным целенаправленное обучение детей на занятиях. Но оно является эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей является использование игры (в частности дидактической) как средства обучения дошкольников. Особенно важным в обучении является наглядность и интерактивность подаваемого материала.

Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, так как от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И. Ю. Кулагиной, «готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства»

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие компоненты:

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высокоразвитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

Е.И. Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми.

г) мотивационная готовность включает в себя следующие  критерии:

наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач и др.);

понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности;

минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;

эмоционально-благополучное отношение к школе.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведёт к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.


Общение дошкольника

Общение ребёнка с взрослыми:

Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет)

«Теоретическое» сотрудничества» на темы, выходящие за пределы непосредственного восприятия ребёнка. Коммуникативная потребность - в уважение со стороны старшего.

Внеситуативно-личностное общение (5-7 лет)

Оно связано с овладением системы отношений людей.

Коммуникативная потребность - во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослого.

Общение ребёнка со сверстниками:

Эмоционально-практическое общение (2-4года). Оно выражается в совместных забавах, зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие и от практических действий партнёра.

Ситуативно-деловое общение (4-6лет)

Главное содержание: деловое общение со сверстниками.

Внеситуативно-деловое общение (6-7лет)

Оно происходит на фоне общего дела. Возникают устойчивые изобразительные привязанности между детьми.


Становление личности

Развитие мотивационной сферы:

Интерес к миру взрослых, установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми и детьми;

Мотивы личных достижений;

Самолюбие;

Соревновательный, познавательный, нравственный мотив;

Интерес к новым видам деятельности.

Развитие самосознание:

Появление оценки, сравнивая себя с другими сверстниками;

Переход от самооценки внешнего вида и поведения к оценке личных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния;

Дифференцирование самооценки.

Эмоциональное развитие:

Развитие высших чувств;

Чувства становятся более осознанными, обобщенными;

Формируется эмоциональное предвосхищение.

Развитие воли:

Развитие целенаправленных действий;

Изменение мотивации;

Включение речи в процесс регуляции поведения и деятельности (для формирования цели и планирования деятельности);

Развитие произвольности действий, движений, психических процессов.


Познавательное развитие дошкольника:

Ведущую роль играет память: в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного периода с развитием игры и под влиянием взрослого у ребёнка начинаю складываться произвольное, преднамеренное запоминания и припоминания.

Развивается наглядно-образного мышления, затем основы словесно-логического мышления.

Развитие внимания, воображения. Воображение приобретает произвольный характер, становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Характерной особенностью внимания дошкольника является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами.

Восприятие. Оно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Развитие речи. Чем лучше развита речь у ребёнка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.


Т.И. Чиркова определяет следующие базисные характеристики личности дошкольника:

1. Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает способность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания какого-либо поощрения со стороны взрослых или сверстников. На этой основе возникает соподчинение мотивов. Важнейшими условиями формирования произвольности являются внутренняя мотивация и овладение нормами поведения.

2. Самостоятельность. Данная форма активности ребенка отражает актуальный уровень его развития, обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого. Важнейшим фактором, влияющим на развитие самостоятельности, является стиль общения ребенка и взрослого; гипер- и гипоопека негативно влияют на формирование самостоятельности.

3. Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности. Инициативность непосредственно связана с любознательностью, изобретательностью, возможностью творческого решения проблем во всех видах детской деятельности.

4. Креативность. Способность к созданию нового оригинального продукта детской деятельности. Креативность связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, произвольности его поведения.

5.Свобода поведения. Должна рассматриваться как показатель нормального развития ребенка, так как только нормально развивающийся ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.

6. Безопасность поведения. Рассматривается, прежде всего, в отношении самого ребенка, связана с развитием способности предвосхищать последствия своих и чужих действий и явлений. Данная способность основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье человека.


Кризис 7 лет

Суть: осознание ребёнком расхождения между объективным общественным положением и внутренней позицией.

Одно из главных новообразований - потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

Симптомы:

не выполняет просьбы, не слушается;

капризничает, упрямится;

выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;

не воспринимает критику, на замечания выдаёт крайне отрицательные реакции;

пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;

осознанно поступает наперекор взрослым;

обесценивает то, что раньше казалось ему важным;

подвержен перепадам настроения;

потеря непосредственности;

манерничанье;

возникновение паузы между общением к ребёнку и его ответной реакции;

хитрость как нарушение сложившихся правил в срытой форме;

демонстративная «взрослеть», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

симптом « горькой конфеты»;

Появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени её исполнения.


Факторы, которые влияют на развитие ребёнка

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень недоношенности ребёнка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.

К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной. Природная среда влияет на развитие ребёнка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания. Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.

Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации. Ребёнок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.

Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.


Факторы, которые отрицательно сказываются на развитии

дошкольника

В дошкольный период стоит обратить особое внимание на психологические проблемы детей дошкольного возраста, которые способны затормозить развитие:

Эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, тревожность, страхи).

Недостаточное интеллектуальное развитие (нарушение внимания, сложности в понимании предлагаемого материала).

Поведенческие проблемы (откровенная дерзость, враньё, враждебность).

Неврологическое проблемы (расстройство сна, быстрая утомляемость).

Проблемы общения (обособленность, чрезмерная обидчивость, необоснованное притязание на лидерство).

Все перечисленные проблемы нуждаются в тщательном анализе и поиске способов их устранения.

​​​​​​​

Заключение

Дошкольный период важный этап развития ребёнка, именно в этот период активно развиваются познавательные и психические процессы. Именно на этом этапе происходит первичное становление личности. В дошкольный период закладываются основы социализации и саморазвития, которые в дальнейшем будут способствовать самореализации ребёнка в будущем.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.