Программа «Психология для дошкольников»

6
1
Материал опубликован 16 March 2021


ПРОГРАММА

«Психология для дошкольников»


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:


Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология для дошкольников» социально-педагогической направленности разработана с учетом:

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р)

Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41

Методических рекомендаций Министерства Образования и Науки России № 09-3242 от 18.11.2015

В программе учитывается следующее:

- современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;

- возрастные психолого-физиологические особенности детей;

- потребности детей и социальный заказ общества.

Актуальность:

Самой большой загадкой для каждого человека является он сам. Вопросы самопознания волнуют людей любого возраста, маленьких детей тоже. Но, узнать самого себя можно, только активно познавая окружающий мир, вступая во взаимодействие с другими людьми. Чем богаче и разнообразней жизненные впечатления ребенка, тем более ярким, неординарным является его воображение, тем интереснее, продуктивней его мышление, тем легче он адаптируется в окружающем мире.

Курс «Психология для дошкольников» предлагает в игровой, доступной форме дать детям представления об окружающем мире, о других людях, о собственной личности, развить способность к творчеству, самореализации, открыть путь к формированию положительной «Я-концепции».

«Ощущения, эмоции, чувства - первый инструмент, с которым ребенок приходит в мир. Именно чувства учат нас думать. Раскрывая каналы восприятия (слуховой, зрительной, кинестетический) мы даем ребенку возможность, обогащая свой жизненный опыт, развивать свои чувства. Эмоции, как солнце, питают нашу жизнь энергией, наполняют её светом.» (1) Полноценное интеллектуальное развитие невозможно без раскрытия эмоционального потенциала, без необходимой базы ощущения. Но, при этом, человек способен стать человеком только среди людей, и, от того, как он строит взаимоотношения с людьми, зависит его успешность в жизни. Общению, умению строить отношения, взаимодействовать, сотрудничать, тоже необходимо учиться.

Дошкольный возраст это период, когда у детей только начинает формироваться произвольность, внимание неустойчиво, нет усидчивости, терпения, ещё очень сильны проявления эгоцентризма. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при построении программы занятий.

Программа предполагает создание развивающей среды, обеспечивающей развитие чувственного аппарата, обогащение эмоционального опыта ребенка, реализацию и развитие творческих способностей, формирование навыков социального взаимодействия. Решение всех этих задач способствует профилактике социальных проблем и успешной адаптации в жизни. Программа реализуется в рамках Школы раннего развития.

Направленность программы – социально-педагогическая, уровень освоения содержания образования – общекультурный, способ освоения содержания – креативный.

Дети получают новые знания через призму своего реального опыта, опыта познания, переживания. Включение в сказочные сюжеты, идентификация себя с героями, персонажами, природными и социальными явлениями способствует эмоциональному, социальному, интеллектуальному росту.

При составлении программы учитывались следующие принципы: принцип системности развития психической деятельности, природосообразности, культуросообразности, принцип нормативности развития.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка, его личностных качеств, формирование навыков, способствующих успешной социальной адаптации, развитие эмоционального интеллекта, формирование позитивной «Я-концепции»,

Задачи программы:

Расширение знаний и представлений о мире, об окружающих людях, формировать нравственно-этические эталоны.

Формирование умений различать и выражать эмоции, интонации, расширять эмоциональный репертуар.

Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия

Интеллектуальное и речевое развитие, развитие познавательных процессов, развитие произвольности, формирование навыков самоконтроля.

Раскрытие творческого потенциала, развитие фантазии, ассоциативного мышления.

Принципы реализации программы:

личностно-ориентированный подход;

культуросообразность на основе общечеловеческих ценностей культуры;

сотрудничество как опыт взаимодействия с окружающими для позитивно-направленного самопознания, эстетического самоопределения;

принцип природосообразности на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов согласия с общими законами природы и человека.

Направленность программы – социально-педагогическая, уровень освоения содержания образования – общекультурный, способ освоения содержания – креативный.

Дети получают новые знания через призму своего реального опыта, опыта познания, переживания. Включение в сказочные сюжеты, идентификация себя с героями, персонажами, природными и социальными явлениями способствует эмоциональному, социальному, интеллектуальному росту.

Ожидаемый результат – осознание ребёнком себя как личности, как носителя различных социальных ролей, умение соотносить своё поведение, как со своими внутренними потребностями, так и с потребностями общества.

Программа рассчитана на 2 года. Возраст детей 1-го года обучения 5-6 лет, 2-го года обучения 6-7 лет. Занятия в группах по 8-10 человек. Занятия групп 1-го года обучения проводятся 2 раза в неделю, занятия групп 2-го года обучения 1 раз в неделю. Состав группы постоянный.

1.3 Содержание программы

Занятия построены в форме игры-сказки, игры-театрализации, импровизации, тренинга.

Основным методом, в котором реализуются цели и задачи программы является эстетическая игра. В ней можно выделить основные компоненты:

создание мнимой ситуации: (действие в воображаемом поле по Выготскому). Это может быть сказка, история, придуманная педагогом, ситуация, придуманная детьми;

факт перевоплощения: в игре ребенок принимает на себя различные роли, учится понимать чувства и мысли персонажа;

обращение к собственному опыту: ребенок учится анализировать, все, что происходило с ним, осмысливать свои чувства;

игра с неоформленным материалом; провоцирующая фантазию. В качестве неоформленного материала могут выступить звук, цвет, форма, ощущение и т.д.

создание творческой работы. Закрепление опыта ребенка происходит в словесной и изобразительной деятельности, где маленький ребенок может легко выразить то, что его волнует.

Активно используются в занятиях элементы арт-терапии и сказкотерапии.

Для детей старшего дошкольного возраста актуальны такие методы как беседа-диспут, позволяющая ребёнку сформировать своё мнение по какому-либо вопросу, и поделится им с другими, а также анализ ситуации, способствующий развитию рефлексии.

Занятия также включают в себя игры и упражнения на развитие внимания, памяти, коммуникативных качеств, волевых качеств, мелкой моторики. Используются психогимнастические упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения, развитию фантазии, мышечному раскрепощению.

В качестве диагностического инструментария используется проективный рисунок (ДДЧ, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»), методика цветового выбора.


Учебно-тематический план

1-го года обучения.


ТЕМА

Количество часов

теория

практика

1.

Развитие коммуникативных качеств

18

2

16

2.

Развитие ощущений и восприятия

18

2

16

3.

Развитие эмоционально-волевой сферы

18

2

16

4.

Развитие воображения и творческого мышления

18

2

16



Итого:

72

8

64

2-го года обучения.


ТЕМА

Количество

часов

теория

практика

1.

«Я живу среди людей»

9

1

8

2.

«Я фантазёр и мечтатель»

9

1

8

3.

«Я будущий школьник»

9

1

8

4.

«Я человек с планеты Земля»

9

1

8


Итого:

36

4

32


1.3.Содержание учебно-тематического плана

1-й год обучения.

Раздел 1 Развитие коммуникативных качеств (18 часов).

Задачи раздела:

Адаптация в группе. Развитие коммуникативных навыков. Снятие речевых и телесных зажимов. Развитие умения чувствовать другого человека, умения слушать, выражать свои мысли словами, развитие навыков невербального общения.

Умение строить отношения с близкими людьми, умение различать использовать приемы общения. Знакомство с понятиями «вежливость», «комплимент», «жест», «мимика», «просьба», «приказ».

Знакомство. Адаптация в группе, игры на знакомство, на групповое сплочение.

Приветствие. Обычные и необычные способы приветствия. Игра-сказка «Зачем мы говорим «здравствуйте»?»

Сила «волшебных» слов. Умение быть вежливым. Знакомство с «волшебными словами». Игры с использованием «волшебных слов». Игра-сказка «Комплимент Бабе-Яге».

Семья. Общение в семье. Для чего нужна семья. Люди, которые нас любят. Рисунок «Моя семья». Игра «Кто в семье главнее, кто в семье важнее».

Приемы общения. Знакомство с приёмами общения (просьба, приказ, похвала). Игры с использованием приёмов общения. Умение договариваться. Сказка «Теремок». Невербальные приемы общения (жест, поза, мимика). Сказка «В стране, где нет звуков». Игры с использованием приёмов общения.

Раздел II. Развитие ощущений и восприятия (18 часов).

Задачи раздела:

Развитие ощущений, восприятия, ассоциативного мышления. Развитие чувственного аппарата. Умение переносить физические ощущения на характер цвета, звука, линии, поверхности. Взаимосвязь ощущений. Знакомство с пространственными и временными понятиями. Умение выражать свои чувства в различном материале. Развитие пространственного мышления. Понятия «ощущение», «характер ощущения».

1.Цвет. Восприятие цвета. Характер цвета. Цвет и настроение. Цвет и музыка. Игры и упражнения с цветом. Создание рисунков «Фейерверк настроения», «Цвет музыки», «Характер цвета».

2.Запах и вкус. Разнообразие запахов и вкусов. Характер запаха и вкуса. Вкусовые ассоциации. Игры и упражнения на запоминание и ощущения.

3.Звук. Разнообразие звуков. Характер звука. Настроение звука. Звук и музыка. Звук и цвет. Игра–театрализация «Приключение маленького звука»

4.Линия. Характер линии. Линия и настроение. Характер линии. Линия в природе и искусстве. Игра «Театр теней». Упражнение «Линия музыки».

5.Голос. Восприятие голоса. Тембр, интонация голоса. Голос и характер. Передача настроения голосом. Игра-сказка «Семеро козлят»

6.Поверхность. Фактура поверхности. Тактильные ощущения. Ассоциативный ряд.

7.Пространство. Восприятие пространства. Пространство природы. Пространство комнаты. Движение в пространстве. Сказочные пространства.

8.Время. Восприятие времени. Времена года. Время суток. Ориентирование во времени. Путешествие во времени. Игра-театрализация «Сказка12 месяцев».

Раздел III. Развитие эмоционально-волевой сферы (18 часов)

Задачи раздела:

Развитие эмоциональной сферы. Знакомство с понятиями «настроения», «чувства», «эмоции», «характер». Умение понимать настроение и характер музыки, погоды, природы, предметов. Развитие способностей сопереживать. Умение различать чувства и эмоции по выражению лица, позе, походке. Умение соотносить свои желания с возможностями, желаниями других людей.

1.Настроение. Веселое и грустное настроение. Смена настроения. От чего зависит настроение. Настроение цвета, музыки, погоды.

2.Чувства и эмоции. Виды эмоций. Выражение эмоций и чувств. Определение эмоционального состояния другого человека. Умение распознавать эмоции. Умение управлять эмоциями. Игры «Живой пластилин», «Море волнуется», «Зеркало». Рисунок «Моё отражение в зеркале».

3.Характер. Характер человека. Черты характера. Сильный и слабый характер. Проявление характера в сложных ситуациях. Характер сказочных героев. Сказка «Волк и семеро козлят», «Морозко».

4.Поступки. Красивые и некрасивые поступки. Как поступать в трудных ситуациях. Ответственность за свои поступки.

5.Сильные и слабые. Физическая сила. Сила воли. Сила духа. Умение защитить слабого.

Игра-театрализация «Приключения Гулливера». Игры «Слепой и поводырь», «Автомобили».

6.Желания. «Хочу» и «надо». Что такое эгоизм. Желания для себя и желания для других. Желания и возможности. Отказ от своих желаний в пользу других людей. Игра-драматизация «Приключения на воздушном Шаре». Игра-театрализация «Русалочка»

7.Добро и зло. Добрые и злые дела. Добрые и злые люди. Победа добра над злом. Сказка «Красная шапочка». Игра-театрализация «Снежная королева». Игра – театрализация «Приход весны». Развитие волевых качеств, преодоления эгоизма. Нравственная и этическая оценка своих поступков, формирование категорий добра и зла.

Раздел IV Развитие воображения и творческого мышления (18 часов)

Задачи раздела:

Развитие воображения и творческого мышления. Понятия «творчество», «актерская игра». Закрепление полученных знаний и навыков в творческих работах. Умение свободно обращаться с различным материалом, проявлять фантазию и выдумку. Развитие способностей входить в сказочное пространство. Перевоплощение. Представление своего творчества на выставках.

1.Перевоплощение. Проявление актерских способностей. Роли. Маски. Сказочные герои. Игра «Волшебная палочка»,

Инсценировка сказок «Красная шапочка», «Три поросёнка»

2.Украшения мира. Как сделать мир прекрасней. Работа с цветом, звуком и другими материалами. Украшение предметов.

3.Сказочные пространства. Творческое познание мира. Умение видеть необычное в обычных явлениях. Преобразование пространства.

4.Музыка в рисунке. Умение «видеть» музыку. Цветомузыка. Создание музыкальных портретов.

5.Поделки из «мусора». Работа с неоформленным материалом. Умение сделать «все из ничего». Выполнение творческих работ.

6.Итоговое занятие. Повторение ключевых моментов программы с целью закрепления.

2-й год обучения

Раздел I.«Я живу среди людей». 9 часов.

Задачи раздела:

Актуализация и дальнейшее развитие коммуникативных навыков, умение понимать и анализировать ситуацию, строить своё поведение в соответствии с ранее полученными знаниями и опытом

1.«Я умею общаться». Тренинг общения, коммуникативные игры, использование вербальных и невербальных приёмов общения.

2.«Я могу прийти на помощь». Тренинг взаимодействия, анализ «трудных ситуаций» и поиск выхода из них.

3.«Я умею дружить». Понятия «дружба», «друг». Как выбирать друзей.

4.«Я хороший человек». Самооценка, умение видеть и ценить свои лучшие качества. Автопортрет.

Раздел II.«Я – мечтатель и фантазёр». 9 часов

Задачи раздела:

Актуализация творческих способностей, приёмов творческого мышления. Умение находить решение в нестандартной ситуации, проявить фантазию, предложить идею и способ её реализации. Умение использовать предыдущий опыт в новой ситуации.

1.«Я могу придумать сказку». Сказочные сюжеты. Сказочные герои. Преодоление трудностей. Победа добра над злом

2.«Моя мечта». О чём мечтают люди. Как осуществить мечту. Рисунок на тему «Моя мечта»

3.«Я люблю делать подарки». Подарок своими руками. Оформление и содержание. Оригинальность подарка.

4.«Я - волшебник». Тренинг по развитию фантазии и творческих способностей.

Раздел III.«Я – будущий школьник». 9 часов

Задачи раздела:

Оценка уровня подготовленности к обучению в школе, формирование позиции школьника, развитие волевых качеств, чувства ответственности, выработка навыков саморегуляции, умения самостоятельно оценить результат выполненного действия.

1.«Я умею владеть собой». Тренинг саморегуляции, умения проявлять волевые качества.

2.«Я умею слушать и понимать учителя». Упражнения, игры, задания на внимание, понимание.

3.«Я самостоятельный человек». Тренинг поведения в ситуациях, требующих проявления самостоятельности.

4.Диагностика школьной готовности.

Раздел IV.«Я человек с планеты Земля». 9 часов

Задачи раздела:

Осознание себя частью большого мира, формирование позиции «Я землянин». Формирование уважительного отношения ко всем людям, живущим на Земле. Формирование чувства личной ответственности за жизнь на Земле.

1.«Я часть большого мира». Знакомство с сюжетом романа А-С. Экзюпери «Маленький принц». Проигрывание и анализ сцен из романа. Выполнение творческих работ.

2.«Я гражданин Земли». Люди, живущие на Земле. Понятия «национальность», «народ», «традиции». Почему происходят войны. Как сохранить планету. Выполнение творческих работ.

1.4 Планируемые результаты

Критерии результативности разработаны с учётом задач программы:

1.Развитие эмоционально-волевой сферы.

низкий уровень: скованность, невыразительность мимики, жестикуляции, слабый интерес к деятельности, неумение различать внешние проявления эмоций и чувств, неумение их выражать и контролировать;

средний уровень: мимика и пантомимика недостаточно выразительны, интерес к деятельности возникает только после дополнительного стимулирования, «эмоциональный репертуар» не полный, не всегда способен понять эмоции и чувства другого человека, недостаточный эмоциональный контроль;

высокий уровень: мимика и пантомимика выразительны, ребёнок эмоционально вовлекается в деятельность, богатый «эмоциональный репертуар». Умеет понять эмоции и чувства другого человека, способен контролировать свои эмоции в соответствии с возрастом, способен сопереживать.

2.Развитие коммуникативной сферы.

низкий уровень: плохо адаптируется в группе, однообразие приемов общения, повышенная конфликтность или изолированность, неумение взаимодействовать с детьми и взрослыми;

средний уровень: в группе адаптируется, но не со всеми находит общий язык, иногда проявляет конфликтность, агрессивность, не всегда эффективно использует приемы общения;

высокий уровень: быстро адаптируется в группе, со всеми находит общий язык, избегает конфликтов, использует разнообразные приемы общения, умеет взаимодействовать.

3.Сформированность нравственно-этических эталонов.

низкий уровень: неумение дать этическую оценку поступку, персонажу, а также оценку своему поступку, неумение проявлять заботу о других, неумение владеть нормами поведения в группе;

средний уровень: не всегда может дать этическую оценку поступку, персонажу, знает нормы поведения в группе, но не всегда их выполняет;

высокий уровень: нравственно-этические эталоны сформированы, умеет дать нравственную оценку поступку, персонажу, умеет проявлять заботу о других, владеет нормами поведения в группе.

4.Развитие сферы познания и творчества.

низкий уровень: слабое развитие чувственного аппарата, слабая способность к построению ассоциативных связей, неумение выразить себя в продуктивной деятельности, бедность фантазии;

средний уровень: развитие чувственного аппарата недостаточное, не полностью выражает себя в продуктивной деятельности, фантазия развита, но не в полной мере;

высокий уровень: чувственный аппарат развит, богатая фантазия, любит выражать себя в творческой деятельности.

Формами подведения итогов реализации программы являются;

Итоговое занятие, диагностика, выставки творческих работ. Оценка эффективности усвоения материала проводится через анализ творческих работ (рисунки, поделки), анализ речевой деятельности ребенка (высказывания, вопросы), анализ игровой деятельности (способность к перевоплощению, взаимодействие с другими детьми и т.д.).

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график

Количество учебных недель: 36 недель. I полугодие - 16 недель, II полугодие - 20 недель Продолжительность каникул: 103 дня.

2.2. Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

Характеристика помещения для занятий по программе:

Обязательным оборудованием кабинета являются:

рабочая зона, оборудованная столами;

зона хранения учебных пособий, материалов, инструментов, работ;

- помещение для игровых занятий, релаксации.

Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

индивидуальные рабочие столы, стулья, соответствующие возрасту, стол для учителя, доска;

музыкальный центр, ноутбук, экранная панель


Литература

Басина Н. Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке... /. - М. : Фирма "ЛИНКА-пресс", 1997.

Барташников А.А Барташникова И.А. Учитесь мыслить.- Харьков: 2007

Бондс Л. Магия цвета. Цветотерапия на каждый день.- С-П.: 2000

Вачков И.В. Психология для малышей.- М.: 2007

Галанов А.С., Корпилова С.Н., Куликова С.Л.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. -М.:2000

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.,2011

Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009. – 216 с. – (Психологическая работа с детьми).

Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Учитель, 2011. – 297 c.

Дубровина И.В. Я работаю психологом…- М.: 2007

Кравцова Е.А. Разбуди в себе волшебника. -М.: 2005

Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М.: 2003

Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 160 c.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. -М.: Апрель-пресс, 2001

Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепция и технологии.- М.: 2008

Хухлаева О. Тропинка к своему «Я».- М.: 2001


Цифровые ресурсы

https://gigabaza.ru/doc/138133.html Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей»

https://урок.рф/library/igri_dlya_doshkolnikov_na_zanyatiyah_po_psihologii_132853.html

Л.Г. Куликова Игры для дошкольников на занятии по психологии.

https://alt.izh.one/files/blog/70/Эл.%20метод.кейс%20Диагностика%20готовности%20к%20школе.pdf Диагностика школьной готовности

https://infourok.ru/kartoteka-igr-dlya-obidchivih-i-agressivnih-detey-2305833.html «Картотека игр для обидчивых и агрессивных детей»


11

- -

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезные материалы!

26 March 2021